Отвечает Александра Баркова, исследовательница мифологии и автор книги «Введение в мифологию» (16+).
Гермеса мы представляем по знаменитой эллинистической скульптуре: юноша в крылатых сандалиях, вестник богов, мальчик, подросток в лучшем случае. И если его сейчас в современной культуре изображают (например, в известном фильме «Одиссей»), то он именно таким и будет. Мальчик-подросток — это эллинизм. К греческой мифологии имеющий отношение весьма косвенное. С именем Гермеса у нас связаны однокоренные ему понятия — «герменевтика» (наука о толковании текста, особенно священного, библейского), «герметический».
Что общего между наукой о толковании текста и герметически закрытым термосом? Что общего между ними и этим самым богом-подростком? Бог-подросток тут явно ни при чем. И если мы зададимся достаточно традиционным вопросом в его школьной форме, богом чего был Гермес, что мы назовем в первую очередь? Бог-хитрец, бог-обманщик. Вестник богов — это достаточно позднее. Бог-покровитель одновременно купцов и разбойников, всех, кто ходит по дорогам. И здесь мы выходим туда, куда надо.
В античной Греции по всем дорогам стояли гермы — столбы с изображением головы Гермеса. Гермы представляли Гермеса в виде бородатого мужчины в дорожной шапке. Вот вам и мальчик. Если мы возьмем эпоху эллинизма, то там на перекрестках будет появляться достаточно мрачная богиня Геката со свитой адских гончих.
Перекресток — устойчивое место контакта с нечистой силой. И в Греции гермы ставились не только и не столько вдоль дорог, сколько именно на перекрестках. Архаичный Гермес — владыка дорог. Но открытым остается вопрос о герменевтике и герметичности. Есть малоизвестное представление, что Гермес — водитель душ умерших, он отводит их в Аид. Архаичный Гермес — это фактически владыка мира мертвых, но непривычного мира мертвых.
Мир мертвых вообще может представать в двух основных формах. Это некая местность под землей — то, что в греческой мифологии мы имеем как Аид. И это динамичный мир мертвых — сонм неупокоенных мертвецов, которые носятся следом за своим предводителем. Понятно, что для человека встреча с такой компанией грозит присоединением к этому самому сонму. Архаический Гермес, владыка дорог, был именно таким божеством. Кстати сказать, упомянутая эллинистическая Геката именно в этой функции заменяет Гермеса, потому что за ней несется точно такая же неупокоенная свита. Тогда становится понятной связь Гермеса со словом «герметический», то есть «закрытый наглухо». Если ты попадешь в свиту к такому богу, то обратно не выбраться. И тогда понятно, при чем тут герменевтика. Мир мертвых в принципе связывается с мудростью.
Любопытно, что в современной Греции, стране христианской, никаких герм быть не может, но в сельской местности до сих пор на перекрестках ставятся сооружения наподобие часовенки высотой чуть выше человеческого роста с коническим верхом, венчающимся крестом. Но и по месту установления, и по общему облику, размеру это вполне соответствует гермам. Переносятся символы другой религии на универсальный греческий образ, которому более двух с половиной тысяч лет.
Узнайте больше интересных подробностей о мифологии Древней Руси, Греции, Рима, Египта, Скандинавии и Индии с помощью книги «Введение в мифологию» (16+) Александры Барковой, которую можно приобрести по следующим ссылкам: