Продолжаем рассуждать на тему древнего инфантицида.
Жестокий карфагенский ритуал molk/молк обязывал родителей жертвовать первенцев Баал-Хаммону. Считается, что с этим ритуалом связаны тофеты в нескольких местах расселения финикийцев в Средиземноморье - участки, где под открытым небом хранятся останки кремированных младенцев и животных, похороненные в урнах, иногда под каменными маркерами, а также различные алтари, святыни и другие культовые сооружения. Примерно с 1920-х годов тофеты определены как места кровавых ритуалов финикийских жертвоприношений, описанных греческими и римскими авторами.
Самые известные упоминания мы находим у Диодора Сицилийского (20. 14. 4-6, здесь речь идет об осаде Карфагена Агафоклом Сиракузским):
«Они также утверждали, что Крон отвернулся от них, поскольку в прежние времена они имели обычай жертвовать для этого бога благороднейших своих сыновей, но в последнее время тайно купленных и выращенных детей они посылали ему в жертву; а когда было произведено расследование, выяснилось что некоторые принесённые в жертву, были подменены. Когда они задумались об этих вещах, и увидели вражеский стан под своими стенами, они переполнились суеверным страхом, потому что сочли, что они пренебрегли почитанием к богам, которые были утверждены их отцами. В своём рвении загладить вину за своё бездействие, они выбрали двести благородных детей и принесли их жертву публично, а другие, которые были под подозрением, принесли себя в жертву добровольно, в количестве не менее трёхсот человек. Был в их городе бронзовый образ Крона, простирающий свои руки ладонями вверх и наклонно к земле, так что каждый из детей, помещённый на это самое (место), скатывался и падал в специальные зияющие ямы, заполненные огнём».
и у Плутарха (О суеверии. 13):
«… сознательно и намеренно они приносили в жертву своих собственных детей, а те, у кого детей для заклания не было, покупали их, словно птенцов или ягнят, у бедняков, и мать ребенка хладнокровно стояла рядом, не издавая ни единого стона, а если даже рыдала и плакала, то вызывала этим только презрение, дитя же ее все равно приносили в жертву, и больше того — все пространство перед идолом наполняли звуками флейт и грохотом тимпанов, чтобы заглушить вопли и рыдания».
Для укоренения этой точки зрения в современной широкой культуре много сделал французский писатель Гюстав Флобер своим романом «Саламбо»:
«Наконец, шатающийся человек с бледным, безобразно искаженным от ужаса лицом толкнул вперед ребенка; в руках колосса очутилась маленькая черная ноша; она исчезла в темном отверстии. Жрецы наклонились над краем большой плиты, и вновь раздалось пение, славящее радость смерти и воскресение в вечности.
Жертвы поднимались медленно, и так как дым восходил высокими клубами, то казалось, будто они исчезали в облаке. Ни один не шевелился; все были связаны по рукам и по ногам; под темными покрывалами они ничего не видели, и их нельзя было узнать.
Гамилькар, в красном плаще, как все жрецы Молоха, стоял около Ваала, у большого пальца его правой ноги. Когда привели четырнадцатого мальчика, все заметили, что Гамилькар отпрянул в ужасе. Но вскоре, приняв прежнюю позу, он скрестил руки и опустил глаза. С другой стороны статуи верховный жрец стоял так же неподвижно, как и он. Опустив голову, отягченную ассирийской митрой, жрец смотрел на сверкавшую у него на груди золотую бляху; она была покрыта вещими камнями, и на ней горели радугой отблески пламени. Он бледнел, обезумев от ужаса. Гамилькар склонил голову, и оба они были так близки от костра, что края их плащей, приподнимаясь, иногда касались огня.
Медные руки двигались все быстрее и быстрее безостановочным движением. Каждый раз, когда на них клали ребенка, жрецы Молоха простирали на жертву руки, чтобы взвалить на нее преступления народа, и громко кричали: "Это не люди, это быки!" Толпа кругом ревела: "Быки! Быки!" Благочестивые люди кричали: "Ешь, властитель". А жрецы Прозерпины, подчиняясь из страха требованиям Карфагена, бормотали элевзинскую молитву:
– Пролей дождь! Роди!
Жертвы, едва очутившись у края отверстия, исчезали, как капля воды на раскаленном металле, и белый дым поднимался среди багрового пламени.
Но голод божества не утолялся; оно требовало еще и еще. Чтобы дать ему больше, ему нагружали руки, стянув жертвы сверху толстой цепью, которая их держала. Верные служители Ваала хотели вначале считать число жертв, чтобы узнать, соответствует ли оно числу дней солнечного года; но так как жертвы все прибавлялись, то их уже нельзя было сосчитать среди головокружительного движения страшных рук. Длилось это бесконечно долго, до самого вечера. Потом внутренние стенки отверстий зарделись более темным блеском. Тогда стали различать горевшее мясо. Некоторым даже казалось, что они видят волосы, отдельные члены, даже все тело жертв».
Но данная идентификация тофетов с тех пор была оспорена, и не в последнюю очередь из-за потенциальной предвзятости классических авторов, которые обвиняют финикийцев, и особенно карфагенян, в жертвоприношениях детей.
На страницах научных журналов разворачивались жаркие дискуссии: в публикациях ученые скрупулезно подсчитывали детские косточки в погребениях на тофетах и обычных кладбищах и интерпретировали получившиеся цифры. Ревизионисты, то есть, те, что пытались пересмотреть сложившийся взгляд на тофеты, считали их кладбищами для всех младенцев, независимо от причины смерти. Сторонники традиционной теории приводили как аргумент слишком узкий промежуток возраста похороненных на тофетах детей, не похожий на стандартные параметры детской смертности в доиндустриальных обществах.
В ход шла и интерпретация изображений и надписей на погребальных стелах: возможно, что упомянутые в них жертвы за обеты богам включали младенцев, а возможно, это не так.
Однако, похоже, что полноценной ревизии не произошло. Но, как кажется на первый взгляд, археологические исследования тофетов не подтверждают древние сплетни о регулярном жертвовании финикийских малышей кровожадному богу – в массе своей младенцы, «пожертвованные богу», были мертворожденными или умерли естественной смертью. Правда, такой вывод вовсе не отменяет и действительных жертв богам живых детей.
Хочу также напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!