Это была одна из первых моих клиенток в начале 2000-х годов. И её история запала в мою память своей необычностью. Это был случай множественного разделения личности, диссоциативного личностного расстройства. Может быть помните фильм «Сплит», где у главного героя была двадцать одна личность? Конечно, в этом фильме, скорее всего, больше художественный вымысел, таких «красивых» случаев я не встречала в своей практике никогда. Но подобное – было. И одним из примеров как раз может послужить Альбина, молодая женщина 28-ми лет.
Принцип конфиденциальности данных пациента сохранен. Данные пациента полностью изменены и любое совпадение с реально живущими или жившими людьми случайно.
Эта клиентка пришла ко мне с такой проблемой: у неё была вторая часть личности, которая ей очень мешала жить. В обычной жизни (вне второй личности) она была скромной девушкой, работала программистом. Она не была особо общительной, одевалась тоже скромно. У неё были долгие отношения с молодым человеком. Но они были достаточно скучными и вялыми, практически с полным отсутствием близости. Но Альбину всё абсолютно устраивало, так как она была крайним интровертом. В свободное время она предпочитала играть в компьютерные игры.
Внешний вид Альбины соответствовал её внутреннему состоянию. Одета она была невзрачно, переносицу «украшали» старомодные очки в толстой роговой оправе. Она вела себя очень скованно, зажато, говорила очень тихим голосом.
И вот, у неё была некая субличность. Я не могу сказать, что это была именно полноценная отдельная личность, о которой не знает хозяйка, нет. Она знала о ней! У неё было другое имя, назовём её Вероника.
И вот эта Вероника, субличность Альбины, живущая с ней в одном теле, была её полной противоположностью. Вероника была явным экстравертом, активной, раскрепощённой и имела активную личную жизнь. Ей нравилась близость, и она с удовольствием вступала в контакт с противоположным полом. Она была заядлой тусовщицей, обожала ходить по клубам и барам, обожала алкоголь и даже не гнушалась легкими веществами. Для Вероники было нормально тусоваться до самого утра и ругаться матом. У неё был голос с хрипотцой и развязные движения, и одевалась она нарочито откровенно – прозрачные и обтягивающие вещи, эпатаж.
Любопытно, что у Альбины была непереносимость лактозы, а вот Веронике всё молочное заходило прекрасно, и никой непереносимости у неё не было! И если у Альбины были множественные проблемы со здоровьем ЖКТ (проблемы с кишечником, со стулом, с поджелудочной), то у Вероники вообще ничего не болело, и разгульный образ жизни на ней вообще никак не сказывался. Но как только возвращалась Альбина, её тут же скручивали боли в желудке и кишечнике.
О существовании у неё альтернативной личности Альбина узнала, выпив совсем немного алкоголя на одном из корпоративов. Она выпила буквально полбокала вина, но и этого хватило, чтобы она почувствовала опьянение, ведь она не пила практически никогда. И в этот момент она почувствовала, что помимо неё в её теле есть кто-то другой. Она была раскрепощена, вела себя развязно. И поначалу ей даже понравилось то, что она может быть такой разной.
Но впоследствии эта личность стала выходить всё чаще, и уже без алкоголя. Вероника была агрессивной, имела абсолютно беспорядочные связи, и пару раз Альбине даже приходилось лечиться от ЗППП после её загулов. Но самое страшное было в том, что личность Вероники захватывала всё больше и больше пространства. Личность Альбины ослабевала, сдавала позиции и проявлялась всё реже…
И тогда Альбина решила прийти ко мне, психологу. Её очень пугала перспектива потерять контроль над телом окончательно, и её личность может стать заложницей где-то в подсознании этой неадекватной Вероники, которая была абсолютно незрелой личностью: она не занималась работой, предпочитая прожигать жизнь во всевозможных увеселениях. У Альбины начали всё чаще происходить конфликты с начальством, ведь захватывающая всё больше её существо Вероника ничего не понимала в программировании, пропускала дедлайны и вела себя хамовито, даже могла отправить собеседника по известному адресу.
После, вернув себе контроль, Альбина извинялась перед всеми, кому успела наговорить лишнего Вероника, но к ней уже сложилось достаточно сомнительное отношение. Люди думали, что она не в себе, и на неё никак нельзя положиться. И вот она пришла ко мне в таких расстроенных чувствах, в надежде как-то повлиять на сложившуюся ситуацию.
Я познакомилась с обеими личностями, и каждую подробно расспросила о её жизни. Причём история её детства была одна и та же, ведь тело было одно, но воспоминания у них были абсолютно разные, как и отношение к различным ситуациям и их эмоциональный окрас. Это было очень интересно. Не просто одно воспоминание, и о нём разные мнения, нет… Именно разные воспоминания!
Например, Альбина не помнила, как старший брат подарил ей на ёлке подарок, а после поцеловал её. А вот Вероника этот момент прекрасно помнила! Альбина помнила, что постоянно были скандалы со страшим братом, а Вероника запомнила это как небольшие, не заслуживающие внимания, трения. Для Альбины отношения с братом казались очень травматичными, а для Вероники – нет.
Каждой из личностей я давала психологические тесты. Результаты тоже были абсолютно разными. Мы погрузились в личность каждой, разобрали их истории жизни. Тогда я ещё не работала с автобиографией, но, тем не менее, было максимальное погружение. А затем мы стали эти личности сближать и сдруживать. Мы работали в гештальт-подходе – высаживали на стул одну личность, разговаривали с ней, потом высаживали другую, и беседовали уже с ней. После высаживали одну личность на один стул, другую – на другой. Физически это было, конечно же, невозможно, так как это был один человек, но мы это делали путем пересаживания с одного стула на другой. Каждой личности давалось время высказаться.
И постепенно противостояние этих личностей стало сходить на нет. Они сблизились и объединились в одну личность. Клиентка ушла от диссоциативности и расщепления личности, и две личности внутри неё слились воедино. И эта личность стала иметь качества и одной и другой.
Поделитесь своим мнением об этой истории в комментариях! Встречали ли вы в жизни людей с подобным расстройством?
🔷 Ваш психолог Юлия Герасимова