1,4K подписчиков

Пять шлюзов канала имени Москвы

Канал имени Москвы, первоначально называвшийся каналом "Москва - Волга", начали строить в 1932 году по проекту, разработанному советскими специалистами в 1931 году. Из нескольких рассмотренных вариантов был выбран проект канала, трасса которого начиналась в месте впадения в Волгу реки Дубны. Отсюда канал, преодолевая на своем пути значительный подъём пятью ступенями, направлялся на юг через Дмитров и Икшу. Каждая ступень представляла собой однокамерный шлюз и насосную станцию. Строительство канала велось неполных пять лет - четыре года и восемь месяцев.

Ранней весной 1937 года канал был почти готов: к тому времени были уже намыты высокие дамбы и построены железобетонные коробки шлюзов. В отличие от других крупных гидротехнических строек канал "Москва - Волга" был спроектирован и построен силами советских инженеров без участия иностранных фирм и специалистов. Многие из созданных тогда гидротехнических сооружений до сих пор удивляют специалистов дерзостью и оригинальностью инженерных решений. Самым первым был построен шлюз №1 Иваньковского гидроузла.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу» - приступить к наполнению Иваньковского водохранилища и самого канала. Иваньковское водохранилище уже тогда стали называть Московским морем. Через 13 дней специалисты доложили: «Московское море заполнено!». 2 мая 1937 года первые теплоходы прошли по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. 15 июля 1937 года канал "Москва - Волга" был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 году к 800-летнему юбилею столицы канал "Москва - Волга" был переименован в канал имени Москвы, а Химкинский речной вокзал Москвы - в Северный речной вокзал.

Всего по пути от Химкинского водохранилища до Иваньковского водохранилища, как в 1937 году, так и сейчас, теплоходы проходят пять шлюзов. Ближайший к Москве шлюз №6, расположенный за Икшинским водохранилищем, в посёлке Икша Московской области, состоит из однокамерного шлюза, насосной станции №186 и электрической подстанции №231. Над нижними воротами шлюза раньше проходил пешеходный мост, который с весны 2020 года был закрыт для прохода из-за ремонта и затем частично демонтирован. Мост планировали отремонтировать в 2022 году, но сроки всё время переносили, и он до сих пор не открыт.

На верхних (со стороны Москвы) башнях шлюза №6 было установлено по четыре скульптуры строителей шлюза (скульпторы Р. Р. Иодко, Д. П. Шварц, А. И. Тенета), венчавшие портики над почти греческими колоннами удлинённых башен. На этих же башнях были установлены мемориальные доски (архитектор Г. Г. Вегман). Скульптуры на башнях в 1978 году были сняты из-за ветхого состояния. Их к олимпиаде 1980 года заменили на новые - по две скульптуры на каждой башне.
Башни нижней головы шлюза №6 изначально были украшены фресками Л. А. Бруни, на которых были изображены строители шлюза с тачками и лопатами. Судьба этих фресок печальна - они исчезли. По одной из версий - эти фрески были замазаны краской или заложены плиткой по идейным соображениям - кому-то не понравилась реалистичная картина, изображавшая тяжёлые будни строителей канала, и только самый неквалифицированный труд рабочих, без экскаваторов и самосвалов, без которых канал не был бы построен в такие короткие сроки. Бруни тем не менее не был подвергнут репрессиям, как его фрески.
Фрески Бруни украшали раньше те башни шлюза, над которыми располагался пешеходный мост. Отдельные конструкции этого моста до сих пор не демонтированы и "украшают" башни шлюза №6.

В камере шлюза №6 суда поднимаются/опускаются на 8 метров. Шлюз №:6 вместе с шлюзом №5, находящемся в 1,7 км севернее Москвы, входит в состав Икшинского гидроузла.

Шлюз №5 состоит из однокамерного шлюза, насосной станции №185 и электрической подстанции №232. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 6 метров.
Перед шлюзом №5, со стороны Москвы, установлена скульптора «Водный путь» — аналогичная той, что стоит в парке Северного речного вокзала Москвы.

Шлюз №5 отличается от других шлюзов на канале имени Москвы своими необычными башнями. Ближайшие к Москве башни шлюза похожи на крепостные донжоны с закруглёнными южными фасадами.

Ещё необычнее выглядят северные монументальные башни шлюза. Их украшают архитектурные конструкции, похожие на ротонды или каменные беседки с колоннами.

Расстояние между шлюзом №4 и шлюзом №5 — 7 км. Шлюз №4 канала имени Москвы расположен в посёлке Деденево Московской области. В посёлке Деденево находится и Музей канала имени Москвы. Шлюз №4 вместе с шлюзом №3, находящемся в 3,5 км западнее в Яхроме, входит в состав Яхромского гидроузла. Шлюз №4 состоит из однокамерного шлюза и насосной станции №184. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров. Габариты шлюза стандартные: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров

Расстояние между шлюзом №3 в Яхроме и шлюзом №4 в Деденево — 3,5 км. На этом участке канал пересекает железнодорожный мост Савеловского направления, по которому на этом перегоне проходит трасса Большого кольца Московской железной дороги (Икша — Яхрома). При встречном шлюзовании судов в шлюзах №3 и №4 первыми выходят суда из камеры шлюза №4, которые расходятся со встречными судами ниже железнодорожного моста.
Габариты шлюза №3 стандартные. Он состоит из однокамерного шлюза и насосной станции №183. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 8 метров.

Яхромский шлюз №3 знаменит своими каравеллами - макетами корабля "Святая Мария" Колумба, установленными на северных башнях шлюза, ближайших к Дмитрову.

Каравеллы, размером 12х5,5х9 метров, были установлены позже, чем был открыт сам шлюз — до их установки на вершинах башен находились красные флаги. В ноябре 1941 года, при наступлении немецких войск, эти две башни шлюза были взорваны отступавшими советскими войсками. В 1942 году башни были восстановлены и затем на них поставили макеты каравелл. В 1990-1991 годах макеты каравелл были изготовлены заново, так как предыдущие пришли в неприглядный вид и восстановлению не подлежали.

Расстояние между шлюзом №3 в Яхроме и шлюзом №2 в Темпах — 42 км.
Шлюз №2 представляет собой первую ступень канала имени Москвы. Он состоит из однокамерного шлюза и насосной станции №182. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 6 метров.

На одной из верхних (со стороны Москвы) башен шлюза №2 установлена скульптурная группа (скульпторы Ю. П. Поммер, А. А. Стемпковский), изображающая строителей канала. Ещё одна скульптурная группа, стоявшая раньше на второй верхней башне, сейчас демонтированная стоит у подножия башни. Над архитектурой сооружений гидроузла №2 в 30-х годах прошлого века работал архитектор В. М. Лисицын.

Шлюз №2 в Темпах мы проходили в последний наш круиз на теплоходе "Михаил Танич" всё время ночью. Рассмотреть этот шлюз нам удалось только в прошлый наш круиз, когда мы возвращались из Нижнего Новгорода в Москву на теплоходе "Русь Великая". Видео, снятое тогда при прохождении шлюза №2, я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.