Найти тему
Petr Vokhmintsev

Нереализованные проекты развития ракеты Сатурн-5

Оглавление

В обсуждении особо мощных твёрдотопливных двигателей прозвучал вопрос о том, что если у оригинального Сатурн-5 не хватает тяги для взлёта то почему бы к нему ускорители не прицепить? Да хоть от Титана-3, благо были уже.

От Титана, не от Титана, но прикидки ракет на базе Сатурн-5, но с большей грузоподъёмностью были.

Возможные модификации Сатурн-5. Из открытых источников.
Возможные модификации Сатурн-5. Из открытых источников.

Saturn V-MLV-1

Проект 1965 года.

Грузоподъёмность - 139 т. на НОО, 49,6 т к Луне
Тяга - 40 019 900 Н
Стартовая масса - 3 501,35 т.

Первая ступень по сравнению с оригинальной немного удлинена, имеет сухую массу 170 тонн и вмещает чуть больше 2500 тонн топлива. Воторая тоже немного потяжелее. А вот чтобы всё это смогло взлететь предполагалось использовать двигатели F-1A, у которых тяга по сравнению с F-1 увеличена на 20%(!), а удельный импульс на 6 сек.

Saturn V-MLV-1. Из открытых источников.
Saturn V-MLV-1. Из открытых источников.

Saturn MLV-V-4(S)-B

Проект 1967 года

Грузоподъёмность - 172 т. на НОО, 64 т к Луне
Тяга - 69 317 100 Н
Стартовая масса - 4 699,86 т.

Вот у этой модификации предполагалось цеплять по четыре боковых ускорителя UA1207 от ракеты Титан с тягой 7 116 999 Н каждый

Saturn MLV-V-4(S)-B. Из открытых источниокв
Saturn MLV-V-4(S)-B. Из открытых источниокв

Была ещё версия А с чуть меньшей грузоподъёмностью, "всего" 160 тонн, но это из-за ускорителей UA1205 с немного меньшей тягой

Saturn V-23(S)B

Проект 1967 года

Грузоподъёмность - 223,5 т. на НОО, 85,6 т к Луне
Тяга - 72 338 400 Н
Стартовая масса - 6 342,5 т.

Тут уже ускорители UA 156 в количестве 4 штуки с тягой по 8 924 482 Н.

Saturn V-23(S)B. Из открытых источников
Saturn V-23(S)B. Из открытых источников

Saturn V-25(S)B

Проект 1968 года

Грузоподъёмность - 326,5 т. на НОО, 112 т к Луне
Тяга - 161 846 500 Н
Стартовая масса - 9 882 т.

Четыре твёрдотопливных мегаускорителя калибра 260 дюймов (6,6 метра) с тягой по 35 391 395 каждый. О них я недавно писал:

Saturn V-25(S)B Из открытых источников
Saturn V-25(S)B Из открытых источников

Saturn V-25(L)

Проект 1967 года

Грузоподъёмность - "всего" 262,6 т. на НОО, 99,85 т к Луне
Тяга - 87 737 400 Н
Стартовая масса - 7 178,9 т.

Ускорители жидкостные на паре керосин-кислород в каждом по два двигателя F-1. Тяга 15 486 600 Н.

Saturn V-25(L). Из открытых источников
Saturn V-25(L). Из открытых источников

Так что планы по дальнейшей эксплуатации и модернизации сверхтяжёлой ракеты были. Это не считая других модификаций типа оснащения первой ступени шестью двигателями

Варианты первой ступени с пятью и с шестью двигателями. NASA TM X-53252
Варианты первой ступени с пятью и с шестью двигателями. NASA TM X-53252

Или установки семи двигателей на второй ступени

Схема расположения семи двигателей J-2 на второй ступени. NASA TM X-53252
Схема расположения семи двигателей J-2 на второй ступени. NASA TM X-53252

Плюс планировался разгон тяги двигателей F-1 до 748 тс тяги, а позже до 816 тс. А двигателей второй и третей ступеней J-2 до 1100 кН. Это не считая ступеней с ядерными движками

Конфигурации Сатурн-5 с ядерной ступенью для лунной транспортной системы. NASA TM X-53252
Конфигурации Сатурн-5 с ядерной ступенью для лунной транспортной системы. NASA TM X-53252

Но не срослось. Денег не дали.

Такие дела.