«Отменно прочен и спокоен, во вкусе умной старины» построен главный дом усадьбы Лопасня-Зачатьевское, которое называют «пушкинским гнездом», любимым домом его внуков и правнуков, хотя сам Александр Сергеевич здесь никогда не был. Но след свой оставил. Да еще какой!
Летом 1917 года, когда Россия уже стояла на пороге великих и трагических перемен, Григорий Александрович Пушкин – внук великого поэта, который на некоторое время поселился в усадьбе Ланских-Васильчиковых, обратил внимание, что ключница (примерно как та, с которой бранился дядя Онегина) достаёт откуда-то плотные, желтоватые листы, исписанные почерком, чрезвычайно напоминавшим почерк его деда, чтобы выстелить ими клетку канарейкам. Выяснив, что листы эти брались из сундука, что располагался в мансарде, выше антресолей – этажа, где жили дети и слуги, Григорий и его пасынок Николай провели на чердаке раскопки и обнаружили …22 тетради! Это была начатая Александром Сергеевичем «История Петра I», по поводу которой император Николай I в свое время постановил: «Сия рукопись издана быть не может…»
Каким же образом рукопись незавершённого труда о Петре I оказалась в Лопасне?
Как и все пушкинские автографы, письма и документы, она перешла по наследству его старшему сыну – Александру Александровичу Пушкину. Часть этого наследия, которое он собирался перевезти в свое имение Ивановское Бронницкого уезда, Александр Александрович на время оставил у сестёр Гончаровых – племянниц вдовы поэта Натальи Николаевны (хотя по другим сведениям, рукописи А.С.Пушкина едва не пострадали в Ивановском во время пожара, случившегося в господском доме, и их на перевезли на сохранение в Лопасню). А, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Так и остались в сундуках тетради с незаконченной историей великого Петра, и только внимательный взгляд Григория Александровича уберёг этот труд от окончательной погибели.
Если вы думаете, что занимательная история артефакта на этом завершилась, то ошибаетесь. Напомню, шёл 1917 год…
К этому времени Григорий Александрович, потомственный военный, участник первой мировой, находился на излечении после тяжёлой контузии. Когда случилась Октябрьская революция и началась Гражданская война, Григорий Александович снова оказался на фронте. Но тут, как говорится, история имеет разночтения: по одном сведениям, он уходит сначала к белогвардейцам, а потом, как его литературный тёзка, Григорий Мелехов, вступает в ряды Красной Армии. Другие же источники сообщают, что его сразу призывают в ряды Красной Армии сначала на канцелярскую работу, а потом отправляют на Южный фронт командовать полком.
Кажется, что в таких условиях, когда цена жизни человека -полушка, думать еще о вечных ценностях некогда! Понимая, что в огне войны может сгореть не только дом, но, что еще важнее, наследие великого деда, Григорий Александрович просит свою жену, Юлию Николаевну Катыбаеву, передать дневники Александра Сергеевича, а вместе с ними и рукопись о Петре, Румянцевскому музею. Сейчас и представить себе сложно, что до Москвы из Лопасни (нынешний город Чехов) так трудно было добраться. Но в разгар Гражданской войны Юлии Николаевне пришлось ехать на крыше таварняка, спрятав в «беременный живот» драгоценную ношу.
Самой лопасненской усадьбе тоже, кстати, повезло. Национальным достоянием, правда, ее не объявили, но и не снесли. Сначала превратили бывший барский дом в школу, во время войны устроили госпиталь, затем — снова школу. Какое-то время дом пустовал, в конце 90-ых горел, стоял без окон, без дверей и без крыши. Затем его 20 лет мучительно реставрировали. И вот наконец он обрел статус филиала мелиховского Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова. В 2003 году получил средства из Резервного фонда Президента РФ, а в 2007 году здесь открыли музей.
Благоустройство парка было завершено относительно недавно, менее 10 лет назад. Сейчас это прекрасный ландшафтный парк, чем-то напоминающий в том числе и регулярные парки с каскадами прудов, тенистыми аллеями и цветниками, где так приятно укрыться от невыносимого дневного зноя.
Приезжайте! Гуляйте! Любуйтесь!