И чтобы наушники были большие, мягкие и надежные. А иначе какой толк? Хотя, понимаю, что это предложение больше похоже на ироничный, но грустный вздох.
Жаль, что окружающие подобное действие не оценят. Ведь в этом случае - на педагога либо косо посмотрят, либо покрутят пальцем у виска, а то и судачить начнут:
- Ай-ай-ай, наглая особа, как она смеет! У нее урок идет, а она там себе Рамштайн слушает!
Ну да, нравится мне Рамштайн, и что? Это же вовсе не значит, что я буду его слушать прямо на работе, на своих кружковых занятиях!
Там не до музыки совсем.
Слишком уж работа серьезная, кружковые занятия в специализированном учреждении для детей с ОВЗ - это вам не шутки, надо постоянно быть начеку! Чтобы и самой не попасть под горячую руку агрессивного ребеночка (любого возраста) с ментальными нарушениями, и не допустить того, чтобы ребенок сам ребенок что-то себе в пылу повредил.
Да, вот так оно бывает! А почему заговорила о наушниках - постепенно объясню. А, если честно, таких больших наушников у меня нет. Плохие - покупать нет смысла, а на хорошие - зарплата не тянет.
Девочка Л.
Ребенок из стационара нашего учреждения, 8 лет, ментальные нарушения.
До текущей трехнедельной смены детей - сама я лично не знала девочку Л. и никогда с ней не занималась, хотя она приезжает на курс уже в третий раз. Так уж вышло, что те прошлогодние смены, где была девочка, я не застала из-за своих долгих послеоперационных больничных и реабилитаций.
А в этот раз - наконец, "свезло" нам познакомиться!
Хотя… некоторые подозрения у меня возникли еще с того момента, когда заведующая нашим кружковым отделом сбросила в чат список фамилий детей очередной смены, которая вот-вот должна заселиться.
Коллеги, увидев в списке фамилию девочки Л., сразу оживились (в не очень хорошем смысле): кто-то - просто поморщился, кто-то - сцепил зубы и зашипел, кто-то - театрально вскинул руки к потолку и застонал: о, нееет! А самая старшая учительница в отделе - с присущим ей "удавьим" спокойствием произнесла:
- Ну что, девочки, придется оптом заказывать наушники. Для всех! Хи-хи-хи!
Упс! Однако, не понравилось мне такое начало. Хотя… нравится-не нравится - это твоя работа! Так что вперед и с песней.
Моё первое занятие с девочкой Л.
Итак, кружок оригами, индивидуальное занятие… Материалы, заготовки и инструменты - уже на парте, рабочее место - "под ключ", жду девочку Л. (по расписанию).
Дверь открывается (точно вовремя!), заходит роскошная симпатичная женщина, здоровается, улыбается… А потом оборачивается назад и говорит:
- Ну что, доча, пойдем заниматься.
А из-за двери - ударной волной хлынул в кабинет затяжной и очень громкий визг:
- Неееет! Не пойдуууу! Аааааа!
Бзззз! В ушах аж задребезжало всё!
Мамочка - выставляет ладошку вперед и кивает, глядя на меня:
- Сейчас, сейчас, подождите, пожалуйста. Мы ВСЕГДА так в новый кабинет заходим. Все хорошо, не обижайтесь на неё.
И чего мне, собственно, обижаться? У нас половина ребят так… Однако, начинаю соображать, о чем вздыхали коллеги над списком в чате.
А мамочка говорит мне:
- Вы пока лучше не вмешивайтесь. Я сама! Ничего-ничего, сейчас войдем и будем заниматься. Только не торопите.
В итоге, после нескольких минут криков, стуков, шлепков и топота - мамочка под руки втискивает ребенка в кабинет.
Ох, да, понимаю, тяжеловато! Девочка Л. - достаточно крупная. Но мамочка- все равно покрупнее будет. Дотащила её до парты и резко плюхнула на стул.
Видимо, от резкого движения, девочка на некоторое время замолчала и стала рассматривать предметы, лежащие на парте.
Когда я с ней знакомилась, она даже не глянула на меня, но руку подала(!) без сопротивлений. Потом, этой же рукой потрогала бумагу и поделку-образец, ну… может быть… а вдруг?
- Вот, доча, будешь такую же делать! - говорит мамочка и по-доброму так улыбается.
Девочка Л. - снова меняется в лице, хмурится, подскакивает на стульчике (порываясь сбежать), а мама - тут же ловит и "вжимает" её обратно.
И тогда девочка Л. издала та-акой оглушительный вопль, что… ну серьезно, очень больно ушам стало, без преувеличений! Аж виски вместе с затылком затрещали (у меня).
- Ааааааа! (беспрерывно секунд на 8) Не буду! Не буду! Нет! Нет! Нееееет!
Заметалась, затопала, стала колотить ладонями (не кулаками) по парте, уже не разбирая, куда там она попадает и что при этом улетает на пол.
- Потише, дорогая, - говорит мамочка и зажимает ей рот рукой, - тут люди везде занимаются, не мешай.
А "дорогая" - вдруг как куснёт мамину руку, ух! А мамина "укушенная" рука - как шлёпнет дочкин кусачий рот, вах!
После шлепка - тишина. И девочка - уже смотрит мне в глаза, берёт заготовку и говорит:
- Давай!
Ну да… Половина времени урока потрачена на "борьбу", зато вторая половина - да ну! Ребенок - ВСЁ делает, инструкцию - выполняет, задания - понимает. А для надежности - над ней мамочка стоит "наготове" и периодически поддавливает руками её плечи.
Вот так и проходит занятие… А я - то и дело говорю сама себе:
- Это нормально! Ты работаешь в таком заведении, что ТАКОЕ - это нормально. Даже если это полный абзац - всё равно, это нормально.
А где еще "нормально"?
В течение дня - то и дело: то за стеной слева, то за стеной справа, до из кабинета напротив, то чуть дальше по коридору - мы с коллегами ежедневно слушали вот такие "концерты". Минимум по 10 минут, каждые полчаса, каждый день! Я серьезно!
И у дефектолога, и у психолога, да даже на всеми любимой "песочной терапии", вездееее!
И, по рассказам ВСЕХ педагогов, сценарий везде один и тот же: сначала - неистовые "оры" при входе в кабинет, потом - такие же (только еще громче) - при объявлении задания, потом - взаимные "трёпки" мамы и ребенка, а потом - безупречная работа с осознанными действиями со стороны девочки. Вот так!
А еще - другая мама подлила масла
В этой же смене лежали мама с сыночком Игорем, которые живут в том же городке, что и наши героини, в одном доме, и даже являются соседями по балкону (собственно, мама Игоря и узнала о нашем учреждении от мамы нашей девочки Л.)
Так уж получилось, что когда Игорь (тоже с мамой) занимался у меня на уроке, в это же время - за другим столом моя соседка по кабинету занималась с девочкой Л. тестопластикой. Ну как занималась? Сначала - тоже 10 минут "шторма", а потом собственно тестопластика.
И снова мама девочки говорит об обстановке, будто бы извиняясь:
- Ой, она-то уже привыкла к вам, только вот не ожидала, что здесь еще и Игорёк наш будет сидеть. Опять новое для неё явление!
Ясно, понятно. Знаю, многие ребята с таким диагнозом очень тяжело реагируют на что-то новое и непривычное. Но… в Игорьке ли дело? Ведь девочка Л. уже много-много раз приходила на занятия, и в наш кабинет, и в другие, и был Игорёк, и не было Игорька…
Ну, ладно, может быть девочка долго привыкает. Но ведь… она уже не только по нескольку раз побывала на всех занятиях в этой смене, она же уже и лежит у нас не впервые!
Конечно, я не говорю об этом прямо, а просто прокручиваю у себя в голове, пока занимаюсь с Игорьком… Однако, мама Игорька - сама продолжила тему после ухода девочки Л. из кабинета:
- Да-да-да, конечно, новое явление, новая обстановочка, новые люди, ага-ага, щас! Вы знаете, мы дома каждый день эту обстановочку слушаем!
Тут-то как раз я и узнаЮ о соседстве семьи девочки Л. с семьей Игорька.
И мама Игорька говорит:
- Какая там новая обстановка и новые люди! К ним еще с сентября учительница на дом приходит, так она вот таким "ором-дёром" её встречает. А нам - всё слышно! Каждый день - одна и та же песня за стеной! О каких там еще "новых людях" соседушка заливает? Учитель-то одна и та же! А "эта" - так и орёт! У нас уже прям семейная поговорка: как слышим визг да грохот - о, значит, к соседям учитель пришел!
Сочувствую маме Игорька. Но не смею сказать ничего плохого ни в их пользу, ни в пользу семьи девочки. Моё дело - занятия вести, а не в соседские "тёрки" вмешиваться.
А для ребенка с таким диагнозом… "отрицание" - вполне обычный (допустимый) ответ на любое предложение. Только слишком уж оно у девочки яростное, стремительное, но при этом частое, затянувшееся на долгие-долгие годы и без просвета впереди.
Ну и, наверное, отказ мамы от "базовой терапии" играет роль. Боится она всё испортить: девочка-то, по сути, по интеллекту - вполне норма, с программой - справляется, пусть и таким достаточно экзотическим способом.
Ничего не имею против девочки Л., совсем! Только вот… тяжело, правда! Слишком больно слушать такие громкие крики. Очень громкий, звонкий, пронзительный голос - рвет уши вдребезги!
А её учительница, наверное, очень хорошая… Я так думаю.
Вам же, дорогие читатели, мира, спокойствия и домашнего уюта.