Много лет я организую для школьников летние математические лагеря и провожу в них интеллектуальные вечерние мероприятия: ЧГК, Брейн-ринг и им подобные игры. В процессе подготовки вопросы для этих игр тестируются на более взрослых товарищах. И порой эти взрослые не знают каких-то, казалось бы, всем известных и очевидных вещей. При этом у меня в окружении взрослые - не простые, а достаточно профессиональные, с математическим уклоном (хотя не все прямо совсем "взрослые", бывают и недавние выпускники 18-22 лет).
И отсутствие каких-то "непрофильных" знаний им совершенно не мешает, даже не смущает их нисколько сие обстоятельство. Прямым текстом заявляют, что не знают и знать не хотят! И я несколько теряюсь.
Этот определённый набор знаний, которые у нас в голове просто есть - обычно, мы не помним, откуда и когда их узнали - принято называть общими знаниями. Раньше их получали в школе. По каждому предмету "на троечку" приходилось ответить самый минимум - вот это оно и есть. Понятно, что идеала никогда не было, и кто-то мимо чего-то из этого набора проскакивал - но при первой же встрече с тем, что не знает чего-то элементарного, человек исправлялся либо, по крайней мере, не афишировал своё незнание, не гордился им.
Сегодня же тренд ровно обратный. Люди, очень много знающие не по своему профилю, стыдливо говорят, что "это всё фигня" и знания не афишируют - то ли боятся оскорбить незнаек, то ли боятся издевательств, когда вскроется, что они не знают чего-то другого. Мне лично кажется, что нет ничего постыдного в том, чтобы чего-то не знать, но всё же всегда лучше знать, чем не знать. И узнавать новое всегда приятно.
Но есть ли сегодня какой-то неприкосновенный набор знаний, которым должны обладать все люди, желающие звать себя образованными и интеллигентными? Те самые, общие знания, которые есть более-менее у всех, но никто не помнит, откуда. Или сегодня вообще слово "интеллигентность" не в почёте?