Найти тему

Витебский вокзал и Анна Каренина: про историю здания и открытие новое выставки

Оглавление

Витебский вокзал - один из известнейших исторических сооружений Петербурга, многие считают его самым красивым вокзалом в России. Место притягивает к себе внимание любителей архитектуры, романтики, кинематографистов и др. Именно на этом вокзале было снято более 100 кинокартин. Среди известных - "Вокзал для двоих", "Шерлок Холмс", "Троцкий", "Серебряные коньки", "Анна Каренина", "Брат", "Шаляпин" и др.

Мой телеграм-канал - Ехал Грека по проспекту (больше личного, заметки, подборки, полезное, опросы, картинки и др.)

Честно говоря, и моя повседневность какое-то время была связана с вокзалом: я работала рядом с ним (через дорогу - в Военно-медицинском музее) и каждый день добиралась на электричке. И практически никогда не придавала значению, где я нахожусь, какая история у вокзала.

Предлагаю вспомнить кратко историю здания, после чего я расскажу о новой выставке "Тайны Карениной", которая открылась сегодня - 3 июля и будет еще открыта до конца сентября.

История здания

Витебский вокзал считается самым старым, и он же первый в России. В 1837 году была открыта первая железная дорога из Петербурга в Царское Село, а затем она была проведена и в Павловск (но это уже другая история, до которой я еще доберусь). Тогда первый вокзал назвали Царскосельским.

Царскосельский вокзал. 1860-е годы
Царскосельский вокзал. 1860-е годы

Сначала вокзал состоял из двух деревянных павильонов, которые были соединены платформами. В одном павильоне находились помещения III класса, а в другом — I и II классов. Вокзал располагался на окраине города, поэтому рядом с ним были построены залы ожидания, багажное отделение, ресторан и гостиница.

В 1849-1852 году построено новое - каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона.

Новое здание

С 1900 года Царскосельская ветка стала принадлежать Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, которая проложила путь до Витебска, в результате чего вокзал стал называться Витебским. Новые собственники рассматривали возможность переноса Витебского вокзала за Обводный канал или расширения его территории путём засыпки Введенского канала (кстати, Введенский канал все-таки засыпали - в 1967 году, но уже не из-за вокзала, насколько мне известно). Однако им удалось приобрести только часть Семёновского плаца и 1-й офицерский полковой флигель. На месте этого флигеля было построено здание правления железной дороги. Вокзал располагался и располагается сейчас по адресу Загородный проспект, 50.

Закладка здания Царскосельского вокзала. 1900 год
Закладка здания Царскосельского вокзала. 1900 год

Из-за высокой интенсивности движения земляную насыпь подъездных путей подняли на высоту до пяти метров, а на пересечении с Обводным каналом были созданы двухуровневые развязки. Поэтому к интересным фактам этого вокзала стоит добавить тот, что поезда прибывают на второй этаж.

платформы вокзала. 1904 год
платформы вокзала. 1904 год

В 1904-1905 годах здание было достроено по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша (внутренние интерьеры). Вокзал стал одним из первых общественных пространств в Петербурге, выполненного в стиле северный модерн.

Вид на вокзал 1905-1917
Вид на вокзал 1905-1917

В работе вокзала применялись современные (для начала ХХ века) технологии. Для автоматической подачи багажа и почты там были созданы специальные тоннели и лифт. Между железнодорожными путями находился диспетчерский пункт — первое в России гражданское здание из монолитного железобетона.

Царскосельский вокзал 1904 год
Царскосельский вокзал 1904 год
Царскосельский вокзал. Почтовый подъезд. 1904-1907
Царскосельский вокзал. Почтовый подъезд. 1904-1907

В 1918 году вокзал переименован в Детскосельский, но в 1935 году снова вернул свое название - Витебский.

Детскосельский вокзал
Детскосельский вокзал

Что с ним произошло в годы Великой Отечественной войны?

По одной версии, вокзал был разрушен и после войны восстанавливался;

По другой версии, Витебский вокзал нарочно превратили в разрушенный, то есть он был тщательно замаскирован под руины. С помощью этой хитрости вокзал сохранил свой дореволюционный облик (в это я верю больше, исторические фотографии тому свидетельство).

Бронепоезд в укрытии на Витебском вокзале. 1942 год
Бронепоезд в укрытии на Витебском вокзале. 1942 год
Введенский канал 1942-1950, на фоне - Витебский вокзал
Введенский канал 1942-1950, на фоне - Витебский вокзал
Витебский вокзал через Введенский мост. 1945 год.
Витебский вокзал через Введенский мост. 1945 год.

Современное состояние

В 2001 и 2017 годах вокзал был отреставрирован. С недавнего времени на вокзале стали периодически проводить парады ретропаровозов. Кстати, один из них я случайно застала. Если найду фотографию, сюда прикреплю чуть позже.

Еще один интересный факт: при входе на вокзал есть проход к двум лестницам, сделанным в начале ХХ века: первая лестница - парадная - предназначалась для пассажиров I класса, вторая - обычная - предназначалась для пассажиров II и III классов. Угадайте, по какой лестнице ходят люди сегодня?

В пинтересте собрала доску фотографий современного вокзала - посмотреть можно здесь

Парадная лестница Витебского вокзала. 1999 год
Парадная лестница Витебского вокзала. 1999 год

Выставка "Тайны Карениной"

Причина написания этой статьи и есть открытие новой выставки. Я узнала об этом случайно и была очень рада (Анна Каренина - один из моих любимых романов).

Выставка необычная и заявлена как выставка-исследование, главная цель которой - раскрыть главных героев и показать детали истории Анны Карениной, которые могли ускользнуть от читателя.

Событие приручено к выходу документально-игрового сериала "Тайны Карениной" и является наглядной иллюстрацией или презентацией (пока не знаю, как правильно это все назвать) исследованием литературоведа Павла Басинского.

Я обязательно поеду, но несколько позже - 11 июля. Вместе с самой выставкой запланированы различные мероприятия - дискуссия с Павлом Басинским, куратором выставки (03.07), презентация сериала (04.07), лекция "Мода эпохи Карениной, я поеду на нее как раз (11.07), лекция "Поезд в романе, в балете, в Анне" (25.07). Записаться можно здесь. Это не реклама, я не знаю, насколько там интересно, узнаю, напишу здесь об этом.

Читайте также:

И мой телеграм-канал - Ехал Грека по проспекту (больше личного, заметки, подборки, полезное, опросы, картинки и др.)