Спешу поделиться с вами свежими впечатлениями о короткой випассане, которую я прошла в эти выходные. И если вы слышали когда-нибудь, что это легко – это значит, что вам сказали не полную правду.
Спойлер: для меня это был первый ретрит в моей жизни, который я несколько лет откладывала, но время, как говорится, пришло. В моих представлениях (другими словами, фантазиях) ретрит – это было нечто наподобие поездки героини Джулии Робертс в фильме, название которому созвучно с тем, что я вынесла в заголовок.
Конечно, на спагетти, красное вино и Колизей я особо не рассчитывала – знала, что питание будет не ресторанного уровня и вегетарианским. Понимала, что придется молчать и заниматься медитацией. Что касается любви, то тут понятное дело можно философски порассуждать о любви ко всему живому или кому-то конкретному. В конце-то концов, любовь – приятный бонус или, как говорил Дейви Джонс в “Пиратах Карибского моря”, ужасный недостаток, одним словом, как посмотреть.
Итак, “ретрит на выходные” представлял собой два полных дня: с заездом в пятницу вечером в большой трехэтажный кирпичный дом и выездом вечером в воскресенье с предварительным подведением итогов.
Почему я решила, что мне надо на ретрит? Ведь жила же я до этого без ретритов. В какой-то момент я осознала, что, во-первых, мне, как преподавателю йоги неплохо было бы освоить медитацию и понять, что это такое, как это работает, зачем это нужно и что это это дает. Во-вторых, я поняла, что на протяжении достаточно долгого времени не могу наладить свою жизнь – занимаюсь только тем, что только работаю и в последнее время даже без выходных.
Не читаю, не развиваюсь, не гуляю и ничего не успеваю из того, что мной на постоянной основе планируется. Я устаю: между утренними и вечерними тренировками нахожу время, чтобы поспать, полежать, что-то посмотреть, возможно, сделать что-то для своего блога, но на этом все. Сколько раз я обещала себе, что буду начинать утро с простираний и небольшой медитации; что буду стараться находить время для небольших прогулок, хотя бы иногда, и для чтения. Но воз и ныне там. Утренние простирания с лихвой заменяются утренними тренировками, прогулки – путешествиями между клубами, а чтение и саморазвитие – лежанием.
Выйти из этого замкнутого круга самостоятельно не получается. И как говорить об осознанности другим, когда ты сам осознаешь свое несовершенство и не можешь договориться с самим собой. Твой внутренний голос (или УМ) как будто все время ищет повод съехать с выбранного пути, предлагая, то отдохнуть, то занять себя чем-то явно не приносящим пользы – ну, ты же устала. Не спорю, я действительно устаю, но то, что твоя жизнь это превратилась в какой-то замкнутый круг, тоже мне кажется неправильным.
Разорвать этот круг я решила насильственным образом – отправившись в свое маленькое путешествие, чтобы какие-то вещи пересмотреть и возможно попробовать найти выход.
Прочитав присланный мне на почту от организаторов распорядок дня, я решила, что это действительно то, что мне нужно. В этом дне учтено все: есть практика йоги на 1,5 часа, три медитации, две часовые прогулки и два часа для чтения, два приема пищи. Что может быть лучше? Только реальность!
На собрании в день заезда нам еще раз напомнили основные правила поведения: не разговаривать между собой, не принимать душ, не пользоваться телефоном, во время прогулок сосредотачивать свое внимание на дыхании, а не смотреть по сторонам и не фотографировать все подряд (главный ужас современного человека), не спать в обед, так как это снижает уровень энергии. Намекнув, что если вы заснете, трое человек в вашей комнате (а мы жили по четверо), будут свидетелями вашего позора.
Дом оказался интересным. В первый же вечер, когда мы выключили свет, в замочной скважине соседней с нами комнаты повернулся ключ и раздался оглушительный лай как минимум двух собак – одна явно была крупная, а вторая поменьше. Затем они бодро пронеслись мимо нашей двери. В темноте и полудреме мне на миг показалось, что это собака Баскервилей и ее мелкая подружка бежали в сторону Гримпенской трясины, имея целью напугать последнего Баскервиля и присвоить себе его собственность в графстве Девоншир в обход всяких там завещаний. Таинственная дверь в течение этих выходных открывалась несколько раз, но с обитателями соседней комнаты мы так и не встретились. Хотя их лай и цоканье когтей по полу периодически были слышны.
Но вернемся все-таки к ретриту, что в переводе с французского языка означает “выход на пенсию”. Оказалось, что выйти на эту самую “пенсию” не так просто: регламент предусматривает три 1,5-часовые медитации в день в позе со скрещенными ногами...
И дело вовсе не в том, что у меня не получалось сосредоточиться и визуализировать раскидистое дерево, которое сначала было обычным дубом, а потом стало больше напоминать дерево с планеты Пандора. Нет. Я испытывала реальную боль от сидения, в какой-то момент у меня даже заболела спина, что, прямо скажем, было неожиданностью. Я настолько была уверена, что физически выдержу, и проблема будет именно с медитацией. А на деле оказалось, что физическое тело подготовило мне сюрприз или это УМ (=внутренний голос), который до этого предлагал полежать и отдохнуть, а теперь как-то исподтишка спрашивал: “И зачем нам это надо? А дома-то как было бы нам сейчас хорошо…”. За окном пели птицы, визжали дети, громыхал гром, качались шишки на красивой и высоченной ели – жизнь продолжалась, а сидеть было сложно. Под деревом с планеты Пандора в своем оранжевом одеянии восседал сам Будда и как-то с укоризной смотрел на мои потуги освоить визуализацию.
Путь преодоления себя, безусловно, один из самых трудных для любого человека, практикующего йогу. Я помню, сколько времени у меня когда-то ушло на удержание балансов на ногах, на первый баланс на руках – это был кропотливый труд. Медитация тоже не оказалась чем-то простым – ой, да я сейчас как сяду, как просветлюсь, как осознаю все на свете. Но нет – и это тоже большой и кропотливый труд. Как мне сказали: “У каждого своя аскеза”, и да это по всей видимости так. И чтобы достичь успеха нужно сначала преодолеть боль. В общем-то, это созвучно со всем что есть в йоге: без терпения и преодоления себя ничего не получится.
Пожалела ли я о том, что отправилась в это небольшое путешествие к себе самой? Однозначно нет. И даже мышцы ног сегодня сказали мне что-то вроде “спасибо” за то, что они поработали чуть больше, чем обычно. А это хорошо, хотя признаюсь, думала будет лучше, но это видимо впереди.
Наверное, самым положительным моментом на ретрите были люди, которые его проходили. На последнем собрании все говорили слова благодарности окружению, звучало это примерно так: “Я видел, что вам тоже тяжело, и меня это подбадривало”. Поддержка друг друга ощущалась каждую секунду и буквально витала в воздухе. Во время одного из перерывов между медитациями, чтобы не заснуть и случайно не понизить свой уровень энергии, я решила выпить чай в столовой. По возвращению в комнату обнаружила, что трое моих соседок, презрев все уровни в мире, повернулись синхронно на один и тот же бок и сладко посапывали. И кто я такая, чтобы осуждать их за это? Я тоже присела на свою кровать и подумала, что есть целых 10 минут, чтоб "полежать немного на боку” исключительно из чувства солидарности.
Вообще не говорить – это полезный навык, который давался мне с трудом (хотя я изначально я была уверена: ой, легкотня, два с лишним дня помолчать). Отсутствие возможности говорить, как мне показалось, ведет к большему взаимопониманию: жесты, взгляды, подбадривающая улыбка, идущего навстречу тебе человека – все было бесценно.
Ретрит уже позади. Было ли это путешествием героини Джулии Робертс? В каком-то плане, да. Еда на эти дни действительно стала практикой и небольшим удовольствием, которое можно было себе позволить совершенно официально. Молитвы выглядели как часовые мантры Ом и освоение Випашьяны (Випассаны) – динамической медитации с визуализацией. Любовь выражалась в том, чтобы посвятить свои старания от практики всем живым существам, связанным с нами кармически.
Что касается всего остального, наверное, первые итоги подводить преждевременно. Сегодня я встала рано – успела сделать простирания и 15 минут помедитировать. В обед тоже помедитировала на балконе. Сколько я еще продержусь в этом режиме неизвестно, зная себя, точнее свой УМ, можно ожидать любые подвохи. Но буду работать над собой, посмотрим, что из этого получится, ведь моя цель упорядочить свою жизнь и творческое развитие.
И еще один немаловажный момент: на подведении итогов нас предупредили, что поездка на ретрит – это своеобразная работа над собой и со своими слабыми сторонами. Мне кажется, вчера вечером мне удалось пронаблюдать результат этой работы воочию. В одном из клубов, где я провожу тренировки, создалась конфликтная ситуация. Это затянувшаяся история, которая по понятным причинам являлась постоянным поводом как для негатива, так и для переживаний. Вчера мы с коллегой решили попробовать договориться, и моя главная задача была остаться максимально спокойной, несмотря ни на что, иначе зачем были нужны эти выходные. И, знаете, мне это удалось! Я была абсолютно спокойна – ни тени тревоги или волнения. И кажется, нам даже удалось о чем-то договориться. Посмотрим, что будет дальше! Ом, друзья. И надеюсь, этот материал будет для кого-то полезным и интересным.
И традиционное: подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и не забывайте оставлять комментарии под материалами.