40,6K подписчиков

Врагу не сдаётся Бандерас-варяг. Легендарные исторические приключения 90-х.

654 прочитали

("13-й воин", The 13th Warrior, 1999, США)

Ещё один многострадальный кинопроект знаменитого сценариста и писателя, ныне покойного Майкла Крайтона, о котором мы вспоминали накануне. Причем ещё до выхода в прокат дела у "13 воина" были столь плохи, что Крайтону аж пришлось вспоминать свои режиссерские навыки (благо они имелись). И, отложив премьеру фильма на год, собственноручно доводить его до желаемой кондиции. Вбухав в него ещё больше денег и раздув бюджет до совершенно умопомрачительных 160 млн. $.
Увы - не помогло. И клеймо "Самый громкий кассовый провал 1999 года" горит теперь во лбу этой картины, как та звезда у царевны Лебеди.

- Очень приятно - Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади! Но можно просто Эль Марьячи!
- Очень приятно - Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади! Но можно просто Эль Марьячи!

Это сегодня, когда пересматриваешь "13 воина", недоумеваешь, почему сей мрачно-симпатичный исторический боевик постигла такая плачевная участь. Нет, ну правда, к чему в нём можно придраться? Разве что к нарочито примитивному сюжету, чья фабула укладывается всего в три слова: "Айда пи... бить гадов!". Да ещё, пожалуй, уместен вопрос, почему гораздо более масштабное "Храброе сердце" Гибсона было снято за вдвое меньшую сумму, а здешние 160 "лимонов" на экране совершенно не ощущаются. Какое там, даже "Царство небесное" Скотта "сожрало" всего-то 130 миллионов. При этом и батальный/декорационный размах у него эпичнейший, и длится оно (реж. версия) аж 3 с лишним часа. В отличие от куцых 100 минут "13 воина".

Впрочем, этими вопросами задаешься уже потом, а на просмотре фильма никакие паразитные мысли в голову не лезут. Ибо, какой бы конфликт не возник между первым режиссером, он же "папа" "Крепкого орешка" и "Хищника", Джоном Мактирнаном и Майклом Крайтоном, совокупный талант обоих виден тут невооруженным глазом. Даже безотносительно к примитивному сюжету, "13 воина" просто приятно смотреть и любоваться его "картинкой". Снятой, ясен викинг, не у истоков Волги, как по сценарию, а в горном "живописье" Канады. Но кого волнуют такие нюансы? Тем более, если к картинке прилагается обойма великолепно прорисованных и сыгранных персонажей. Прямо этаких "13 друзей Одина". С суровым Владимиром Куличом во главе и не менее харизматичным Антонио Бандерасом у него на подхвате, даром что формально главгероем этой истории является второй.

Закрутилась же она гораздо южнее - аж в Багдаде 10 века. Где при дворе халифа жил-поживал и горя не знал поэт со скромным именем Ахмад ибн Фадлан ибн аль-Аббас ибн Рашид аль-Багдади (А. Бандерас - на основе реальной исторической личности).
Но, как это бывает с поэтами, думают они порой чем угодно, только не головой. Вот и ибн Фадлан, подумав не ею, а другим местом, решил однажды закрутить любовную интрижку с женой одного влиятельного вельможи. И докрутился - застукали и настучали. Ладно хоть не по башке. И вообще стихоплёт легко отделался: был переведён с писательской на посольскую должность. И тотчас отправлен на край света, что в данном случае оказался землями волжских булгар где-то у слияния Волги и Камы.

Кажется, многие стали забывать, что первого своего людоеда Антонио Бандерас встретил задолго до "Шрека 2".
Кажется, многие стали забывать, что первого своего людоеда Антонио Бандерас встретил задолго до "Шрека 2".

Поехал к шайтану на кулички ибн Фадлан не один, а с мудрым наставником, другом своего отца Мелхисидеком...
...В чём, кстати, тоже можно упрекнуть создателей "
13 воина": позвав на эту роль самого Омара Шарифа, они урезали её до совсем уж неприличного огрызка. Типа "пришёл и ушёл, даже чаю не попив". После чего, говорят, Шариф на них крепко обиделся: озвучил в их адрес много непечатных слов и всю следующую пятилетку с горя нигде не снимался. Хотя, казалось бы, почему было не отправить Мелхисидека в дальнейшее путешествие с викингами и ибн Фадланом? Сюжетный "фэн шуй" из 13 воинов старик бы не нарушил, поскольку сам воином не являлся. А в качестве того же кострового, повара или генератора умных мыслей мог бы им пригодиться.
Короче, ерунду тут сморозил Крайтон, и Шарифа оскорбил ни за что.
Впрочем, мы отвлеклись.

Ну так вот, на Волге ибн Фадлан и Мелхисидек могли бы и сложить свои кучерявые головы, когда их караван наткнулся на злых кочевников. Однако сами кочевники вдруг пустились наутек, завидев на горизонте драккар викингов. Которые супротив арабских послов ничего не имели и сразу позвали их выпить-закусить... на тризне по скончавшемуся намедни конунгу. Чье "свято место" уже занял новый конунг Бульвайф (В. Кулич - на основе легенды о Беовульфе), мужик зело суровый, но справедливый. По крайней мере с забугорными пришельцами, калякающими на тарабарском языке, он вёл себя дипломатично, даже будучи пьяным, а это для викинга уже неоспоримое достоинство.

И всё вроде бы в жизни ибн Фадлана снова наладилось, но беда опять пришла, откуда не ждали.
Точнее - с севера.
Именно оттуда прибыл с просьбой о помощи сын тамошнего конунга. Чей народ стали по ночам буквально живьем поедать какие-то жуткие маргиналы. Что уже не лезло ни в какие ворота и требовало скорейшего урегулирования, а силёнок самим разобраться с каннибалами у местных не было.
Спрашивается, а при чем тут ибн Фадлан?
Так пусть он скажет спасибо пророчице Бульвайфа, которая авторитетно заявила, что ехать дубасить людоедов должны непременно 13 воинов, но один из них не должен быть викингом. Во как! А кто тут у нас ближайший не-викинг, ну-ка покажись?
Короче, "попал" поэт, невольник чести и всё такое. Зато вон сколько новых поэтических впечатлений получит, - столько, что о нём спустя 10 веков и книжку напишут, и кино в Голливуде снимут.

- Здорово, мужики! Пиво, чипсы, орешки, кириешки, овес лошадям - не желаете?
- Здорово, мужики! Пиво, чипсы, орешки, кириешки, овес лошадям - не желаете?

***

В общем, всё и ладно скроено, и крепко сшито, и пересматривается с удовольствием - чего, спрашивается, привередничал массовый зритель в отношении "13 воина" в 1999-м?
Как бы то ни было, история всё расставила по своим местам. И сегодня эта картина Мактирнана/Крайтона считается достойной киноклассикой 90-х. Скрасившей любителям "жирных" исторических боевиков долгую паузу между "Храбрым сердцем" и "
Гладиатором". Ну а то, что в прокате ей фатально не повезло... да кто теперь об этом помнит кроме зануд вроде меня, не так ли?

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):