Найти в Дзене
Yamaha Music

Как появилась скрипка?

Скрипка – один из популярнейших музыкальных инструментов в мире на протяжении нескольких столетий. Она является основой симфонического оркестра и струнных ансамблей, в частности, струнного квартета. Скрипку, наряду с фортепиано, также можно назвать одним из главных инструментов в классической музыке.

Восточные предки скрипки

Скрипка относится к группе струнно-смычковых инструментов. Арабский ребаб или ребек, пришедший с Востока в средние века и ставший популярным в Испании и Франции в XV веке, а также фидель, виела и фидл, широко распространённые в средневековой Европе, считаются прародителями скрипки. Только ближе к концу этого периода появился струнный смычковый инструмент, который стали назвать скрипкой.

Щипковые ребабы. (Авторство: Неизвестен. Original publication: late 13th century. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109532423)
Щипковые ребабы. (Авторство: Неизвестен. Original publication: late 13th century. Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109532423)

Об истории скрипки можно судить по картинам художников той эпохи, которые любили изображать этот инструмент на своих полотнах. Благодаря этому факту видно, что скрипка, непосредственно в том виде, в каком мы её знаем сегодня, не претерпевала постепенных усовершенствований, а практически сразу приобрела свой внешний вид.

Кто сделал первую скрипку?

Первые скрипичные мастерские появились в Северной Италии. На заре становления скрипичного производства стояли две школы: Гаспаро ди Бертолотти в Брешиа и Андреа Амати в Кремоне. Скрипки, изготовленные этими двумя мастерами, существуют и по сей день. В настоящее время, самая старая из существующих скрипок принадлежит творению Андре Амати (приблизительно 1565 год).

Самая старая из существующих скрипок, созданная Андреа Амати (источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/)
Самая старая из существующих скрипок, созданная Андреа Амати (источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/)

Мастера из Кремоны

С середины XVI до первой половины XVIII века небольшой городок Кремона в регионе Ломбардия на севере Италии был центром скрипичного производства. Несколько семей, в последствии ставшие известными на весь мир, разработали свои собственные уникальные технологии производства, которые передавались из поколения в поколение. Самыми известными из них были пять мастеров семьи Амати, три мастера семьи Страдивари и пять мастеров семьи Гварнери. Знаменитыми инструментами, также, являются скрипки Карло Бергонци.

И сегодня можно услышать знаменитые скрипки из Кремоны: некоторые известные музыканты выбирают их для выступлений.

Отражают ли скрипки своих создателей?

Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери создавали свои скрипки примерно в один и тот же период. Они считаются лучшими скрипичными мастерами в истории, а их инструменты высоко ценятся и по сей день. Однако тембральные качества их инструментов совершенно различны.

Антонио Страдивари родился около 1644 года и прожил болеее 90 лет. Есть сведения, что он делал скрипки до последних дней своей жизни и в итоге создал около 1100 инструментов. Из них до наших дней дошло около 600 скрипок, альтов, виолончелей, мандолин и гитар. Это невероятное количество инструментов для одного мастера. Инструменты Страдивари известны вниманием к деталям во всех аспектах и великолепным роскошным звуком.

Джузеппе Гварнери прожил всего 46 лет (1698-1744 гг.). В отличие от Страдивари у него была бурная жизнь: он много пил и, по слухам, провёл некоторое время в тюрьме. По оценкам специалистов, Гварнери сделал около 300 скрипок, из которых до наших дней сохранилось около 140. Его инструменты грубые и дикие, с глубоким, мощным тембром.

Скрипка Страдивари – слева, скрипка Гварнери – справа. (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/structure002.html)
Скрипка Страдивари – слева, скрипка Гварнери – справа. (Источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/structure002.html)

Есть ли разница между скрипками эпохи барокко и современными?

Как уже упоминалось ранее, скрипка изначально появилась в своем почти окончательном виде. Однако несколько усовершенствований все же были внесены в XIX веке.

В результате изменений в музыкальной моде гриф скрипки удлинили до середины корпуса. Это было необходимо, чтобы исполнители могли больше играть на высоких ладах струны Ми (E). Для увеличения громкости и яркости звука была поднята подставка и изменено положение грифа, что позволило увеличить натяжение струн. Скрипки, созданные с учетом этих изменений, стали называться современными, а те, которые сохранили первоначальную форму, – барочными. Сегодня почти все скрипки Страдивари и Гварнери модифицированы в современную форму.

Сравнительная диаграмма барочной и современной скрипок (источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/structure002.html)
Сравнительная диаграмма барочной и современной скрипок (источник: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/violin/structure/structure002.html)