Найти тему
Shark & Fox

TES LORE: Сказки, мифы, легенды

Оглавление

Рубрика: Лоро-разборы.

Основной вопрос, который будет разбираться в данной статье звучит так:
Как стоит относиться к таким лорным источникам, как сказки, мифы и легенды?

Реальная мифология

Мифы - это квинтэссенция и концентрация всего человеческого опыта.

Основная особенность мифа заключается во всеобщем единстве и свободе законов логики, что отличает от реалистичного повествования. С помощью мифов передается именно больше человеческого опыта. Всё это есть очень сложное и запутанное выражение опыта, где объединены чувства, эмоции, знания, художественное искусство. Миф по сути своей не является чем-то однозначным, он меняется со временем от сказителя к сказителю. В мифах не существует определенности.

Культурные особенности, сакральный символизм, живопись, музыка и прочие творческие направления позволяют создавать среду, в которой развиваются этносы. Так появляются сказки, образы, тесно связанные с передачей национальной, религиозной и эмоциональной традиции, которая позволяет обеспечить выживание нации и культуры в целом.

Мифологические сказания и предания являются основным способом передачи эмоционального и коммуникативного опыта. Именно мифы, музыка и образы вызывают резонанс, порождающий различные эмоции. Разные народы испытывают разный базовый спектр эмоций, и это напрямую связано с доступом к ресурсам. Если дефицита ресурсов нет и их хватает на всех, тогда в эмоциях больше наблюдается радость и счастье. А если же есть необходимость бороться за эти самые ресурсы, то в эмоциях больше негативных окрасок - гнев, ненависть. Именно эти эмоции будут преобладать в таких условиях.

Герои в сказках могут быть разными, но их путь всегда одинаков.

Как строятся мифы в фэнтези

Сценаристы, нарративщики используют иной метод построения повествования, отличный от мифов реальной истории. В основном они ориентируются на реалистичность, а история более конкретная и рациональная. Причины такого уклада вещей могут быть разными, но факт остается фактом. Тем не менее, разработчики TES явно отличились от остальных и об этом подробнее ниже.

Мифология TES

Несмотря на проработанный лор Древних Свитков, разработчики где-то намеренно, а где-то не очень не дают точных ответов на многие и многие вопросы и казалось бы "дыры" в лоре. Намеренность состоит в том, что подход создания противоречивой друг другу информации создает поле для фантазии фанатов игровой вселенной, провоцируя долгие обсуждения и споры. Чем это хорошо, ведь мы не знаем точных ответов и все только запутывают? Хорошо это для разработчика тем, что создается поле социальной метаигры. То есть это однозначно идет в плюс бизнесу, когда сохраняется интерес к игре, также это привлекает новых игроков, поддерживаются бурные обсуждения вокруг игры. Пока о игре помнят - она будет приносить доход, будет известной. Кроме такой бесплатной рекламы есть еще один плюс - нет необходимости тратить ресурсы на продумывание лора до мельчайших деталей, отдавая на откуп фанатам выстраивать множество теорий. Куда исчезли двемеры? Думайте сами.

Неоднозначность, сюрреалистичность, всё это имеется в серии игр The Elder Scrolls. Все те черты, присущие реальной мифологической системе.

Вектор развития лора серии игр

The Elder Scrolls: Arena - стандартный сюжет о злом колдуне.

The Elder Scrolls: Daggerfall - акцент на историю, геополитику и дворцовые интриги.

Начиная с частей Redguard и Morrowind - вектор развития резко изменился с появлением таких людей в команде как Майкл Киркбрайд и Курт Кульманн. Они изменили концепт, который ранее принадлежал Кену Ролстону, у которого по задумке вместо Морровинда было описание дворцовых интриг в Саммерсете.

Майкл Киркбрайд и Курт Кульманн сначала создали Карманные путеводители по Империи, а затем приступили к созданию различных мифов, историй, прорабатывали расы, полностью продумали философию аэдра и даэдра и прочие важные элементы лора вселенной. Но помимо этих двоих подключились затем и дизайнеры - Кен Ролстон и Дуглас Гудолл.

Мифология в TES - всё одновременно является всем. Киркбрайд преобразовывает в миф как конкретные объекты, так и всякую концепцию. Законы природы - Кости земли. Магия музыки и звуков с вибрациями - тональная архитектура.

"Затем Вивек показался из яйца со всеми своими конечностями и особенностями, сливаясь с имитацией своей матери с жабрами и смешиваясь со всеми искусствами раненного звёздами Востока, под водой и в огне, в металле и в пепле, становясь в шесть раз мудрее. И стал он единством мужчины и женщины, магическим гермафродитом, воинственной аксиомой, сексом-убийством языка и единственным во всём срединном мире." - 36 уроков Вивека, проповедь 8.

Кто-то думает что Вивек - трансвестит? И ошибется. Так как более верным будет то, что он божественно неопределён. Он является образно-функциональной сущностью, согласно мифологии.

Лор-мастер TESO Лемон Таттл в работе над дополнением Summerset придерживался того же стиля, что и Киркбрайд:

"Первая истина Вечно Взведенной Пружины — это истина Нирна. У души Нирна два лица. Первое нам известно — Нирн-Предшествующий, или же Нирн Многих Частей. Это Нирн из осколков, собранных нетвердой рукой, которому еще предстоит осознать себя. Его колебания нерегулярны, работа его часового механизма нарушена страхом и обманом. Его недостатки не в деталях, а в их совокупности. Каждая шестерня — это божество. Каждая пружина — это мысль. Но механизм, построенный многими, не знает точности мастера. Шестерни эт’Ада не могут породить истинный Нирн, потому что они знают лишь свои части. Они не видят целого. Око Сота Сила игнорирует такое разделение. Где сломленные боги видят лишь осколки, наш Отец Сота Сил видит целое. Он видит Второй Нирн.
Когда Ану расколол себя, он сделал это, чтобы понять свою природу. В этом разделении смыслы, которые плавали в своей необъятности, думали постичь себя. Шестерни эт’Ада дали себе много имен и своей волей принялись за созидание. Увы, они прислушивались к советам Лорхана и забыли лик Ану. Они считали себя разными и цельными. И затем многие руки собрали мир, и каждая — со своим намерением и корыстной целью. Итогом стал Нирн Многих Частей. Сломанный и протекающий паровой корабль, что кренится от каждого порыва ветра." - Истина в последовательности, том 1

Во вселенной The Elder Scrolls выполняются закономерности мифологического пространства. Каждое определяет каждое, что угодно может соприкоснуться с чем угодно... Все эти образы переплетаются между собой. Вспомните Деформацию Запада, где происходят взаимоисключающие друг другу события. То же самое имеется и в древнегреческих мифах.

В мифах стираются разницы между гусеницей и лепестком. Также нет никакой разницы между солнцем, созвездиями, божествами. Все противоречия сливаются в единое целое, отражаясь связующим потоком жизни.

Один персонаж может стать богом, коснувшись чего-то сакрального, а другой внезапно оказывается реинкарнацией древнего святого.

Духи, божества и концепции, слитые воедино, слабеют и становятся смертны. В недрах вулкана завалялось сердце бога. А эльфы-мимокрокодилы берут его и используют, достигая божественности за счет его энергии.

Вспомните какую-нибудь игровую вселенную, где авторы вдохновляются на таком же уровне символизации и метафоричности.

Как использовать мифы при разборе лора?

Теперь же, когда мы поняли, как стоит относиться к лорной литературе по типу Деформации Запада, наверное теперь станет меньше обвинений в духе "Придумали как небрежно закрыть дыру". Наверное...

Отсюда возникает и больше понимания, почему же лороведам, да и не только им свойственно придумывать свои теории и предположения касаемо различных спорных и неоднозначных моментов в лоре, порожденных как раз по причине метафоричного повествования и символизма.

Отвечая на основной вопрос, важно помнить о мифическом начале всех таких источников, и желательно подчеркивая это той аудитории, что не посвящена в такие тонкости. При упоминании своих теорий важно разделять и выделять явно из цитат и конспектов на основе официальных источников. А при разборе лорных моментов мифы и прочие абстрактные элементы не стоит воспринимать и интерпретировать в буквальном смысле.

Буквальное трактование информации даже обыграно в лоре в виде мышления обычного смертного человека, где можно спокойно провести аналогичную параллель теорий фанатов вселенной и ответами от разработчиков.
Достаточно почитать сказку про Боэтию и Тринимака из книги Повелитель Душ:

— А что ты знаешь о нем?
— Не много, — тряхнул головой Аттребус. — Моя нянька любила развлекать меня сказкой о нем. Когда-то я ее очень любил.
— Правда? А можешь мне рассказать?
— Давным-давно, — начал принц, — жил себе герой, которого звали Тринимак, величайший рыцарь среди народа эльнофей, победитель Лорхана. В один прекрасный день он задался мыслью разыскать Боэту, принцессу-даэдра, и покарать ее за все преступления. Но Боэта узнала, что Тринимак ищет ее, и, надев личину старухи, стала на обочине тропы. «Доброго дня, почтенная, — поздоровался Тринимак, когда увидел ее. — Я ищу принцессу Боэту, чтобы покарать ее. Не скажешь ли ты мне, где я могу найти негодяйку»? «Я не знаю, — отвечала старуха. — Но дальше по тропе стоит мой младший брат. Может быть, он знает. Я с радостью подскажу тебе, как найти его, если ты почешешь мне спину». Тринимак был не против, пока не увидел ее спину, покрытую отвратительными язвами. Но раз согласился, деваться некуда, и он почесал гнойные раны. «Спасибо, — поблагодарила старуха. — Ты найдешь моего брата на левой обочине за следующим перекрестком». Тринимак зашагал дальше по тропе, а Боэта помчалась короткой дорогой, забежала вперед, принимая облик старца. «Доброго дня, почтенный, — поприветствовал его Тринимак, поравнявшись. — Я видел твою старшую сестру, она говорила, что, возможно, ты укажешь мне путь к убежищу принцессы Боэты». «Нет, не смогу я тебе помочь, — отвечал старик. — А вот моя младшенькая сестра знает. Но я подскажу, как найти ее, только после того, как ты вымоешь мне ноги». Делать нечего, Тринимак согласился, хотя ноги старца оказались настолько вонючими и мерзкими, что даже спина старухи не шла с ними в сравнение. И, тем не менее, герой выполнил обещание, в награду узнав, где ему искать младшую сестру. Снова Тринимак пошел по тропе, а Боэта, забежав вперед, превратилась в прекрасную девушку. Приближаясь к ней, Тринимак опасался, что опять придется трогать язвы или промывать гнойные раны, но, увидев красавицу, приободрился. «Я повстречал твоего старшего брата, — сказал он. — Он обещал, что ты подскажешь мне дорогу к убежищу принцессы Боэты». «Да, я знаю дорогу, — кивнула девушка. — И охотно подскажу тебе, но в награду ты подаришь мне поцелуй». «Куда же я денусь»? — ответил Тринимак, но едва он наклонился, чтобы поцеловать красавицу, ее рот распахнулся шире его головы, и Боэта проглотила его одним махом. Потом Боэта, переварив тело Тринимака, отрыгивала его и испражнялась им до тех пор, пока — звучит это довольно дурацки — не превратила в большущую кучу навоза, из которого слепила нового Тринимака. Гордый рыцарь, превратившийся в дерьмо, от стыда убежал прочь. Так он стал принцем Малакатом, а все, кто почитал его, так же изменились, превратившись в орков.
Женщина взглянула на него как-то особенно.
— И это твоя любимая история?
— Когда мне было семь лет? Да.
— Вы люди, — она покачала головой, — такие странные и непонятные существа...
— Что ты хочешь сказать? — удивился он и вдруг догадался. — Ты — альтмер, да? Высокий Эльф? Как же ты никогда не слышала о Тринимаке?
— Нет, я, конечно же, слышала о Тринимаке, — заявила Силэнса, опуская правую ладонь на пол темницы.
Казалось, твердая поверхность растаяла и потекла к ней.
— Кто ты на самом деле?
Но Силэнса, все еще сидя на корточках, начала очень быстро расти. Но и кроме этого, она тоже менялась — цвет глаз и волос изменился на серый, лицо расплылось и стало, похожим на свиное рыло, появились клыки. Черты женщины исчезли, а когда она встала на ноги, то пол под Аттребусом дрогнул и принц понял, что она держит его на ладони, поднимая вверх. Стены темницы исчезли, тварь, в которую превратилась Силэнса, возвышалась на сотню футов. Ладонь с принцем поднялась к чудовищному лицу. Рядом, на второй ладони сидел Сул, тоже нагой и тоже пленник.
— Малакат, — охнул Аттребус.
— Так меня называют, — ответил принц-даэдра, голосом, похожим на треск ломающихся деревьев. Его дыхание напоминало зловонный ураган.