«А ну-ка, признавайся, затевал покушение на царя?» – сурово спросил епископ Холмогорский. Испуганный молодой человек смотрел на него округлившимися от изумления глазами: «Я? Покушение? – пролепетал он, а потом упал на колени и перекрестился. – Батюшка, да ни в жисть! Вот те крест!».
Тот в ответ разразился морализаторством, заявив, что это Федотке Шубину ещё повезло – если бы донос на него оказался в руках полиции, ему светила бы ссылка – в лучшем случае. Однако «проказнику» епископ всё же поверил – ну не мог такой талантливый парень быть заговорщиком! Не ошибся ли в нём священник? И что объединило Федота Шубина и Михаила Ломоносова?
Сын мастера
Герой нашей истории, Федот Шубин, появился на свет в 1740 году в деревне Течковской Архангелогородской губернии. Отец и старшие братья Федота были черносошными крестьянами. В некоторых источниках можно найти ошибочное утверждение, будто семейство Шубиных принадлежало к крепостным, но это не так. На барина здесь никто не трудился, да и сама земля этих мест не принадлежала помещикам.
Отец Федота был одним из самых известных в селении резчиков по кости. Мальчик с детства наблюдал за работой родителя, а потом решил и сам попробовать свои силы. Выходило очень неплохо и, глядя на мальца, отец предполагал, что тот станет достойным продолжателем его дела. Но почему Федота в юные годы обвинили в злых намерениях против царя?
Вырезал весь царский род
Потом, уже в подростковом возрасте, он стал помощником своего брата Якова. Тот решил вырезать из слоновой кости рельеф с родословной всего царского дома. Разумеется, в таком деле требовался ассистент, и с этой ролью Шубин-младший успешно справился, приобретя ценнейшие опыт и навыки.
Правда, именно тогда его едва не арестовали по подозрению в заговоре против царя. А началось всё с донесения епископу Холмогорскому, в котором говорилось:
«Федотко Шубной... похвалялся в разговоре в харчевнице, что он, Федотко, с братом Яшкой вырежут князей и царствующий дом и на дереве развешут».
Согласитесь, прочитав это, очень легко сделать выводы, что Федот и Яков решили убить всю царскую семью, да ещё и развесить тела на деревьях. Прямо-таки изуверы-разбойники с большой дороги.
Но на самом деле братья попросту хотели вырезать из кости всех князей и княгинь, разместив их на родовом дереве. Вот это и пришлось объяснять епископу. К счастью, делу хода не дали, и Шубину удалось избежать ссылки.
Но в глуши о его таланте знали лишь немногие. Помочь способному пареньку решил его сосед Михаил Ломоносов. Он хорошо был знаком с Шубиными и, более того, некогда отец Федота обучал Михаила грамоте и письму.
Так же, как когда-то и Ломоносов, Федот отправился в Петербург с рыбным обозом. По рекомендации Михаила Васильевича молодой человек работал резчиком по кости у некоторых помещиков.
Один из лучших
Однажды молодого способного паренька приметил Иван Шувалов. На тот момент он обладал немалой властью в столице, причём считался покровителем талантов и куратором Академии художеств.
Именно он помог Шубину получить место придворного истопника, что спасло юношу от рекрутской службы, а вскоре Федот был взят на обучение в Академию художеств. Уже тогда Шувалов видел, что не ошибся в нём – тот и правда был изумительно талантливым скульптором.
В 1766 году Шубин создал исторический рельеф «Убиение Аскольда и Дира», за что был отмечен золотой медалью. Так завершилась пора его обучения. Как и прочие лучшие учащиеся, Федот получил возможность отправиться в европейские страны и там познакомиться с местными произведениями искусства.
Конечно, особенное впечатление на молодого скульптора произвёл Рим с его обилием античных статуй и рельефов.
Блеск славы и неудачи
Вернувшись на родину, Шубин был воодушевлён поездкой и восхищён победами, которые одерживала Россия в противостояниях с другими странами. Величие и красота родины стали главным источником вдохновения для мастера. Он купался в славе, создавая масштабные работы и небольшие гипсовые скульптуры. Однако особенно Шубину нравились портреты.
Своим особенным взглядом он умел рассмотреть в человеке то, чего многие не замечали – его истинную суть, которую порой хотели скрыть. Созданные им бюсты знаменитых людей были правдивы и нередко разрушали тщательно созданные мифы об этих личностях, словно бы срывая светские маски. Как и следовало ожидать, такая честность нравилась далеко не всем, а потому и заказы пошли на убыль.
Однако не все в столице были противниками реализма. Большое впечатление на публику произвёл созданный Шубиным бюст императора Павла I. Сам царь, увидев это творение, был потрясён – оно показывало его именно таким, каков он был на самом деле. В 1801 он создал бюст Александра I, за что был одарен императором бриллиантовым перстнем, а от Академии получил казенную квартиру и свечи.
А спустя четыре года после этого успеха Федот Иванович умер. Как мраморщик он оставил немало учеников, а вот как скульптор так и не нашёл последователей – тех, кто решился бы следовать реализму и изображать исключительно правду, без прикрас, масок и комплиментов.
Читайте также: