“Число «π» - это алхимия от математики, своеобразный трансцендентный “философский камень” в её фундаменте”
Говорят, что весь окружающий мир можно описать числами, познать, таким образом, его законы и управлять им. Но никто не знает как это вообще работает. Неуловимы и неосязаемы, если есть вообще, законы сводящие воедино цепочки случайных событий…
Так, если бы не случай и не Папа Климент VIII, кофе, впервые сваренный арабами, вроде как, в Йемене, возможно, не дошел бы до христиан так скоро. Ведь когда кофе впервые попал в Рим, христианские священники считали, что сатана изобрел кофе как заменитель вина, которое мусульманам пить не разрешалось. Поскольку вино использовалось в христианских обрядах, таких как Святое Причастие, священники думали, что кофе, должно быть, принадлежит Антихристу. Столкнувшись с твердым убеждением своего окружения, что кофе — это напиток сатаны, Папа Климент VIII попросил приготовить на пробу ему чашку этого напитка, прежде чем принимать решение.
Мартовским утром, 14-го числа, года 1592 от рождества Христова, без семи семь, интронизированный этим же годом папа римский Климент VIII пригубил, а затем с наслаждением выпил всю чашку ароматного напитка, привезенного в Вечный город из Османской империи. И, вопреки советам всенепременно объявить напиток «нечистым», произнес:
«Этот дьявольский напиток такой вкусный… мы должны обмануть дьявола и благословить его».
Колокольный звон над только что завершенным куполом Базилики святого Петра в Риме, созданном великим Микеланджело Бенвенути, ознаменовал собой начало эпохи барокко и, так уж вышло, - эпохи КОФЕ.
Судьбоносное решение Климента VIII сделало кофе христианским напитком и привело к его массовому импорту в Европу. Хотя тогда об этом еще никто не знал. Так же как не знали в Европе и решения задачи “О семи мостах”, возникшей ровно на 50 лет раньше в 1542 году, в еще даже не появившемся на картах Кёнигсберге, что будет образован лишь в 1724 году слиянием трёх ганзейских городов, возникших вокруг одноименного замка в Тридевятом королевстве Пруссия. Такой вот парадокс получился. Но он легко разъясняется историками, в отличии от самой задачи с мостами, решения которой пришлось ожидать почти 200 лет! И тут мы подходим к самому удивительному числу в истории земной цивилизации. Ведь решит загадку “О семи мостах Кёнигсберга” гениальный математик, профессор, тогда только открытого Санкт-Петербургского университета, Леонард Эйлер в 1737 году. И он же введёт в математический обиход то самое число "π", значение которого до 9 знака после запятой было зашифровано чередой событий самой вселенной в судьбоносный для кофе день. Помните: “Мартовским утром, 14-го числа, года 1592 от рождества Христова, без семи семь…” - 3,14 1592 6.53
Случайно так произошло? Или звезды сошлись тогда определённым образом, что и привело к столь знаковому событию в судьбе мира? А возможно число *π* прописано в геноме вселенной? И при чем здесь город Кенигсберг?
“При помощи совпадений Бог сохраняет анонимность.”
Альберт Эйнштейн
Итак, просто хронология событий:
- Леонард Эйлер — швейцарец по рождению и гениальный математик и физик, решивший загадку “О семи мостах Кёнигсберга” и большую часть жизни проживший в России и Пруссии, ввел в математический обиход число “π”
- Иоганн Генрих Ламберт первым доказал иррациональность числа π в 1761 году.
- Появление понятий «трансцендентный» и «трансцендентальный» ввёл в философию и развил в своих работах Иммануил Кант в 18 веке, за 100 лет до доказательства трансцендентности числа π. Что примечательно, Кант находился в переписке с математиком Ламбертом, хотя и упоминает и о его «неопытности в метафизических умозрениях», но вообще был чрезвычайно высокого мнения о силе его ума, очень многого ожидал от сотрудничества с ним в философии и был огорчен его преждевременной смертью.
- «Богатое математическое прошлое Кенигсберга» (формулировка советника Прусского министерства Альтхофа) побуждает Карла Лу́иса Фердина́нда фон Ли́ндемана принять приглашение из Альбертины, где он отработает 10 лет с 1883 г. по 1893 г. Там в Кенигсбергском Соборе он сочетается браком с актрисой Лизбет Кюсснер, становится ректором Альбертины, и видит появление на свет двоих своих детей. Но в историю Линдеман войдет как математик, представивший доказательства трансцендентности числа π и, тем самым, разрешил известную ещё со времен античности классическую проблему «квадратуры круга», и еще больше привяжет это число к Кёнигсбергу.
Получается, что Кёнигсберг тесно связан с числом “Пи”. И оно является важным скрытым символом этого города, своеобразной руной выгравированной временем на кирпичах его стен. Но в этой истории есть еще и кофе! О важности этого “символа” для Калининграда сегодняшнего или Кёнигсберга вчерашнего можно говорить бесконечно долго. Я, пожалуй, не стану этого делать, а лишь напомню о том, что великий философ из Кёнигсберга, Иммануил Кант, обожал кофе и писал о нём:
“Кофе — это просто счастье… и это счастье можно пить…”
Ещё будучи студентом за услуги репетитора он взимал плату не только деньгами, но иногда — кофе и белым хлебом, которые в то время считались роскошью. А он не мог противится своей слабости. В более зрелые годы Иммануил Кант был известен своей любовью к кофе, хотя и считал его вредным и часто заменял в качестве бодрящего напитка чаем, чтобы не попасть в абсолютную зависимость. Но нет свидетельств, что он кому-то выговаривал за употребление напитка и где-то публично осуждал любителей кофе. А что касается пристрастия, то, похоже, любовь к кофе Кант пронес через всю жизнь и в самом её конце сдался на милость победителя, позволяя, по воспоминаниям современников, выпивать чашку кофе за обедом, чего раньше не допускал:
”… в мире ином я уже не захочу кофе…И на этом баста!"
Что произносилось в том же темпе, в котором он ставил на стол пустую чашку.* И я закончу свою историю о числе Пи, кофе и людях города “К” словами Эрнста Кассирера:
“Правда природы не является ни логической, ни физической — она… символическая”
Ваш чичероне города “К”
_______________________________
*Immanuel Kant: sein Leben in Darstellung von Zeitgenossen / die Boigr. von L. E. Borowski, R. B. Jachmann und E. A. Ch. Wasianski /