В зависимости от назначении и характера выполняемых задач бомбардировщики [в том числе современные} подразделяются на фронтовые (тактические) и дальние (стратегические). Фронтовые бомбардировщики действуют в тактическом тылу противника и в прифронтовой полосе совместно с сухопутными войсками, а на приморском направлении — с флотом. Стратегические бомбардировщики, обладающие большой дальностью полета, предназначены для нанесения бомбовых ударов по объектам, расположенным в глубоком тылу противника.
Способ ведения воздушных бомбардировок ВВС США с привлечением тяжеловооруженных самолетов неразрывно связан с дальним стратегическим бомбардировщиком В-17 фирмы «Боинг». Подобно лучшим советским самолетам периода Второй мировой войны Ил-2, Як-1, Ла-5 и Пе-2, этот по-настоящему первый стратегический бомбардировщик стал легендой, заняв достойное место в книгах по мировой истории.
В годы Второй мировой войны бомбардировщику В-17, получившему от своих создателей собственное имя «Летающая крепость», была отведена главная роль в разрушении военных и промышленных центров Германии. Для этого экипажи «крепостей» применяли тактику так называемых челночных полетав. Эскадрилья В-17 взлетала с аэродрома, расположенного где-ни- будь во Франции или Англии, и пролетала над территорией фашистской Германии. При этом весь бомбовый запас, который мог состоять из 26 фугасных бомб массой 45 кг или 4 фугасных бомб по 907 кг, сбрасывался на стратегически важный объект, после выполнения задания В-17, отбившись от истребителей противника, уходили на восток и приземлялись на территории СССР. Здесь экипажи «Летающих крепостей* отдыхали, а советские техники подготавливали машины для очередного перелета.
На начальном этапе проектирования самолет, подобный В-17, требовался скорее для того, чтобы проверять оборонительную теорию точных дневных налетов без истребительного сопровождения. Эта теория, первоначально выдвинутая итальянским генералом Дуэ, заключалась в том, что скоростной, хорошо вооруженный бомбардировщик, летящий на очень большой высоте даже в светлое время суток, способен пробиться сквозь любое количество перехватчиков противника, чтобы уничтожить заданные цели. Согласно этой теории, название «Летающая крепость» подчеркивало не только неуязвимость самолета, но и оборонную мощь его вооружения.
Действительно, по количеству вооружения В-17 превосходил все остальные самолеты своего времени. Его стандартное оборонительное вооружение разделялось на секторы: носовой — шесть подвижных установок под пулемет, размещенных в окнах и на носу, верхний — спаренный пулемет с силовым приводом и подвижная установка под пулемет, установленная в радиорубке, нижний — спаренный пулемет с силовым приводом, боковые амбразуры — по одному пулемету на амбразуру, задний — спаренный пулемет, оснащенный дистанционно управляемым прицелом. Имея такое расположение боевых постов и неся на борту десять членов экипажа, В-17 успешно отражал атаки самолетов противника, с какой бы стороны они ни заходили.
Кабина бомбардира («оранжерея») обеспечивала прекрасный обзор и была достаточно теплой. Можно было проползти вперед мимо места штурмана и подняться вверх, на полетную палубу, где рядом в креслах сидели первый и второй пилоты. Сразу за ними и выше находилась верхняя турель, которую обычно занимал бортинженер. Узкое «велосипедное» сиденье, вероятно, было крайне неудобным для крупного человека в летном костюме! хотя сама по себе турель обеспечивала превосходный круговой обзор. Двигаясь от турели в хвост, необходимо было протиснуться сквозь узкие двери. Они давали (правда, крайне неудобный) доступ к бом- боотсеку, который можно было пересечь по узкой «кошачьей тропе» о ненадежным тросовым ограждением.
Дверь из бомбоотсека (очень маленькая для взрослого мужчины) вела в радиорубку — единственное место в В-17, где человек ростом 183 см мог стоять выпрямившись, — ярко освещенную через большой световой (пулеметный) люк. Через заднюю дверь также можно было попасть в хвостовую секцию с большой шаровой турелью, закрепленной на карданной подвеске.
Еще один такой же «кошачий лаз» вел от центра фюзеляжа к бортовым пулеметным амбразурам с двумя очень маленькими выходными люками на бортах для бортстрелков. При открытом верхнем люке в радиорубке было достаточно прохладно, к тому же во время стрельбы бортовые амбразуры находились в открытом положении, что делало абсолютно необходимым снабжение экипажа костюмами с электрообогревом. Как свидетельствовали очевидцы, высотные операции зимой были настоящим кошмаром для бортстрелков из-за ураганных ветров, дующих сквозь пулеметные амбразуры. Пройдя это место и двигаясь дальше вниз по быстро сужающемуся фюзеляжу, необходимо было встать на четвереньки, чтобы попасть к хорошо закрытому хвостовому колесу. А далее короткий путь ползком завершался в хвостовой огневой точке — маленькой плексигласовой кабине, где находился наиболее важный стрелок экипажа В-17. Все сквозняки из бортовых амбразур проходили через хвостовую точку, и выносливость стоявших на коленях бойцов в длительных холодных полетах над Германией заслуживает восхищения. Впрочем, как шутили сами пилоты В-17, это было нормальным явлением: «Чем дальше от “офицерского края”, тем холоднее!».
Попасть в «Летающую крепость» можно было тремя путями: через носовой люк, размещенный внизу слева, или основную дверь, расположенную перед правым стабилизатором, или через аварийный люк хвостового стрелка под правым рулем высоты. Кстати, в фильмах, посвященных событиям Второй мировой войны, экипаж, как правило, проникает в свой самолет через носовой люк, подпрыгивая к нему с земли. Если учесть, что при этом на пилота надет меховой летный костюм массой около 20 кг, то, пожалуй, ему было бы удобней пройти через основную дверь.
За годы производства (1936—1945 гг.) заводы фирмы «Боинг» произвели 6981 бомбардировщик В-17 различных моделей. Кроме того, «Летающие крепости» по лицензии производили на заводах американских компаний «Дуглас эйркрафт» и «Локхид», которые построили еще 5745 самолетов. Таким образом, суммарный выпуск В-17 составил 12 726 единиц.
Поддержите канал-поставьте лайк.