Шлюз №1 канала имени Москвы - однокамерный судоходный шлюз, входящий в состав сооружений Иваньковского гидроузла. Расположен этот гидроузел на Волге, в восточной части Иваньковского водохранилища, в городе Дубна Московской области.
В шлюзе №1 канала имени Москвы суда опускаются или поднимаются на 11 метров, преодолевая разницу уровней верхних и нижних бьефов водохранилища и Волги.
Строительство шлюза было начато в 1932 году и закончено в 1936 году. Первые суда через шлюз прошли 1 мая 1937 года, а официально в эксплуатацию он был принят 15 июля 1937 года. Шлюз устроен по общепринятым стандартам, но имеет свои конструктивные особенности. Под каналом расположен автомобильный тоннель, соединяющий левый берег Волги с правым. Тоннель последние годы ремонтируют. Говорят, реконструкцию закончат в 2025 году.
Габариты шлюза: длина камеры — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,5 метров. Пропуск судов через шлюз начинается 24 апреля, а завершается 17 ноября.
Главная достопримечательность канала имени Москвы у Дубны - памятник Ленину, расположенный у шлюза № 1 со стороны Иваньковского водохранилища. Памятник был воздвигнут в 1937 году в паре с памятником Сталину, установленным на противоположном берегу канала. Оба памятника составляли единый архитектурный ансамбль. Скульптором этих монументальных памятников был Сергей Дмитриевич Меркуров. На сооружение памятников Ленину и Сталину ушло около двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, некоторые отдельные глыбы весили до ста тонн. Работу исполняли 670 гранитчиков и около пяти тысяч рабочих. Большую часть строителей составляли заключённые Дмитровлага.
Целостность архитектурного ансамбля была нарушена в 1961 году, когда в ходе кампании «развенчания» культа личности Сталина памятник соратника Ленина был уничтожен: от него остался лишь постамент.
Мы несколько раз проходили мимо Дубны на круизных теплоходах. Но больше всего я снимала шлюз №1 во время нашего круиза по Волге в 2022 году, когда мы проходили этот шлюз в дневное время по пути из Нижнего Новгорода в Москву на теплоходе "Русь Великая". Пока наш теплоход выходил из шлюза, а за нами следовал теплоход "Лебединое озеро", я тогда успела снять и памятник Ленину на одном берегу канала, и противоположный берег, на котором раньше стоял памятник Сталину у пристани "Большая Волга".
Когда снимали легендарный фильм "Волга - Волга", вышедший в прокат в 1938 году, в кадры картины попали оба памятника, стоявшие в те годы у шлюза №1 - и Ленину, и Сталину. В годы правления Хрущёва кадр, в котором была видна статуя Сталина, заменили титрами "На пристани "Большая Волга" участники Олимпиады пересаживались на московские теплоходы".
В отредактированном и "порезанном" фильме "Волга-Волга" остался кадр с одним монументальным памятником Ленину.
Памятник Ленину и сейчас даже издалека выглядит монументально. Высота фигуры В. И. Ленина — 25 метров. Высота постамента — 12 метров. Вес памятника — 540 тонн.
Скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров описывал памятник следующим образом:
Ленин взят в момент речи, в момент обращения к массам, так, как я видел его в 1919 году. Фигура его собрана в одном волевом порыве, голова в энергичном полуповороте. Распахнувшиеся полы пиджака, выдвинутая вперед левая нога подчеркивает физическую и духовную силу фигуры. Таким образом, монумент должен не только сохранить портретный облик Владимира Ильича для потомства, но и воплотить победоносные идеи социалистической революции, духовный облик вождя народов.
Памятник Ленину возвышается над островком, соединённым дамбой Иваньковской ГЭС № 91 с левым берегом Волги. Название свое ГЭС получила от небольшого населенного пункта, рядом с которым когда-то была построена — Иваньково. Значительно позже этот посёлок вошел в состав разросшегося подмосковного города Дубна. Переименовывать ГЭС не стали, так же, как и само водохранилище.
В начале ВОВ — осенью 1941 года - оборудование Иваньковской ГЭС было демонтировано и эвакуировано. В ноябре 1941 года немцы попытались форсировать Иваньковское водохранилище по льду. Однако персонал Иваньковской станции успел произвести сброс воды. В результате уровень водохранилища понизился и лёд начал лопаться. Проход к Москве тяжелой техники гитлеровцев стал невозможным. После того как немцы были откинуты от столицы, гидроагрегаты Иваньковской станции вернули на место.
Сейчас модернизированная Иваньковская ГЭС действует, не только вырабатывая электроэнергию, но и обеспечивая надёжное водоснабжение Москвы, накапливая в водохранилище и подавая в канал имени Москвы воду.
Если Иваньковская ГЭС никогда не меняла название, то канал имени Москвы первоначально именовался каналом Москва - Волга. Своё современное название канал получил в 1947 году - в связи с 800-летием Москвы. Неофициально Иваньковское водохранилище ещё называют Московским морем - вероятно за его размеры - это самое большое водохранилище в Московской области.
Шлюз №1 - первый в перечне шлюзов канала имени Москвы, счёт которых начинается от Иваньковского водохранилища. Следующим по счёту, безусловно, идёт шлюз №2 на канале имени Москвы, но о нём я расскажу в другом своём фотоотчёте. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.