Найти в Дзене
NewMan

Фрэнк Заппа — Часть первая (хотя есть вариант, что единственная и последняя)

Оглавление

Вот такая непростая задача выбора стоит передо мной, уважаемые читатели.

С одной стороны, я просто обязан перед самим собой и перед многими выдающимися музыкантами закончить цикл статей про гигантов джазового баса, ибо огромное количество великих мастеров тонких пальцев и толстых струн осталось неохваченным.

Но с другой стороны, как мне показалось, читатель проявил не слишком большой интерес к этой теме. Может быть по причине недостаточной популярности джаза в нынешнее время, может быть по причине специфики аудитории, которая всё же предпочитает тут эстраду или рок-музыку, ну а может быть по причине не очень интересного изложения материала с моей стороны.

А у меня давно уже лежит в черновиках начатая статья про такую выдающуюся личность, как Фрэнк Заппа.

Но здесь тоже подстерегает опасность, потому что это статья предполагает охватить всё его творчество и поэтому снова получится большой. Писать коротенькие простенькие статьи на сложные темы я не хочу и не умею, а переучиваться уже поздно, да и нет никакого желания. Профанация темы - это не моё. Значительные явления заслуживают значительного охвата и глубины погружения в тему... иначе нечего и браться.

Вроде бы нужно собраться с силами и эту статью закончить. Но я, честно говоря, уже малёха подутомился писать монструозные статьи. 

Ко всему прочему - это тоже очень непростой музыкальный материал, да и вообще, далеко не всем заходит Заппа

-2

Поэтому предлагаю поступить так.

Я сейчас напишу статью про Фрэнка, но небольшую и совсем не по всему его творчеству. Потом вы выскажитесь, хотители вы большую статью о нём, а заодно проголосуем, нужно ли продолжать цикл про джазовых контрабасистов и бас-гитаристов. Потому что писать только для себя на темы, может быть неинтересные читателям и чихая на сам факт того, будет ли кто-то это читать или нет - это для меня какое-то извращение. Я еще не дорос для такого уровня гениальности, чтобы писАть в стол. Хотя и до того, чтобы пИсать в стол я тоже не дорос.

Договорились?

Ну тогда я эту статью посвящу только одному гитарному соло Фрэнка, а вы пока подумайте.

-3

Величайшее гитарное соло Фрэнка Заппы - "Арбуз в пасхальном сене" - "Watermelon in Easter Hay"

______________________

Фрэнк Заппа, потенциально самый ненасытно творческий музыкант всего XX века, имеет поразительную дискографию, столь же уникальную, сколь и монументальную.

Заппа родился 21 декабря 1940 года в Балтиморе, штат Мэриленд, в семье итало-американцев. Впервые он проявил интерес к музыке, когда в старшей школе присоединился к группе в качестве барабанщика, а его родители купили проигрыватель пластинок.

С самого начала его коллекция пластинок выдавала его эклектичные вкусы, которые затем и определили его карьеру. Все, от R&B до джаза, модернизма и звуковых экспериментов, было захватывающим для молодого Фрэнка.

Слушая свою огромную коллекцию, Заппа стал преданным поклонником французского композитора «организованного звука» Эдгара Вареза, который был известен своим нетрадиционным взглядом на современную классическую музыку. Также в старшей школе Заппа подружился с Доном Гленом Влитом, который также потом прославился как авангардный музыкант "Капитан Бифхарт".

В свои 20 лет Заппа посвятил себя музыкальной карьере, сначала сочиняя музыку для других, прежде чем сосредоточиться на собственном творчестве. Ключевым моментом в его развитии стало полицейское расследование, которое отправило его на короткое время в тюрьму. Он схлопотал три года условно и даже 10 дней отсидел за фонограмму для эротического фильма, который посчитали порнофильмом. С тех пор Фрэнк заточил зуб на ханжеский истеблишмент и этот факт превратил экспериментального музыканта в политика — или антиполитика, если быть точнее.

Наконец, в 1966 году Заппа выпустил свой первый альбом в качестве лидера группы Mothers of Invention. И хотя он не был полностью доволен альбомом, но «Freak Out!» был ранним показателем музыкальной сноровки виртуоза.

В течение следующих 27 лет Заппа творил с невероятной скоростью. За свою жизнь он выпустил 62 студийных альбома. Это ошеломляющее достижение, но музыкальная продукция Заппы вышла далеко за рамки того, что он выпустил. За 30 лет после его смерти его наследники собрали достаточно неизданной музыки, чтобы выпустить еще 64 альбома.

По состоянию на 2023 год у Заппы 126 альбомов. Довольно впечатляюще для человека, который умер 4 декабря 1993 году в возрасте 52 лет. Заппа умер от рака простаты , недуга, который, по мнению фанатов, упоминается в песне «Why Does It Hurt When I Pee?» из альбома 1979 года «Joe's Garage».

___________

Обычно пишут о лучших треках или альбомах в дискографии артиста.

Но в случае с Заппой задача даже один раз прослушать его дискографию является гигантским начинанием. Тем более практически невозможно в рамках одной статьи эту дискографию хоть как-то описать, проанализировать и выделить из неё лучшее.

Так что вместо этого давайте сегодня сосредоточимся только на одном треке, также из альбома 79 года «Joe's Garage».

-4

Ближе к концу трехчастного, почти двухчасового альбома, который объединил в себе комедийные песни о «девушках-католичках» с джазовыми гитарными риффами и проходящем через весь альбом сюжетом об обычном мальчике (Джо), который создает группу в антиутопическом государстве, находится феноменальный трек

"Watermelon in Easter Hay"

В переводе на русский тема называется - "Арбуз в пасхальном сене"

-5

Считается, что название песни произошло от высказывания, использованного Заппой во время записи альбома: «Играть гитарное соло с этой группой — все равно что пытаться вырастить арбуз на пасхальном сене». Выражение не слишком понятное русскому читателю и слушателю, но зато понятное американскому - это из "Сказок дядюшки Римуса"

"Братец Кролик - Арбуз в пасхальном сене"
"Братец Кролик - Арбуз в пасхальном сене"

______________________

На концерте 1988 г. в Барселоне 👇

Начинается тема с монолога. Рассказчик - "Central Scrutinizer" (Центральный Наблюдатель), государственный служащий, размышляет о несчастной жизни главного героя - парня по имени Джо в тюрьме, поскольку музыка находится под государственным запретом. Основная часть трека - это гитарное соло, которое Джо представляет себе, сидя в камере, чтобы хоть как-то справиться с тем ужасом, который на него навалился. Так что это гитарное соло как бы звучит в голове у бедного парня.

Результат поразителен. В девятиминутной песне, записанной в размере 9/4, есть место единственной гитарной партии альбома, которая не была ксенохронной, то есть не была наложена с более ранних записей на более новый материал. Она выделяется на альбоме как блаженное пробуждение музыкальной страсти Джо в условиях, когда вся музыка запрещена законодательно

Но даже вне контекста, это - воплощение гармонии.

Заппа считал ее лучшей песней альбома. С этим мнением согласен и его сын Дуизил, утверждающий, что «это лучшее соло, которое когда-либо играл Заппа».

______________________

А вот и сам сын Фрэнка Дуизил Заппа играет эту вещь. 👇

Дань памяти Фрэнку. Отличная кавер-версия 👇 "The Big Note"

Еще один прекрасный кавер с большим оркестром 👇 Big Band Ritmo-Sinfonica "Città di Verona"

Просто очередной гитарный кавер, коих было великое множество 👇

Очень хороший кавер 👇Joey Fabian

Акустическая версия на классической гитаре 👇Andrea Pennati

Фортепьянное переложение 👇

Переложение для скрипки 👇 "The Ed Palermo Big Band, "Watermelon in Easter Hay" с участием Katie Jacoby

И даже оркестр перкуссионистов! 👇

Вот такая прекрасная, на мой взгляд, композиция!

______________

Так что предлагаю читателям послушать её, ну а также высказаться по поводу тем, поднятых в самом начале статьи, а именно, многим ли интересна большая статья про Фрэнка Заппу (потому что соорудить такую будет весьма непросто, а писать для самого себя, как я уже говорил, я не хочу) и что мне делать с продолжением цикла про джаз-бас?

__________

Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!

Пока!