Найти тему
w-sail

Алтайский каникулы. День первый. Чуйский тракт. От Барнаула до села Чибит. Личный опыт и немного теории

Оглавление

На Алтае я провел семь дней. Кто-то скажет всего, но для меня это целых семь незабываемых дней. Каждый день получался не похожим на другой. И достойный отдельного рассказа.

Стаканчик для кофе из придорожного кафе
Стаканчик для кофе из придорожного кафе

Посмотрели и горы, всевозможных размеров и оттенков, и бурные, живые реки, и вековую, бескрайнюю тайгу и непонятно откуда появившуюся степь и много еще чего интересного: водопады, ущелья, мосты и т.д. и т.п.

У Алтая лишь один недостаток. Одиночке-путешественнику, если ты без машины, передвигаться по нему непросто. Поэтому я, для первого знакомства, решил взять коллективный тур. Никогда раньше так не отдыхал. На сайте youtravel.me выбрал один из многочисленных предлагаемых там вариантов.

Долина реки Чулышман. Туда и на автомобиле трудно добраться. Хотя видели там и пеших туристов, и даже их подвозили. Но это точно не мой вариант
Долина реки Чулышман. Туда и на автомобиле трудно добраться. Хотя видели там и пеших туристов, и даже их подвозили. Но это точно не мой вариант

Уже по их количеству можно понять насколько Алтай, и популярен и разнообразен. 482 тура, любого уровня сложности и по всем уголкам Алтая.

Я остановился на туре под названием Золотое кольцо Алтая. Его и буду нахваливать. Искренне и безвозмездно. В знак благодарности за мои короткие, но насыщенные самыми яркими впечатлениями алтайские каникулы.

Водопад Куркуре
Водопад Куркуре

В конце дам ссылку на тур и буду рад, если кому-то помогу определиться с выбором. Как с положительным, так и с отрицательным. Потому что Горный Алтай это не для лентяев и любителей комфорта. Там чтобы хоть что-то увидеть нужно походить ножками.

В нашем случае не много, но иногда очень интенсивно. Тур предполагает низкий уровень активности и средний уровень комфорта. Согласен и с тем и с другим. Хотя, думаю, есть и другие мнения насчет уровня нагрузки. Поэтому перед поездкой неплохо бы позаниматься хоть какой-то физкультурой. Не помешает точно.

По дороге к Марсу
По дороге к Марсу

Для меня и части нашей будущей команды поездка началась с Барнаула. Остальные присоединились к нам в Горно-Алтайске. Наверное, сразу дам совет. Если есть возможность, то летите до Горно-Алтайска. Потому что дорога от Барнаула до Горно-Алтайска, которая занимает часов пять, ничем особенным не примечательна.

Впрочем, и ничего страшного в ней нет. И если билет до Барнаула будет намного дешевле чем до Горно-Алтайска, то пять часов дороги можно и потерпеть.

Тем более, что небольшие "плюшки" для "барнаульцев" все же будут. Знакомство с Барнаулом (если вы прилетите заранее), краткий заезд на родину Шукшина в село Сростки и остановка у памятных стел на границе Алтайского края и республики Алтай. Немного, но "горноалтайцы" этого не увидят.

Барнаул мне показался довольно симпатичным городом. Любознательному туристу там найдется, что посмотреть и куда сходить. В галерею добавил лишь три фото. Можете полистать. Но на самом деле интересных мест в Барнауле тьма.

Впрочем, про Барнаул лучше отдельно. Тем более, я полноценно побывал в нем уже после поездки по Горному Алтаю.

А в первый день я "познакомился" лишь с барнаульским аэропортом. Зал ожидания, который на втором этаже, там довольно уютный. Быть может, мне так показалось, потому что пассажиров было немного, а сам аэропорт небольшой. И еще в нем приличное кафе с вполне разумными ценами.

Аэропорт Барнаула
Аэропорт Барнаула

Тур начинается с того, что в 7-00 забирают пассажиров прилетевших к этому времени в аэропорт. Но московский рейс задержали, и все сдвинулось на два часа. Эта задержка нам потом "аукнется" вечером. На базу мы приедем тоже на два часа позже. Весь наш маршрут первого дня можно посмотреть на карте.

В начале десятого мы забрали в Барнауле тех, кто приехал раньше и отправились в Горно-Алтайск по знаменитому Чуйскому тракту.

Стенд на одной из стоянок
Стенд на одной из стоянок

Официально Чуйский тракт начинается в Новосибирске, но примерно до Бийска это обычная равнинная дорога. Да и после Бийска ничто не обещает, что скоро она превратится в одну из живописнейших дорог мира. Просто то там, то здесь начинают появляться небольшие холмы, которые с каждым километром становятся чуть выше.

Но все же больше пока внимания привлекают ухоженные поля. Начинаешь понимать, почему Алтайский край называют житницей Сибири, да и всей России. Вокруг не просто поля, а поля во множественном числе. Они бегут, меняясь и вдоль дороги, и одновременно уходят далеко вглубь, до горизонта.

Никогда не видел такого моря подсолнухов
Никогда не видел такого моря подсолнухов

Но это не степь, лесов тоже много. И они чем-то неуловимым отличаются от привычных мне лесов средней полосы. Как не странно, но быть может обилием берез. Это дальше, в Горном Алтае, уже пойдут кедры и пихты, а в Алтайском крае береза. Та самая шукшинская, из "Калины красной".

И первая запланированная остановка у памятника Шукшину на горе Пикет. Огромное чистое поле и на нем, на камне-постаменте, сидит Василий Шукшин и смотрит вдаль, на свое родное село Сростки. "Моделью" для памятника послужил сам Василий Макарович. Высота камня два метра, памятника восемь, но из-за размера поля он не кажется большим. Размер понимаешь, лишь подойдя ближе.

Памятник В.М. Шукшину.
Памятник В.М. Шукшину.

Скульптор Вячеслав Клыков увековечил в бронзе последние кадры из фильма "Печки-лавочки". Они снимались на этой самой горе. Не буду вставлять в текст свое "неуклюжее" видео. Посмотрите лучше оригинал. Как не странно, мало что изменилось. Разве что деревья стали выше и гуще, да деревенские крыши раскинувшегося внизу села в большинстве своем покрыты современным ондулином.

В селе есть музей В.М Шукшина. И даже не один. Так что если поедете самостоятельно и будет время и желание, то можно посетить и попробовать понять, откуда появился такой талантище.

Сцена на которой проводят ежегодные Шукшинские чтения. Впервые были проведены в 1976 году спустя два года после смерти Шукшина. Согласитесь, хорошая традиция. Мы чуть-чуть "разминулись" с чтениями. День рождение у писателя 25 июля, а мы были 23
Сцена на которой проводят ежегодные Шукшинские чтения. Впервые были проведены в 1976 году спустя два года после смерти Шукшина. Согласитесь, хорошая традиция. Мы чуть-чуть "разминулись" с чтениями. День рождение у писателя 25 июля, а мы были 23

Село Сростки (название появилось после того как срослись несколько близлежащих деревенек) находится почти на самой границы Алтайского края и республики Алтай. Следующая наша остановка у памятных стел, установленных у этой самой границы. Находятся они в поселке со звучным названием Долина Свободы. Про него есть интересная легенда. Но расскажу ее чуть позже.

Вид на стелу с обратной стороны. Она сделана в форме коновязи, столба, е еоторому привязывают лошадей
Вид на стелу с обратной стороны. Она сделана в форме коновязи, столба, е еоторому привязывают лошадей

У стел сделана большая парковка, потому что запечатлеть себя на фоне памятного знака много желающих. К тому же, кроме видной издалека главной колонны, на площадке есть и еще что посмотреть.

"Прикольный" памятник туристу-походнику, отправляющему в пеший тур по Горному Алтаю со своей верной собачкой. Рассмотрите повнимательней его снаряжение.

Памятник туристу
Памятник туристу

Именно так и должен выглядеть настоящий турист. Готовый ко всем тяготам и лишениям. Правда, не уверен, что его собачка должна быть так экипирована.

Его еще называют Пилигрим
Его еще называют Пилигрим

Памятный знак с указом Императрицы Елизаветы Петровны. Установлен в 2016 году, в честь 260-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. Когда гиды рассказывают об этом событие, они обязательно делают акцент на добровольность. И я тоже "подчеркну" этот момент.

Архитектурный комплекс «Аил». Аил это традиционное жилье алтайцев. Когда-то они жили именно в таких "домиках". Но и сейчас традиция не забыта. Чуть ли не у каждой избе в селе стоит летняя кухня, построенная в форме аила. И скорее всего это не просто дань традиции, но и удобно.

Так же рядом с памятным знаком есть смотровая площадка на Катунь. В сезон (да думаю и в не сезон) у стел всегда полно туристов.

В Горно-Алтайске, который начинается буквально через несколько километров, наша группа воссоединилась. В самый последний момент к нам присоединилось еще два человека. И вместо двенадцати нас стало четырнадцать. Чему, по факту, я оказался очень рад. Денис среди нас был самый жизнерадостный. Да и еще один мужчина в нашей компании не помешал.

Река Катунь
Река Катунь

Группа у нас получилась разновозрастная, и в основном женская. Но поездки в путешествие всегда сближают людей и общались мы очень хорошо. Невзирая на возраст и пол. Не скажу что мы сдружились, но о всех своих попутчиках вспоминаю с удовольствием. (Всем кто читает, большой-большой привет).

Горно-Алтайск мы лишь чуть "задели". Сам город остался в стороне. Мне он показался довольно большим. Даже не верится, что в нем живет всего 65 000. Но все-таки столица, и статус обязывает. (А всего в республике Алтай проживает 220 000).

Горный Алтай
Горный Алтай

Когда в следующий раз окажусь в Горно-Алтайске обязательно постараюсь увидеть "Укокскую принцессу". Так называют мумию женщину пазырыкской культуры жившей на Алтае в VI–II вв. до н.э. Пузырыкские курганы мы увидим через пару дней.

А вот на "принцессу" можно посмотреть лишь по определенным дням. Алтайцы жили, а многие и сейчас живут, руководствуясь лунным календарем. И "принцессу" разрешено показывать лишь когда луна в полнолунии. В этот раз я на принцессу все равно бы не попал, так что надеюсь в следующий раз "звезды сойдутся" правильно.

После Горно-Алтайска начинается почти тот Алтай, каким я его себе и представлял. Почти, потому что я точно не мог предположить, что попаду в Горном Алтае в самую настоящую автомобильную пробку, ничуть не хуже питерских, когда весь город в выходные пытается выехать за город.

-18

Зато появилась возможность разглядеть, как живет цивилизованный туристический Алтай. И не скажу что мне не понравилось. Домики приличные, территория ухоженная, люди счастливые.

В следующий раз, если поеду не один, то обязательно на пару-тройку дней задержусь в Бирюзовой Катуни или на Манжероке. Но не больше, потому что настоящий Алтай начинается дальше, и снова увидеть я хочу именно его.

Чуйский тракт Фото из окна авто
Чуйский тракт Фото из окна авто

В первый день мы проехали 592 километра (и прошли всего, точнее я прошел, 8610 шагов). Автомобильный путь можно разделить на до Бирюзовой Катуни и после. И если в первые 300 км (до Катуни) можно устать от долгой дороги и даже захандрить: когда же это кончится, то после забываешь и про усталость и про хандру.

Хочется ехать и смотреть на красоту за окном. Вот он настоящий Чуйский тракт. Сто раз правы те, кто признал его одной из самых живописнейших дорог мира. Жаль только что нельзя остановиться. Если бы ехал по тракту на своем авто оставшиеся 300 километров я бы ехал три дня. А так только оставалось делать снимки на ходу.

Чуйский тракт. Фото из окна авто
Чуйский тракт. Фото из окна авто

Чуйский тракт показался мне удобным для самостоятельной поездки. Асфальт отличный, ровный. Правда, двухполоска, но после пробок у Горно-Алтайска и встречных и попутных машин не много. И это при том, что были мы в самый пик сезона (или около него), c 23 по 29 июля. Такое впечатление, что большинство прилетают сюда ради отдыха на Манжероке.

Но возможно впечатление и обманчивое. Потому что баз отдыха, мотелей, гостевых домов, турбаз и прочих мест отдыха вдоль дороги неимоверное количество. Называются они по-разному, но выглядят примерно одинаково.10-15 симпатичных деревянных домиков стоящих в самых красивых локациях.

Во многих местах дорога идет параллельно реке и достаточно просто съехать с тракта, и ты уже в отеле. Если, конечно, места есть. Как, примерно, это жилье будет выглядеть, покажу в конце. Когда доберемся до нашей базы.

Чуйский тракт. Фото из окна авто
Чуйский тракт. Фото из окна авто

Первая запланированная остановка (уже на самом тракте) на Семинском перевале. Остановка обязательная, но визуально не очень интересная. Ничего красивого с перевала вы не увидите. Разве что гору Сарлык.

Зато на подъеме к перевалу, который начинается почти сразу за селом Топучая и продолжается девять километров, виды очень живописные. (Спуск с перевала выходит на 2 километра длиннее и более серпантинистый).

-22

Остановка обязательная, потому что это первый и к тому же самый высокий перевал на Чуйском тракте. Высота 1717 метров. Когда вышли из автобуса ощутили не высоту, а холод. Семинский перевал самый непредсказуемый по погоде на всем тракте. Даже летом там прохладно и ветрено.

На перевале так же стоит стела в честь стела в честь добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Выглядит не очень привлекательно, потому что поставили ее еще при Советской власти, в начале 60-х годов.

-23

Неподалеку расположена база олимпийского резерва для лыжников и биатлонистов «Семинский». Есть даже горнолыжный подъемник, но летом он, кажется, не работает. Зато зимой можно покататься на лыжах даже простым смертным.

Если виды с перевала не очень, то это не значит, что смотреть в окрестностях перевала нечего. Чтобы увидеть настоящую алтайскую красоту нужно из своего комфортного автомобиля пересесть на не очень комфортный, но очень эффектный и проходимый, и за энное количество денег ваc c ветерком (и возможно с вашим матерком) доставят к неизведанным местам Алтая. Заберетесь на высоту на 2507 метров. Пролистните галерею и увидите список этих мест.

Следующая остановка, через 80 километров, на перевале Чике - Таман. Чике - Таман с лихвой окупает всю некрасивость Семинского. Красота с него открывается нереальная. Смотровые площадки есть на обе стороны долины.

Мы на перевал приехали уже в восьмом часу вечера, поэтому туристов там было уже не много. А так, в сезон, это место очень популярное. Думаю у каждого, кто ехал по Чуйскому тракту, есть множество фото с перевала Чике-Таман.

Чике-Таман
Чике-Таман

Со смотровой площадки можно увидеть и старую дорогу. Чике-Таман, с алтайского переводится как прямая подошва. Даже у нынешней дороги на перевал много крутых поворотов, а старая была еще круче. И тот, кто шел сзади мог только видеть подошвы впереди идущего. В 1925-27 годах проложили первую автомобильную дорогу. С трудом представляю каких усилий это стоило.

Перед торговыми рядами стоит памятник строителям Чуйского тракта. Вот так с киркой и тачкой они и строили этот перевал, да и весь тракт. "Гвозди б делать из этих людей, крепче не было бы в мире гвоздей". Это точно про наших дедов и прадедов.

Посвящается трудовому подвигу строителей Чуйского тракта
Посвящается трудовому подвигу строителей Чуйского тракта

На перевале мы провели всего лишь полчаса. С учетом ходьбы до смотровых и обратно совсем немного. как тут опять не позавидовать автомобилистам которые могли оставались здесь сколько хотели.

И еще немного фото с перевала Чике-Таман и видео. Но вы понимаете, что вживую все это выглядит намного ярче.

Следующая остановка через пятьдесят километров. Это слияние рек Чуи и Катуни. Но эти 50 километров скучать нам было некогда. За окном нескончаемой чередой мелькали пейзажи горного Алтая. Я уже сто раз говорил про красоту Чуйского тракта и с удовольствием повторю в сто первый. Сказочно красиво.

Чуйский тракт
Чуйский тракт

И пусть со слиянием нам не очень повезло, но панорама окружающих гор все подправила. Эффектнее всего слияние рек обычно смотрится с середины августа, когда воды Катуни становятся бирюзовыми. Так что будем считать, что мы просто приехали немного раньше. Смотрите видео. Нашел в интернете красивое фото. Если пролистнете мое, то увидите. Если, конечно, это не фотошоп.

У алтайцев это место считается священным, как и многие перевалы. В таких местах у них принято общаться с духами и повязывать в знак просьбы ленты разных цветов.

Хотя, думаю, эти ленты все же повязали туристы, ищущие на Алтае места особенной силы или просто желающие еще раз сюда вернуться. И если не ошибаюсь, то красные ленты все же повязывать не принято.

-30

Самостоятельные туристы могут еще перед слиянием рек остановиться у Ининского подвесного моста. И даже походить по нему. Мы же посмотрели на него лишь краешком глаза. На мосту у нас остановка не запланирована.

Зато следующая наша остановка была уже минут через двадцать. В 16 километрах от смотровой площадки на слияние Чуи и Катуни находится святилище Адыр-Кан. Место очень любопытное и очень древнее.

Скалы в Адыр-Кан
Скалы в Адыр-Кан

Целая россыпь петроглифов и даже отлично сохранившийся оленный камень. Оленный камень это собирательное название древних камней с изображениями. Чаще всего это как раз олени, отсюда и название. Но в Адыр-Кане это каменный воин. Один из немногих оставшихся стоять на своем историческом месте. Остальные "перебрались" или в незаконные частные коллекции или в музейные фонды.

-32

Воин относится к скифской культуре. Возраст 2-3 тысячи лет. (Такой у археологов разброс лет. Мы говорим: женщине лет 40-45, они говорят 2-3 тысячи лет). Но что он скиф они определили точно. По изображению меча. Он у воина "висит" на боку. А на задней стороне камня можно разглядеть, если хорошо приглядеться, лошадь.

Немного похвастаюсь. В последние три года мне везет на петроглифы. (И все в июле месяце). В 2022 в Азербайджане, в Гобустане, в 23 году в Кыргызстане в Чолпан-Ате и вот сейчас на Алтае. Алтайские, кстати, самые яркие. Их видно и без подсказок. Если знать, где смотреть.

Одна группа находится на скалах за воином. Она довольно скромная. Но если пройти левее до конца скал и повернуть, то увидите целую галерею первобытной живописи. Живопись я написал без всякой иронии. наши далекие предки точно так же самовыражались в своих рисунках как и мы. Примерный возраст все те же 2-3 тысячи лет тому назад. Но, к сожалению, нашлись и современные безмозглые вандалы-художники оставившие свои "автографы". Листайте галерею.

А через 16 километров еще одна остановка. Успели мы как раз вовремя. Был уже десятый час вечера. Минут через 15-20 уже окончательно стемнело. (Я почему-то думал, что на Алтая, в горах, солнце садится рано). Поэтому фото получились темноватыми.

Официально место, где мы остановились, называется памятник Мужественным шоферам Чуйского тракта, а не официально памятник Кольке Снигиреву. И именно так его все и называют.

Памятник Кольке Снегиреву
Памятник Кольке Снегиреву

Кто такой Колька Снегирев? Герой одной старой и замечательной дворовой песни (так я определил ее жанр для себя). Я, если честно, и сам это не знал. Не буду пересказывать всю историю. Лучше сами послушайте. И тогда все поймете. Называется "Есть по Чуйскому тракту дорога". Переслушал несколько вариантов и мне кажется, лучше всех ее исполнили Гарик Сукачев и Александр Скляр. Настоящий шедевр. Так только они умеют. И текст песни полностью выбит на памятнике. Так что получается памятник все же Кольке.

Памятник стоит на площадки у обрыва над рекой Чуя. И при определенной доли фантазии, если слушали песню, можно представить в деталях как все происходило. (После поисков песни еще решил обязательно посмотреть старый фильм 1964 года. "Живет такой парень". Режиссер Шукшин, главная роль Куравлев, снят на Алтае и на Чуйском тракте, и песня там тоже звучит. Но больше всего хочу посмотреть именно на Чуйский тракт. Каким он был 60 лет назад).

Вид на памятник со старого Чуйского тракта
Вид на памятник со старого Чуйского тракта

Помимо памятника Кольке Снигиреву здесь же находятся и еще три интересных памятника.

Фрагмент хорошо сохранившегося старого Чуйского тракта. И возможно даже не фрагмент. В памяти отложилось, что Кристина, наш гид, говорила, что по нему и сейчас ездят на мотоциклах. Но, может быть, что-то и путаю.

Глядя на эту частичку старого тракта восхищает и удивляет две вещи. Как по нему ездили. И как это построили.

Старый тракт
Старый тракт

Чуйский тракт еще красиво называют "дорогой жизни и смерти". Жизни, потому что в годы войны по нему перевозили множество грузов, которые спасали жизни людей. А смерти, потому что можно сказать, что дорога построена на костях. В 30-е годы ее ударными темпами строили заключенные лагерей и местные жители, алтайцы. Ни тех, ни других, особо не берегли.

Этому событию и посвящен еще один памятник в этом месте. Пожалуй, надпись на памятнике лучше меня обо всем расскажет. "Посвящается коренным жителям Алтая, чья история тесно переплетена с историей Чуйского тракта - "дорогой Жизни и Смерти". И еще приписка. "Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистой душой кочевников...".

Слова эти принадлежал замечательному писателю Вячеславу Шишкову. Кто читал его "Угрюм-реку", думаю согласятся со мной насчет замечательности писателя.

И хотя эти слова никакого отношения к 30-м годам не имеют, (это цитата из книги "Чуйские были" и рассказывает еще про царские времена) но, к моему удивлению, Шишков имеет к появлению Чуйского тракта самое прямое отношение. По основной своей профессии он был инженер, и еще перед революцией провел все изыскания и сделал проект будущей трассы. И за основу строительства тракта уже в советское время и был взят проект Шишкова. Неподалеку от Манжерока, на 467 км. Чуйского тракта стоит памятник этому человеку.

Верстовой столб на 745 км Чуйского тракта. До монгольской границы, ,где Чуйский тракт заканчивается, 197 километров.
Верстовой столб на 745 км Чуйского тракта. До монгольской границы, ,где Чуйский тракт заканчивается, 197 километров.

Вообще тема строительства нынешнего тракта очень интересная, но лучше я про нее не буду. Увлекусь и уйди в другую сторону. Как-нибудь в другой раз. Или сами пояндоксите.

Лучше обещанную легенду о поселке Долина Свободы. Она как раз в тему. Якобы название появилось после того, как там разрешили поселиться зекам, досрочно освобожденным за ударную работу на строительстве Чуйского тракта. К сожалению, это красивый вымысел. Впрочем, настоящая история появления название не менее интересная. Так решили назвать свое поселение, приехавшие сюда в 1921 году, коммунисты и комсомольцы. Были ли они там свободны и от кого не известно, но название осталось.

Памятник шаману
Памятник шаману

И совсем недавно в этом месте появился еще один интересный памятник. Памятник алтайскому шаману. К сожалению, это все что я про него знаю. Когда Кристина про него рассказывала, я был занят другими делами и все прослушал. Могу, конечно, домыслить. Судя по тачке судьба у них тоже была незавидная и имела к тракту самое прямое отношение. Для большевиков, что поп, что шаман оба антирелигиозные элементы. Но это моя трактовка. Кто знает правильную, поделитесь в комментариях.

Памятник шаману
Памятник шаману

Оставшуюся часть пути, еще километров 45 пути и час времени мы проехали в темноте и красоту пути пропустили. Вот тут и сказался наш поздний отъезд из Барнаула. А что дорога была красивой нисколько не сомневаюсь, потому что первое что мы увидели на следующее утро выйдя из домика это были горы, до которых можно было дойти за пару минут.

Но это было завтра. А в первый день, после позднего ужина, переполненные впечатлениями и усталостью мы разошлись по своим домам. Позади первые 592 километра нашей алтайской перезагрузки.

Как выглядел наш приют на следующие две ночи можно посмотреть на видео. На мой взгляд, очень даже комфортно. Хотя, у вас может быть и другое мнение.

Ссылка на наш тур Золотое кольцо Алтая. Искренне рекомендую, если соберетесь ехать на Алтай. Впрочем, и другие думаю не хуже.

Авторские туры по Алтаю

Еще туры на Алтай от прямых организаторов

Авиабилеты на Алтай

Прокат авто на Алтае

Отели и гостиницы

Частный сектор

Еще немного по теме.

Горный Алтай без фотошопа. Много фото, мало текста. Личный опыт и немного теории

Алтайские каникулы. День второй. Марсианские горы и Гейзерное озеро. Личный опыт и немного теории

Желаем приятного отдыха!

Ставьте, пожалуйста, лайки статье, если она вам понравилась.

Доброе слово и кошке приятно! И к тому же это поможет в продвижение статьи.

И подписывайтесь на наш канал. Постараемся, чтобы Вам было интересно и полезно наше знакомство.