Найти тему

Летающая крепость

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

В зависимости от назначении и характера выполняемых задач бомбардировщики [в том числе современные} подразде­ляются на фронтовые (тактические) и дальние (стратегические). Фронтовые бомбардировщи­ки действуют в тактическом тылу противника и в прифронтовой полосе совместно с сухопутны­ми войсками, а на приморском направлении — с флотом. Стратегические бомбардировщики, обладающие большой дальностью полета, пред­назначены для нанесения бомбовых ударов по объектам, расположенным в глубоком тылу про­тивника.

Способ ведения воздушных бомбардировок ВВС США с привлечением тяжеловооруженных самолетов неразрывно связан с дальним стра­тегическим бомбардировщиком В-17 фирмы «Боинг». Подобно лучшим советским самолетам периода Второй мировой войны Ил-2, Як-1, Ла-5 и Пе-2, этот по-настоящему первый стратегиче­ский бомбардировщик стал легендой, заняв до­стойное место в книгах по мировой истории.

В годы Второй мировой войны бомбардиров­щику В-17, получившему от своих создателей собственное имя «Летающая крепость», была отведена главная роль в разрушении военных и промышленных центров Германии. Для этого экипажи «крепостей» применяли тактику так на­зываемых челночных полетав. Эскадрилья В-17 взлетала с аэродрома, расположенного где-ни- будь во Франции или Англии, и пролетала над территорией фашистской Германии. При этом весь бомбовый запас, который мог состоять из 26 фугасных бомб массой 45 кг или 4 фугасных бомб по 907 кг, сбрасывался на стратегиче­ски важный объект, после выполнения задания В-17, отбившись от истребителей противника, уходили на восток и приземлялись на террито­рии СССР. Здесь экипажи «Летающих крепо­стей* отдыхали, а советские техники подготав­ливали машины для очередного перелета.

На начальном этапе проектирования само­лет, подобный В-17, требовался скорее для того, чтобы проверять оборонительную теорию точных дневных налетов без истребительно­го сопровождения. Эта теория, первоначально выдвинутая итальянским генералом Дуэ, за­ключалась в том, что скоростной, хорошо воо­руженный бомбардировщик, летящий на очень большой высоте даже в светлое время суток, способен пробиться сквозь любое количество перехватчиков противника, чтобы уничтожить заданные цели. Согласно этой теории, название «Летающая крепость» подчеркивало не только неуязвимость самолета, но и оборонную мощь его вооружения.

Действительно, по количеству вооружения В-17 превосходил все остальные самолеты сво­его времени. Его стандартное оборонительное вооружение разделялось на секторы: носовой — шесть подвижных установок под пулемет, раз­мещенных в окнах и на носу, верхний — спарен­ный пулемет с силовым приводом и подвижная установка под пулемет, установленная в радио­рубке, нижний — спаренный пулемет с силовым приводом, боковые амбразуры — по одному пулемету на амбразуру, задний — спаренный пу­лемет, оснащенный дистанционно управляемым прицелом. Имея такое расположение боевых постов и неся на борту десять членов экипажа, В-17 успешно отражал атаки самолетов против­ника, с какой бы стороны они ни заходили.

Кабина бомбардира («оранжерея») обеспе­чивала прекрасный обзор и была достаточно те­плой. Можно было проползти вперед мимо ме­ста штурмана и подняться вверх, на полетную палубу, где рядом в креслах сидели первый и второй пилоты. Сразу за ними и выше находи­лась верхняя турель, которую обычно занимал бортинженер. Узкое «велосипедное» сиденье, вероятно, было крайне неудобным для крупного человека в летном костюме! хотя сама по себе турель обеспечивала превосходный круговой обзор. Двигаясь от турели в хвост, необходимо было протиснуться сквозь узкие двери. Они да­вали (правда, крайне неудобный) доступ к бом- боотсеку, который можно было пересечь по уз­кой «кошачьей тропе» о ненадежным тросовым ограждением.

Дверь из бомбоотсека (очень маленькая для взрослого мужчины) вела в радиорубку — един­ственное место в В-17, где человек ростом 183 см мог стоять выпрямившись, — ярко осве­щенную через большой световой (пулеметный) люк. Через заднюю дверь также можно было по­пасть в хвостовую секцию с большой шаровой турелью, закрепленной на карданной подвеске.

Еще один такой же «кошачий лаз» вел от цен­тра фюзеляжа к бортовым пулеметным амбразу­рам с двумя очень маленькими выходными люками на бортах для бортстрелков. При открытом верхнем люке в радиорубке было достаточно прохладно, к тому же во время стрельбы борто­вые амбразуры находились в открытом положе­нии, что делало абсолютно необходимым снаб­жение экипажа костюмами с электрообогревом. Как свидетельствовали очевидцы, высотные операции зимой были настоящим кошмаром для бортстрелков из-за ураганных ветров, дую­щих сквозь пулеметные амбразуры. Пройдя это место и двигаясь дальше вниз по быстро сужающемуся фюзеляжу, необходимо было встать на четвереньки, чтобы попасть к хорошо закрытому хвостовому колесу. А далее короткий путь полз­ком завершался в хвостовой огневой точке — маленькой плексигласовой кабине, где нахо­дился наиболее важный стрелок экипажа В-17. Все сквозняки из бортовых амбразур проходили через хвостовую точку, и выносливость стояв­ших на коленях бойцов в длительных холодных полетах над Германией заслуживает восхище­ния. Впрочем, как шутили сами пилоты В-17, это было нормальным явлением: «Чем дальше от “офицерского края”, тем холоднее!».

Попасть в «Летающую крепость» можно было тремя путями: через носовой люк, размещенный внизу слева, или основную дверь, расположен­ную перед правым стабилизатором, или через аварийный люк хвостового стрелка под правым рулем высоты. Кстати, в фильмах, посвященных событиям Второй мировой войны, экипаж, как правило, проникает в свой самолет через но­совой люк, подпрыгивая к нему с земли. Если учесть, что при этом на пилота надет меховой летный костюм массой около 20 кг, то, пожалуй, ему было бы удобней пройти через основную дверь.

За годы производства (1936—1945 гг.) заво­ды фирмы «Боинг» произвели 6981 бомбарди­ровщик В-17 различных моделей. Кроме того, «Летающие крепости» по лицензии производили на заводах американских компаний «Дуглас эйркрафт» и «Локхид», которые построили еще 5745 самолетов. Таким образом, суммарный выпуск В-17 составил 12 726 единиц.

Поддержите канал-поставьте лайк.