2,9K подписчиков

Одежда с культурной подоплёкой. В чём особенность нижегородских модных брендов

Когда речь заходит о культуре, тема моды будет далеко не первой в этом срезе обсуждений. Однако fashion-индустрия тоже имеет культурные связи и отсылки к исторической идентичности, а в последнее время всё чаще и чаще укрепляется с локальными смыслами. Именно так, во всяком случае, происходит с модой в Нижнем Новгороде. Местные дизайнеры вдохновляются городским контекстом, обращаются к традиционным художественным мотивам, например, заимствуют сюжеты или орнаменты из промыслов.

В новом выпуске проекта «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» вместе с журналистом Андреем Вовком обсуждаем, в чём особенность нижегородских модных брендов и чем так притягателен город для талантов и их поклонников.

Разобраться в этом нам помогли:

Когда речь заходит о культуре, тема моды будет далеко не первой в этом срезе обсуждений.
  • Андрей Рыбинский, дизайнер, основатель бренда Numero Nuovo
Когда речь заходит о культуре, тема моды будет далеко не первой в этом срезе обсуждений.-2
  • Карина Манжула, дизайнер, основательница бренда Mashkara
Когда речь заходит о культуре, тема моды будет далеко не первой в этом срезе обсуждений.-3
  • Надежда Андрианова, дизайнер, основательница бренда KICHKA

Ставка на дизайн, качество и смыслы

— Какие нижегородские бренды вы бы выделили?

Карина Манжула: У меня есть два любимых бренда: конечно, наша марка Mashkara и бренд Yallo. У нас раньше с ним был общий магазин в Москве. Ещё мне нравится набирающий обороты бренд The Clou. Они близки мне по эстетике, нравится подход их создателей.

— Нижегородские бренды между собой — конкуренты или всё-таки вы друг друга поддерживаете, делаете коллаборации?

Надежда Андрианова: До коллабораций дело пока не дошло. Но конкурентов для себя не вижу. Мы всё-таки сообщество и должны им оставаться, потому что цель у нас одна. Мы хотим и мы можем представить людям современную одежду. Чтобы любой человек мог одеться в наше, в российское. Все бренды разные, у каждого своя самоидентичность, вместе мы создаём полную картину моды, дополняя друг друга.

— Уместно ли говорить именно о нижегородской моде, о тенденциях, которые присущи именно нашим брендам?

Андрей Рыбинский: Мода и тенденции есть мировые и европейские. Почему-то русские дизайнеры в основном считают, что они могут выпускать бесчисленное количество худи, футболок и треников, и это считается дизайнерской одеждой. Но дизайнерская одежда — это сложносочиненная, сложно скроенная, качественная одежда. А массмаркет — это массмаркет. Чтобы быть дизайнером одежды, нужно обязательно иметь образование. А многие дизайнеры говорят, что это вообще не нужно, за тебя всё сделают другие профессионалы… Ну вот поэтому есть такая ситуация, поэтому такая одежда и выпускается русскими дизайнерами. Всему нужно учиться.

Карина Манжула: В последнее время Нижний — кузница молодых локальных марок. Наверное, я каждый месяц слышу новые имена среди брендов. Не могу сказать, что что-то конкретное их объединяет. Если только говорить про российский рынок в целом, то в нём, на мой взгляд, сейчас время Ренессанса, но такого, тревожного Ренессанса. Аудитория обратила на нас внимание, но ткани и фурнитуру мы всё равно заказываем за границей. Наша лёгкая промышленность в основном выпускает одежду для бытовых нужд, либо спецодежду. А дизайном у нас занимается порядка 10 человек.

Надежда Андрианова: В каждом городе выстреливает какой-то дизайнер. Он может быть молодым, новым, который создаёт wow-эффект. Либо это может быть марка, которая на рынке уже давно. У нас в Нижнем есть как профи, так и молодые марки. Про свою марку могу сказать, что она отличается. Я исследую нижегородские лекала. В Нижнем KICHKA — единственная марка, которая работает в этом ключе. Думаю, что каждый дизайнер про свой бренд тоже может сказать, что он создаёт нечто своё, привносит свои мысли.

Мечта о модном кластере

— Почему вы работаете в Нижнем Новгороде?

Андрей Рыбинский: Можно сказать «Пути Господни неисповедимы...». Ещё в пандемию я приехал сюда сделать определённые документы, но вот я до сих пор здесь. Потому что руководство города превращает Нижний Новгород во что-то очень цивилизованное, модное, актуальное. И даёт возможности для развития бизнеса. Меня этот водоворот закрутил, я начал принимать участие в интересных проектах здесь.

Надежда Андрианова: Где родился, там и пригодился. Своей малой родиной — селом Безводным — вдохновляюсь, а в Нижнем Новгороде живу. Я обожаю городскую среду, городскую жизнь, но тем не менее постоянно уезжаю в деревню, чтобы насладиться и вернуться с новыми ощущениями.

— Всего ли хватает для модной индустрии в Нижнем Новгороде?

Андрей Рыбинский: Смотрите, есть, например, вышивальные машины, которые делают крутую классную вышивку. Такая машина стоит от миллиона рублей, плюс у неё должно быть определённое обслуживание и специалист, который разбирается в технологии вплоть до того, как заправить нитки. И если бы у нас был, например, отдельный кластер, где собрали топовых дизайнеров, у которых были бы мастерские, большой закройный цех с этими машинами, которыми могли бы пользоваться все участники кластера, это было бы, конечно, вообще очень-очень здорово! Город может себе позволить купить такое оборудование, а я как отдельный дизайнер — нет. В качестве площадки тут бы подошёл «Нижполиграф», территория, как у КУПНО, или ДК Свердлова. В таком пространстве можно было бы сделать красивый, модный магазин, чтобы люди понимали, что русская одежда — это точно такая же модная одежда.

Надежда Андрианова: Лично мне хватает всего. Художнику нужно вдохновение и чуть-чуть денег. Существует шоурум, существуют производства, процессы налажены. Конечно, хотелось бы развиваться и расширяться. Мне бы хотелось, чтобы у нас была улица местных шоурумов. Чтобы в одном месте были представлены локальные бренды. Под эти цели подошла бы Рождественская и её продолжение — улица Кожевенная.

Карина Манжула: Я уже говорила про тревожный Ренессанс, потому что для нас, для производства, в Нижнем и вообще в стране мало что есть. Мы работаем с итальянскими, французскими тканями, с зарубежной фурнитурой. Трикотаж мы все вяжем за границей. Здесь, конечно, вопрос про качество и про сырьё. У нас в Нижнем однозначно есть таланты, а вот что касается прикладной части, здесь нам приходится тяжеловато.

— Есть мнение, что дизайнерская одежда — это дорого. Ваша аудитория — это кто?

Карина Манжула: 20% — это нижегородцы, 80% — это Россия и русскоговорящее население за рубежом. Мы столько перенесли перемен за последние 4 года. И каждый раз, всё начиналось с некого затишья. Когда начинался ковид, всё затихло, потом, когда уходили бренды, всё затихало. Сейчас аудитория развернулась к локальным брендам. Всё больше доверия к локальным брендам.

Андрей Рыбинский: Я работаю в премиальном сегменте, поэтому я не могу и не хочу быть массовым. Мне хотелось бы наоборот делать какое-то ограниченное количество одежды, те же самые футболки и худи, но чтобы они были качественные, чтобы их можно было носить 5 лет и тысячу раз выстирать без проблем. А такая одежда не может быть дешёвой. Тут другие ткани используются, и даже нитки.

Надежда Андрианова: Когда я планировала создавать одежду, почему-то делала вектор внимания на заграничных гостей, потому что видела, что они очень интересуются нашей одеждой. Сейчас же вижу, что и в России достаточно покупателей. В первую очередь — это Москва и Казань, это люди творческие. Жители Нижнего Новгорода тоже стали узнавать, интересоваться. Сегмент выше среднего, поэтому — кто может себе позволить дизайнерскую одежду с подоплёкой и не только, те, конечно же, одеваются в нижегородскую моду.

Культурная подоплёка

— Насколько город, его история, культура важна вам для вдохновения? Обращаетесь ли вы к наследию в своих коллекциях?

Андрей Рыбинский: Никогда в жизни не думал, что с таким удовольствием сделаю коллекцию на основе городецкой росписи. А мне предложили создать образы для «Мисс Нижний Новгород». Сначала не знал, что с этим делать. Почитал про роспись в Интернете, потом мне дали книги, где я увидел что городецкая роспись начиналась с резьбы по дереву. И это очень-очень мне понравилось. Были изображения, где вся эта деревянная роспись уже состарилась, потрескалась. Там цвета все блёкли и становились такими кракелюрными (от слова кракелюр — трещины, которые появляются на лаке или красочном слое — прим. ред.). Поэтому я и состарил цветы. Городецкая роспись мне понравилась ещё и тем, что она ироничная и добрая. Когда на неё смотришь, невольно улыбаешься. Мне понравились дурацкие женихи с невестами, с усами, кошки. И я решил этих героев выставить на первый план. А чтобы это всё было интересным для молодёжи, я превратил и кошек, и жениха с невестой, в героев комиксов.

Карина Манжула: Каждый сезон мы делаем принты. И паттерн, повторяющий обои из комнаты бабушки Максима Горького в Домике Каширина, — это случайность. Была на экскурсии в музее и с этой встречи у меня была только одна фотография — как раз эти обои. Они показались мне марокканскими. Мы переиграли паттерн обоев, сделали несколько своих паттернов, которые вы видите на ткани. Это такая как раз аутентичная история, именно Нижнего Новгорода. Я вообще хотела бы покрасить трамваи в наш принт.

Надежда Андрианова: Мой бренд взял свои истоки именно в культурном наследии Нижнего Новгорода, в исторических ценностях, в жизни обычного народа. Это самый первый источник моего вдохновения. Саморефиксирую именно туда, в прошлое, в своих предков. У нас ещё множество неизведанного и забытого, то, что мы можем переработать, коллаборировать с фабриками, с ремесленниками, создать что-то новое. И сохранить — это самое главное.

— Что в Нижнем Новгороде с модой? Можно ли назвать город модным?

Карина Манжула: Я люблю свой город. Это модный город, креативный. Горжусь многими своими друзьями из креативной сферы. Это и фотографы, и стилисты, ребята из продакшена. Нижний — действительно кузница талантов.

Андрей Рыбинский: Есть очень много интересных людей, но непонятно, где они все, чем они занимаются. Они по улицам ходят, они есть, но нет такого модного коммьюнити, что ли.

Надежда Андрианова: У меня в центре города шоурум, я здесь живу недалеко, и, конечно, вижу перед собой людей. Все одеты актуально, модно. Есть, конечно, ну, слой людей, которые не особо обращают внимание на моду, на тенденции, и это так всегда и было, и будет в любом городе. Мы, конечно, работаем над тем, чтобы люди прививали себе чувство стиля, чувство причастности вообще к Нижнему Новгороду. Здесь можно одеться красиво, со вкусом. Может, кто-то ещё думает, что нужно ехать в Москву за модными вещами, а Москва сейчас думает, что нужно ехать в Нижний. Потому что у нас представлено большое разнообразие брендов, к которым можно обратиться.

Проект «Нижний Новгород — 100% настоящая культура» приурочен к статусу города «Культурная столица 2024 года». Посмотреть полную видеоверсию интервью можно в группе «Нижний 800» в соцсети «ВКонтакте».

В предыдущих выпусках рассказали, кто создаёт выставки в Нижнем Новгороде, приоткрыли закулисную жизнь театров, разбирались в современном искусстве. Следите за каналом «Нижний 800». Впереди — интервью с другими известными представителями нижегородской культуры.

Кстати, на сайте nn-creative.ru открыт каталог нижегородских брендов одежды. В нём — короткое описание и история брендов, ссылки на соцсети, а также карта с адресами шоурумов.

💬 Пишите в комментариях, следите ли вы за модными трендами и о каких нижегородских брендах слышали?

✅ Поддержите статью и не забудьте подписаться на Дзен-канал. Здесь — про культуру, историю и современную жизнь Нижнего Новгорода.

Вам также будет интересно: