Сегодня мы поговорим о нашумевшем тренде "человекоцентричности" (кто про нее еще не сказал, интересно 😅). Основа этого тренда подразумевает, что компания перестает выжимать из сотрудника результат в одностороннем порядке, а начинает равноценный обмен: результат на хорошее отношение и дополнительные плюшки, помогающие сотруднику приятнее себя чувствовать на работе. Базируется этот тренд, в основном в ИТ-компаниях. Там дефицит профессиональных кадров наступил раньше и в больших масштабах, поэтому и удерживают изо всех сил. Не только в России, но всему миру. В развитых странах этот тренд пришел раньше, чем в России. И вот, какая интересная ситуация сейчас происходит.
🤯 Проблемы "человекоцентричности"...
В мире самые крутые по человекоцентричности компании - это Google, Amazon, Microsoft, Netflix. Но именно они первыми столкнулись с интересной проблемой – отказом кандидатов от компании со столь значительным набором всех инструментов «удовольствия от работы» в пользу компаний, которые не могут позволить себе всех wellbeing-инструментов и быть столь человекоцентричными, но позволяют выбирать интересные проекты с творческим подходом и смыслами, важными и интересными сотруднику 🧐
Эффект масштаба: "чем крупнее компания, тем мельче разбивается процесс, тем более узкой становится зона ответственности". Чем профессиональнее сотрудник, тем грустнее ему работать в узкой зоне ответственности. Компания начинает компенсировать эти неудобства материальными благами в неденежном выражении. Когда такой подход для сотрудника в новинку, когда он чувствует, как компания впервые разворачивается к нему лицом и раскидывает руки для объятий – это подкупает и мотивирует. А что же потом? А потом, мы наблюдаем на примере зарубежных компаний, что наступает насыщение и даже пресыщение благами❗ И вновь на первые позиции выступает истинная мотивация, а она не материальна (вспоминаем пирамиду Маслоу). Кстати, в России тоже есть крупные игроки рынка, которых начали нагонять проблемы этого тренда.
А как же быть❓ И что случилось❓
А случился перекос. Потеря баланса между человекоцентричностью и эффективностью. Баланс живет в коридоре, когда компания являет сотруднику «человеческое лицо» и даем ему благ столько, сколько нужно, но не больше (оптимальное количество) и просит эффективности в деятельности. Задача непомерно сложная. Именно поэтому сейчас на конференциях в большинстве выступлений звучит «человекоцентричность должна быть, давайте не теряя ее, найдем эффективность». Увы, никто не знает панацеи от неэффективности, волшебных таблеток нет. Но есть инструменты эффективности без потери человекоцентричности– очевидные и не очень. Будем их разбирать в следующих статьях на нашем канале Дзен и в Telegram https://t.me/WhatForHR.
Также читайте статью о «Трендах HR-2024» и их связке с корпоративной культурой https://dzen.ru/a/ZoUWyunmSBCubnO4?share_to=link