Найти в Дзене
Эстмейт

О том почему новелла бесконечное лето одна из самых лучших

Оглавление

Вступление:

Для начала что такое визуальные новеллы(буду сокращать до ВН). ВН - это жанр компьютерных игр, подвид текстового квеста, в котором зрителю демонстрируется история при помощи вывода на экран текста, статичных (либо анимированных) изображений, а также звукового и/или музыкального сопровождения. Содержит интерактивные элементы, в виде выбора ответов диолога, действий и т.д. от которых зависит чем закончится игра.

Проще говоря это книжка с картинками и музыкальным сопровождением, приправленная выборами действий игрока.

Почему же бесконечное лето одна из лучших?

Для тех кто играл в него, наверняка согласятся с моим мнением и им не составит труда ответить на этот вопрос. «Бесконечное лето» — культовая и наиболее известная отечественная визуальная новелла. Когда на наших просторах заходит речь про данный жанр, то первым делом всегда вплывает именно БЛ. Про её историю разработки написано, отснято и опубликовано тонны различного материала. Да и по поводу визуальной составляющей, музыки и (не к столу будет сказано) геймплея информации более чем достаточно. Поэтому в данной статье хотелось бы детальней остановится на, как мне кажется, не раскрытой теме: чем же вызвана любовь игроков и чем она обязана своему культовому статусу?

-2

Явно дело не в самом наличии элементов жанра эроге. Такого добра в подвалах стима тонны, и помимо этого каждый месяц выпускается новая порция аниме с самыми разными возрастными ограничениями. И точно ответ не стоит искать в монологах и размышлениях главного героя, которые представляют собой популярную в подростковых кругах обывательскую интерпретацию философии Шопенгауэра, Ницше и прочих экзистенциалистов. В случае с творчеством Риточки этот очевидный косплей Достоевского ничего, кроме фейспалма, вызывать не может. Если в Бесконечном лете его «души прекрасные порывы», видимо, ещё кто-то сдерживал и его потуги компенсировались другими вещами, то в игре «Любовь, деньги, рок-н-ролл» умение прописывать «водопады воды» вышло на новую, не виданную доселе высоту. И в этом плане горение Миши и Виталия понятно. Такого графоманства в разнообразных вариациях тоже хватает с головой, и оно почему-то так и не взлетает. Также причину популярности не получится найти в сценарии игры как таковом.

Для того чтобы зацепить людей, сценарию недостаточно быть просто хорошим и грамотно сделанным, так как в этом случае он может представлять интерес разве что для профильных специалистов. Далекие от темы люди могут этот сценарий даже и не заметить, каким бы гениальным он не был. И для того, чтобы люди этот сценарий всё-таки разглядели, может потребоваться многочасовое видео с разбором, в котором зрителям покажут куда и на что надо смотреть (привет передаёт «Бэтман против Супермена» Снайдера и его разбор от elcinema). Иными словами — чтобы зацепить людей, сценарий должен быть близок, должен задевать определенный нерв. И не просто тупо отражать то, что у людей перед глазами каждый день. Сценарий, как и любое произведение искусства, должен либо отражать те стороны жизни, на которые человек обычно не обращает внимание, либо позволять взглянуть на уже знакомый и известный предмет с новой стороны. И у Бесконечного лета это получается, новелла цепляет людей. Но чем?

Во-первых, на поверхности лежит то, что данная игра, по сути, это плоть от плоти творение и детище тех времен с характерным набором мемов и отсылок. Начиная с героинь игры, которые является маскотами или, иначе говоря, персонифицированными образами популярных имиджбордов, и заканчивая тем, что главный герой — Семён Персунов, — является буквально аббревиатурой от «some person». То есть, опять же, это собирательный образ анонимуса, в котором среднестатистический посетитель имиджбордов может без труда узнать себя. Получается, что прав был цитируемый Риточкой Кинг, когда говорил, что произведение уже существует, и авторам надо как археологам его просто откопать.

Во-вторых, многие обзорщики, да и просто люди в комментариях, выделяют атмосферу игры и особенно музыкальное сопровождение, которое невозможно с чем-то спутать. Как отмечали в ветке обсуждения на ычане (в ходе которого и родилась сама идея игры) — хотели создать:

«Что-нибудь вроде «той самой идеальной-воспоминания-детства-советской-школы» с формой и прочим антуражем» (авторский стиль сохранен).

Игра воплощает собой тоску по ламповым, доброжелательным и беззаботным временам. Это такая коллективная тоска по принципу «где мой 2007?». Поэтому антураж советского лагеря ложится идеально. Игра создает такое место, в которым ты сам хочешь оказаться. Игроку хочется играть на гитаре с Алисой, танцевать с Леной и гулять по лесу со Славей, а не вот это вот всё.

-3

Да, игру можно упрекнуть в том, что она создает даже слишком тепличные условия для главного героя. Самая большая проблема, с которой приходится справляться Семену — это таскание мешка с сахаром и строгий взгляд вожатой, когда он поздно возвращается после прогулок с одной из девушек. Можно было бы даже назвать это потаканием инфантилизму. Но на самом деле, это позволяет игроку полностью погрузится в происходящие события, переживания и эмоции героев. А самое главное — позволяет игроку сконцентрироваться на своих чувствах и переживаниях. То есть игра таким образом предоставляет возможность сосредоточиться на событиях, отношениях и переживаниях в их чистой форме без примеси повседневных проблем.

Подводя итог, нет ничего удивительного в том, что такие игры как БЛ и Katawa Shoujo стали успешными несмотря на то, что зародились в тех местах, где, по идее, возникнуть не могли и являлись, по сути, изначально мертворожденными проектами. На анонимных имиджбордах эта тоска по близкому человеческому общению ощущается настолько явственно, что её остается только воплотить. И это, в свою очередь, внушает упрямый оптимизм в том, что даже такая, казалось бы, бесполезная вещь, как визуальная новелла (которую игрой то назвать можно с натяжкой) может быть не только средством эскапизма, но и, если к ней приложить руки, голову и сердце, стать предметом, который может помочь хоть немного, но преодолеть эту нехватку человеческого общения и тем самым сделать этот мир чуточку лучше.