Найти тему
Vitroart. Все о витражах

О мавританских витражах Петербурга

На мой вопрос в предыдущей публикации читатели в разных соцсетях совершенно верно ответили, что мавританские «витражи» в Петербурге находятся в Большой Хоральной синагоге и в доходном доме Г. Ф. Вухичовского на пр. Римского-Корсакова, 33.

В Петербурге было еще одно «мавританское» разноцветное окно. Находилось оно в Зимнем дворце. Речь о Мавританской ванной.

Ее отделку для императрицы Александры Федоровны проектировал арх. О. Монферран в 1830 г.

После пожара 1837 г. пострадавшую обстановку в прежней стилистике восстанавливал арх. А. Брюллов.

К сожалению, до наших дней интерьер не сохранился, так как впоследствии он был переделан.

Интерьер Мавританской ванной запечатлен на акварели Э.П.Гау из собрания Государственного Эрмитажа. 

Нас интересует, конечно, окно. 

-2

Увеличим изображение и разглядим детали оконного заполнения.

Если окна в Альгамбре и других исламских сооружениях выполнялись в технике «пандажара» - по сути это каменная или деревянная решетка без заполнения или с цветными стеклами - то на акварели Гау отчетливо видно, что в окне находится витраж в свинцово-паечной технике с росписью.

Об этом говорят тонкие линии графики и явно живописный узор на стеклах.

-3

От мавританского стиля в этом окне остался только фигурный проем и общее нарядное впечатление.

В общем-то это совершенно оригинальное произведение, созданное в традиции европейского витражного искусства.

Но, несмотря на это, окно сыграло стилеообразующую роль в интерьере, поддержав цветом и формой остальную роскошную отделку интерьера.

Что вы думаете о такой интерпретации мавританского стиля в европейском искусстве?

Как вам кажется, насколько успешно удалось сохранить атмосферу Востока в этом интерьере?

Поделитесь своими мыслями в комментариях!

И не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить ещё больше интересных историй о витражах Петербурга!🔔