Перовская Софья Львовна (1853-1881) – революцинерка-народница. Входила в народническую организацию «Земля и воля», после раскола которой (1879) примкнула к «Народной воле». Умеренная политика «Черного передела», также возникшего после раскола «Земли и воли», не соответствовала ее радикальным взглядам: эта организация считала необходимым заниматься, прежде всего, революционной агитацией и пропагандой в сельской местности и среди городских рабочих. Члены «Черного передела» критиковали народовольцев за их приверженность к террористическим методам борьбы, полагая, что тактика индивидуального террора бесполезна и даже вредна. Перовская следовала по пути политического террора и стала одним из наиболее деятельных членов «Народной воли»; она входила в состав Исполнительного комитета организации и принимала участие в обоих неудавшихся покушениях на Александра II. После неожиданного ареста руководителя организации А. И. Желябова 28-летняя С. Л. Перовская фактически возглавила комитет и готовила организацию убийства императора Александра II. После покушения 1 марта 1881 года, меняя адреса, Перовская скрывалась от полиции. 10 марта на Невском проспекте недалеко от Екатерининского сквера ее выследил околоточный надзиратель. 26 марта начался суд, и 29 марта участникам покушения был вынесен смертный приговор.
3 апреля 1881 года Перовская и другие участники теракта были казнены на Семеновском плацу в Петербурге. Софья Перовская стала первой в России женщиной, казненной по политическому обвинению, а сама казнь «первомартовцев» стала последней публичной казнью в стране. Тела казненных были сняты, их положили в гробы и отвезли к Николаевскому вокзалу, а затем на Преображенское кладбище, где и похоронили на братской могиле.
В официальном отчете о казни народовольцев сообщалось, что после нее конные жандармы и казаки, образовав цепь, окружили место, где стоял эшафот, «не допуская к нему подходить черни и безбилетной публики. Более привилегированные зрители этой казни толпились около эшафота, желая удовлетворить своему суеверию – добыть "кусок веревки", на которой были повешены преступники». Примечательно, что в 1913 году в «Историческом вестнике» говорилось, как о неопровержимом факте, о «торговле палачами снятыми с виселиц веревками, после того как казненных отвезли на кладбище».
Михаил ТРУБКИН.