Болезнь Паркинсона — хроническое прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, влияющее на координацию и движения человека. Как правило, оно развивается незаметно, а с возрастом прогрессирует, при этом поражается все больше клеток головного мозга.
Отличительные черты недуга — скованность и замедленность движений.
Чаще всего болезнь Паркинсона встречается у людей в возрасте от 55 лет, хотя известны случаи, когда она диагностировалась и в 30–40 лет. По статистике, в мире с заболеванием живет более 4 млн человек, и у мужчин оно встречается чаще, нежели у женщин.
К сожалению, пациенты могут воспринимать свой диагноз как приговор, что плохо отражается на их психоэмоциональном состоянии и приверженности лечению. Поэтому важно повышать информированность общества о данном заболевании, рассказывать о его современных методах лечения и реабилитации, а также обеспечивать прозрачную маршрутизацию пациентов и их лекобеспечение.
Доцент кафедры неврологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, к. м.н. Алла Тимофеева обращает внимание, что болезнь Паркинсона — это болезнь нарушения движения, часто начинающаяся с нарушения работы одной конечности, например, рука в состоянии покоя начинает дрожать. Пациентам трудно ходить, вставать, поворачиваться, совершать мелкие движения, возникает или усиливается сутулость. Нередко больной застревает в дверном проеме, долго топчется на месте. Это вызвано нарушением работы подкорковых ядер мозга, отвечающих за автоматизированные движения.
По мере прогрессирования заболевания нарушаются мимика и глотание, появляется маскообразность лица, речь становится неразборчивой, усиливается слюноотделение. В половине случаев возникает дрожание рук, ног и нижней челюсти.
Важный признак болезни — отсутствие парезов и параличей, сила мышц сохранена, но нарушена их согласованная работа, а чем сложнее движение, тем больше мышечных групп задействованы.
Современная терапия болезни Паркинсона направлена на уменьшение выраженности симптомов и замедление прогрессирования недуга. Схемы лечения, как правило, сложные и подбираются с учетом индивидуальных особенностей пациентов. В процессе лечения могут наблюдаться колебания самочувствия, периоды компенсации, сопровождающиеся избыточными движениями, и резкое нарастание симптомов после прекращения действия препаратов. Последнее необходимо расценивать как проявление прогрессивного нейродегенеративного процесса, а не привыкания к ЛС.
Именно поэтому для больных важна медицинская и социальная реабилитация. Она позволит им сохранить качество жизни, позволит узнать больше о своем состоянии и научит правильно принимать ЛС, чтобы минимизировать побочные явления. В 2005 г. на базе кафедры неврологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова были организованы школы пациентов.
Координатор проекта "Школа для пациентов с болезнью Паркинсона" Надежда Хахулина отмечает, что школа стала для пациентов местом встречи, где они могут общаться, получить необходимую информацию и помощь. Занятия проходят по пятницам с октября по май, раз в месяц участники занимаются с психологом.
Во многих странах в качестве хорошо зарекомендовавшего себя средства реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона активно используется танцевальная терапия.
Доцент кафедры теории и методики физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, кандидат педагогических наук Наталия Латышева обращает внимание, что в танцах проявляются все виды координационных способностей, поэтому они способствуют улучшению повседневной двигательной деятельности и осанки. Немаловажно и то, что музыкальное сопровождение облегчает выполнение движений. Занятия в группе проходят в классической форме и включают в себя общеразвивающие упражнения и танцевальные движения. Программа танцев разнообразна — танго, вальс, ламбада, русские народные и испанские танцы, сиртаки. Раньше занятия в группе длились в среднем 45 минут, теперь же их время увеличилось до 75 минут, это значит, что у участников возросла выносливость и они меньше устают.
Заведующая кафедрой психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта, доцент, к.псих.н. Елена Хвацкая подчеркивает необходимость психологической поддержки пациентов с болезнью Паркинсона. Особенно важны фиксация на достижениях и напоминание о том, что в каждом из нас есть личностный ресурс, помогающий выполнять ежедневные функции. Для этого в школе проводятся занятия по типу тренинговой группы, где каждый проявляет свою активность.
По материалам пресс-конференции в рамках "Всемирного дня борьбы с болезнью Паркинсона"
Источники:
— Алла Тимофеева, Доцент кафедры неврологии ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, к. м.н.
— Надежда Хахулина, координатор проекта "Школа для пациентов с болезнью Паркинсона".
— Наталия Латышева, Доцент кафедры теории и методики физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, кандидат педагогических наук.
— Елена Хвацкая, заведующая кафедрой психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта, доцент, к.псих.н.
Автор: Ирина Обухова
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Больше статей:
Читайте нас в Телеграме: @AptekaMosRu. Там интересная инфографика
Приложение АптекаМос поможет найти и купить лекарства в аптеках Москвы, Подмосковья и регионов.
Поиск лекарств в аптеках поближе, подешевле. Доставка лекарств.
Цены на лекарства представлены на карте или списком.
для IOS для Android для Huawei