Индустриальная эра привнесла в профессиональное обучение ясность, не предполагающую многозначности смыслов традиционного академического образования. Образовательные цели преобразуются в учебную программу с использованием инструментов учебного дизайна, определяются наиболее эффективные способы оценивания, учебный материал предъявляется обучаемым, достигнутые результаты анализируются, в учебную программу вносятся соответствующие правки. И все это вместе позволяет достичь высокой степени эффективности профессионального обучения.
Теперь профессиональное обучение, это не ситуативный и хаотичный процесс, результат которого зависит лишь от харизмы преподавателя. Обучение теперь должно быть ориентировано на образовательный результат. Более того, этот результат должен быть измеримым и прогнозируемым. Цель и основная максима обучения нового времени – подготовить успешного работника, т.е. человека с теми навыками и умениями, которые сейчас нужны заказчику обучения – компании, предприятию, корпорации. И эта идеология обучения имеет свое наименование – Эффективность для общества (Social Efficiency, SE).
Менее явно и далеко не последовательно при этом раскрывается вопрос заинтересованности обучаемого в обучении. Предполагается, что профессиональное обучение само по себе является благом для работника, т.е. существует (проектируется) множество стимулов, инициирующих в обучаемом интерес и настойчивость. При этом нельзя не заметить пассивную роль, уготованную обучаемому идеологией SE – несубъектного потребителя стимулов. Все потому, что основой данной идеологии является Бихевиоризм – школа мысли, предполагающая, что поведение можно контролировать и модифицировать за счет внешних стимулов.
Давайте не будем отвлекаться на туманные и не поддающиеся наблюдению мысли и чувства, говорят бихевиористы, а просто сосредоточимся на том, как окружение формирует то, что делает работник. Создайте правильную систему стимулов, и вы сможете контролировать поведение.
Профессиональное обучение в соответствии с идеологией SE доказало свою эффективность. Более того, бихевиоризм является основой действий большинства менеджеров со времен Тейлора, предполагающих, что управление рабочим поведением с учетом пирамиды Маслоу возможно исключительно посредством «кнута и пряника», ну может быть, во все более изощренной форме.
Но для обучения в рамках бережливого производства бихевиоризм является концепцией неприемлемой. И вот почему:
Помимо прочих, основным принципом бережливого производства является «постоянное улучшение (стремление к совершенству)», следование которому приводит к более высокой производительности, меньшей себестоимости при неизменном качестве, удовлетворяющем требованиям рынка. Реализовать данный принцип возможно, вовлекая каждого работника в улучшения, наделяя его необходимыми полномочиями, проявляя уважение к работнику, его достоинству, компетентности и ответственности. В бережливом производстве работник рассматривается как активный субъект, проявляющий агентность исходя из собственных внутренних побуждений в процессе своего взаимодействия с корпоративным социумом при решении по-настоящему значимых для него задач, что в корне противоречит подходу бихевиоризма.
Признание за работником наличия внутренних мотивов и позитивного самоопределения в процессе обучения не позволяет воспринимать его как обучаемого, но переводит его в позицию обучающегося, т.е. человека, самостоятельно конструирующего результат своего обучения. Более того, при обучении в области бережливого производства следует решать и образовательную задачу – целенаправленно трансформировать существующие личные смыслы обучающегося. Завершивший обучение работник должен иметь желание, обладать умениями и быть готовым следовать в корпоративной жизни принципу постоянных улучшений (в том числе и самого себя), являясь тем самым, островком культуры бережливого мышления. Все вышеперечисленное может быть реализовано, если система обучения будет построена в соответствии с идеологией социальной реконструкции (Social Reconstruction, SR)и исходить из принципов Конструктивизма – направления теории обучения, предполагающего, что обучение есть значимый индивидуальный опыт, который формируется за счет деятельности и социальных связей.
Формирование готовности работника к позитивному поведению, есть задача развития компетентности, как способности применения знаний, навыков, деловых и личностных качеств, реализуемая в рабочем поведении и позволяющая работнику успешно действовать при реализации поставленных задач (ГОСТ Р ИСО 9000-2015) на индивидуальном, групповом и организационном уровнях.
Важно, также при создании системы профессионального обучения в области бережливого производства учитывать принципы обучения взрослых – андрагогики:
- взрослым важно знать, для чего они учатся;
- взрослые внутренне мотивированы и самостоятельны;
- жизненный и профессиональный опыт взрослых напрямую влияет на их обучение;
- взрослые проявляют готовность учиться;
- ориентация взрослых обучающихся на решение текущих рабочих задач.
Но если бихевиористская точка зрения при обучении в области бережливого производства должна быть отвергнута, то и стимулирование, как способ придания смысла обучению, перестает быть значимым. Взамен для поддержания и развития внутренних мотивов обучающегося между ним и организацией должен быть установлен некий «социальный контракт». Например: в японских корпорациях действуют «семейные» практики пожизненного найма и назначения по старшинству. В свою очередь работник относится к организации, как к семье и прилагает всяческие неформальные усилия для улучшения общего семейного благоденствия. Игнорирование необходимости заключения такого «социального контракта» приведет к полному обесцениванию результатов обучения – работники, сформировавшие бережливое мышление и проявляющие агентность, через некоторое время покинут организацию.
Отметим, также еще один аспект, не являющийся значимым в бихевиоризме, но имеющий большое значение в рамках конструктивизма, – это социальная среда, в которой развертывается обучение. Социальная среда представляет собой ближайший социальный контекст обучающегося. Такая социальная среда способствует реализации SR в той степени, в какой она: 1) поддерживает автономию (в отличие от требований и контроля); 2) содействует получению результата (в отличие от чрезмерно сложных, непоследовательных или неопределенных сред); 3) проявляет заботу (в отличие от безличной или отвергающей среды). Социальная среда способна выступать в роли источника развития тогда, когда личность активно участвует в этой среде, действуя, взаимодействуя, интерпретируя, понимая, воссоздавая и перепроектируя ее.
Обобщая все вышесказанное можно утверждать, что профессиональное обучение в области бережливого производства должно строиться на следующих принципах:
1. Человек (обучающийся) важен сам по себе.
2. Опытно-ориентированное, трансформирующее обучение в соответствии с философией социальной реконструкции.
3. Явная направленность на достижение практического результата обучения, значимого для обучаемого и организации.
4. Мотивирующий корпоративный социальный контракт.
5. Позитивная и деятельностная социальная среда.