Найти в Дзене
Почти историк

Что сделали финны с попавшей к ним в плен комсомолкой

Одно из самых несчастливых поколений – выпускники учебных заведений начала лета 1941 года. Большинство из них отправились на фронт. И сделали это добровольно. Не стала исключением и Маша Мелентьева, которая с первых дней Великой Отечественной войны устроилась работать санитаркой в эвакуационный госпиталь.

Довольно скоро начальство обратило внимание на девушку. Её трудолюбие, а также повышенное чувство справедливости сразу бросились в глаза. Являясь карелкой по национальности, она в совершенстве владела финским языком. Во многом благодаря этим качествам Марии предложили стать разведчицей. И она с радостью согласилась, так как считала, что принесёт намного больше пользы, находясь за линией фронта, в тылу врага, чем в эвакогоспитале.

После окончания школы разведчиков первым крупным испытанием для Марии Мелентьевой стала отправка за линию фронта в июне 1942 года. Её вместе с подругой Аней Лисицыной послали в Шелтозерский район Карелии, который был оккупирован финнами. Обе комсомолки прекрасно владели вражеским языком. Благодаря этому они отлично справились с поставленной задачей. Девушкам удалось организовать плодотворную работу в тылу врага. Они успешно передавали на Большую землю данные о численности противника, предателях Родины и действовавших на оккупированной территории подпольных организациях.

Правда, вернуться домой было суждено только одной из них. На обратном пути Аня Лисицына не смогла переплыть холодную реку Свирь. Поэтому Маше Мелентьевой пришлось в одиночку в течение 5 дней на холоде, без еды добираться к своим. Только через шесть дней она вышла на одно из подразделений 272-й стрелковой дивизии, связалась с ЦК Компартии Карело-Финской ССР и доложила о выполнении задания.

В ноябре 1942 года Марию снова отправили в тыл врага с новым заданием. Девушка должна была обеспечить связь с подпольщиками, которые действовали в районе Сегозера. Она вошла в состав группы советских разведчиков. О судьбе красноармейцев мы можем узнать, в том числе из финских источников. 3 ноября военнослужащие 36-го финского саперного батальона заметили лодку с десятью советскими диверсантами. При попытке скрыться двое из них утонули. Остальным удалось уйти. Но на следующий день двое были пойманы и рассказали об оставшихся членах группы. Благодаря этой информации противнику удалось схватить сначала троих разведчиков, среди которых была Мария Мелентьева, а затем и последнюю тройку.

-2

Финские источники скупо сообщают, что после допроса вся шестёрка советских диверсантов была расстреляна. Но за этой сухой и страшной фразой может скрываться целая ночь пыток и унижений для наших ребят. Финские методы допроса совершенно не отличались гуманизмом и по степени жесткости могли сравниться разве что с венгерскими.

При подготовке материала к данной статье я встречал разную информацию. Одна «краше» другой. Я имею в виду допрос Маши Мелентьевой. Но никаких подтверждений и подробностей я нашёл. В любом случае эта юная девушка совершила подвиг, который останется в веках. В 1943 году Мария Мелентьева была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Она успела прожить на этом свете всего 18 лет.

Информация с сайта Национального архива республики Карелия, а также Национального архива Финляндии.