Найти в Дзене

Витебский вокзал и Анна Каренина: про историю здания и открытие новое выставки

Оглавление

Витебский вокзал — один из наиболее известных исторических сооружений Петербурга; многие считают его самым красивым вокзалом в России. Место притягивает к себе внимание любителей архитектуры, романтиков, кинематографистов и других. Именно на этом вокзале было снято более 100 кинокартин. Среди известных — "Вокзал для двоих", "Шерлок Холмс", "Троцкий", "Серебряные коньки", "Анна Каренина", "Брат", "Шаляпин" и другие.

Переходите в мой telegram-канал - Ехал Грека по проспекту - канал о городской жизни: урбанистика, люди и просто жизнь (спойлер: там самое "мясо")

Честно говоря, и моя повседневная жизнь какое-то время была связана с вокзалом: я работала рядом с ним (через дорогу — в Военно-медицинском музее) и каждый день добиралась на электричке. И практически никогда не придавала значения тому, где я нахожусь, какой историей обладает вокзал.

Предлагаю вспомнить кратко историю здания, после чего я расскажу о новой выставке "Тайны Карениной", которая открылась сегодня, 3 июля, и будет открыта ещё до конца сентября.

История здания

Витебский вокзал считается самым старым и первым в России. В 1837 году была открыта первая железная дорога из Петербурга в Царское Село, а затем она была проведена и в Павловск (но это уже другая история, до которой я ещё доберусь). Тогда первый вокзал назвали Царскосельским.

Царскосельский вокзал. 1860-е годы
Царскосельский вокзал. 1860-е годы

Сначала вокзал состоял из двух деревянных павильонов, которые были соединены платформами. В одном павильоне находились помещения III класса, а в другом — I и II классов. Вокзал располагался на окраине города, поэтому рядом с ним были построены залы ожидания, багажное отделение, ресторан и гостиница.

В 1849—1852 годах было построено новое каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона.

Новое здание

С 1900 года Царскосельская ветка стала принадлежать Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, которая проложила путь до Витебска, в результате чего вокзал стал называться Витебским. Новые собственники рассматривали возможность переноса Витебского вокзала за Обводный канал или расширения его территории путём засыпки Введенского канала (кстати, Введенский канал всё-таки засыпали — в 1967 году, но уже не из-за вокзала, насколько мне известно). Однако им удалось приобрести только часть Семёновского плаца и 1-й офицерский полковой флигель. На месте этого флигеля было построено здание правления железной дороги. Вокзал располагался и располагается сейчас по адресу Загородный проспект, 52.

Закладка здания Царскосельского вокзала. 1900 год
Закладка здания Царскосельского вокзала. 1900 год

Из-за высокой интенсивности движения земляную насыпь подъездных путей подняли на высоту до пяти метров, а на пересечении с Обводным каналом были созданы двухуровневые развязки. Поэтому к интересным фактам этого вокзала стоит добавить тот, что поезда прибывают на второй этаж.

платформы вокзала. 1904 год
платформы вокзала. 1904 год

В 1904-1905 годах здание было достроено по проекту С. А. Бржозовского и С. И. Минаша (внутренние интерьеры). Вокзал стал одним из первых общественных пространств в Петербурге, выполненного в стиле северный модерн.

Вид на вокзал 1905-1917
Вид на вокзал 1905-1917

В работе вокзала использовались современные (для начала XX века) технологии. Для автоматической транспортировки багажа и почты были построены специальные тоннели и установлен лифт. Между железнодорожными путями располагался диспетчерский пункт — первое в России гражданское здание из монолитного железобетона

Царскосельский вокзал 1904 год
Царскосельский вокзал 1904 год
Царскосельский вокзал. Почтовый подъезд. 1904-1907
Царскосельский вокзал. Почтовый подъезд. 1904-1907

В 1918 году вокзал переименован в Детскосельский, но в 1935 году снова вернул свое название - Витебский.

Детскосельский вокзал
Детскосельский вокзал

Что с ним произошло в годы Великой Отечественной войны?

По одной версии, вокзал был разрушен и после войны восстанавливался;

По другой версии, Витебский вокзал нарочно превратили в разрушенный — то есть его тщательно замаскировали под руины. Благодаря этой хитрости вокзал сохранил свой дореволюционный облик (в это я верю больше: исторические фотографии тому свидетельствуют).

Бронепоезд в укрытии на Витебском вокзале. 1942 год
Бронепоезд в укрытии на Витебском вокзале. 1942 год
Введенский канал 1942-1950, на фоне - Витебский вокзал
Введенский канал 1942-1950, на фоне - Витебский вокзал
Витебский вокзал через Введенский мост. 1945 год.
Витебский вокзал через Введенский мост. 1945 год.

Современное состояние

В 2001 и 2017 годах вокзал был отреставрирован. С недавних пор здесь периодически проводят парады ретропаровозов. Кстати, один из них мне как-то удалось застать. Если найду фотографию, прикреплю её позже.

Ещё один интересный факт:** при входе на вокзал есть проход к двум лестницам, построенным в начале XX века. Первая — парадная — предназначалась для пассажиров I класса, вторая — обычная — для пассажиров II и III классов. Угадайте, по какой из них ходят люди сегодня?

В пинтересте собрала доску фотографий современного вокзала - посмотреть можно здесь

Парадная лестница Витебского вокзала. 1999 год
Парадная лестница Витебского вокзала. 1999 год

Выставка "Тайны Карениной"

Причина написания этой статьи — открытие новой выставки. Я узнала об этом случайно и была очень рада («Анна Каренина» — один из моих любимых романов).

Выставка необычная и заявлена как выставка-исследование. Её главная цель — раскрыть образы главных героев и показать детали истории Анны Карениной, которые могли ускользнуть от читателя.

Событие приурочено к выходу документально-игрового сериала «Тайны Карениной» и представляет собой наглядную иллюстрацию (или презентацию — пока не знаю, как точнее назвать) исследования литературоведа Павла Басинского.

Читайте также:

И мой телеграм-канал - Ехал Грека по проспекту (больше личного, заметки, подборки, полезное, опросы, картинки и др.)