Найти тему

ОКН ФЗ «Комплекс фортификационных сооружений Владивостокской крепости» (1889-1914 гг.) Остров Русский (г. Владивосток, Приморский край)

(выдержки из историко-культурных исследований) Часть 2.

Остров Русский (длина около 18 км, ширина до 13 км, площадь 97,6 км2) расположен к юго-западу от полуострова Муравьева-Амурского и отделен от последнего проливом Босфор Восточный. Остров – горист и лесист, изобилует глубокими укрытыми бухтами. Восточное и южное побережья острова являются «наиболее десантоопасными участками». Его господствующей высотой является гора Русская (абсолютная высота 291 м), она же – гора Русских, вероятно, давшая название острову. Во второй половине XIX – первой половине XX вв. остров также именовался островом Казакевича, в честь первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П.В. Казакевича (1814-1887).

Первые люди на острове появились в эпоху неолита. В период существования тунгусо-маньчжурского государства Бохай (конец VII – первая четверть X вв. н.э.) остров вполне мог быть обжитым и на нем, по некоторым данным, была расположена некая маньчжурская Крепость Лунного Света. В первой половине XVIII в. остров, впоследствии названный Русским, был нанесен на карту под китайским названием Яханга Тун (он же Иоханга-тунь). Первое знакомство русских моряков с островом и окрестностями будущего Владивостока произошло в 1858-1859 гг.

Владивосток. Остров Русский. Период создания: 1910-е гг. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30442442
Владивосток. Остров Русский. Период создания: 1910-е гг. Источник: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30442442

Перед инженерами, работавшими над созданием владивостокских укреплений, стояла задача обеспечения обороны Владивостока как со стороны суши, так и со стороны моря. Оборонительная система должна была успешно функционировать с учетом ряда природных вызовов: протяженность и сильная изрезанность береговой линии полуострова Муравьева-Амурского и острова Русский; часто возникающие летом туманы; замерзание Амурского залива в зимнее время года (вследствие чего, возникала угроза форсирования данного залива неприятелем).

В 1860 г. (уже через месяц после основания поста Владивосток) на северном берегу бухты Золотой Рог была создана первая береговая батарея, состоявшая из четырех орудий, снятых с корвета «Гридень». Батарея контролировала и была способна держать под обстрелом входной фарватер. Однако на протяжении последующих пятнадцати лет никаких значительных работ по дальнейшему укреплению Владивостока не проводилось, а главной военной силой в нем оставался Горный дивизион Забайкальской артиллерийской бригады.

В 1876 г. в силу определенного обострения международных отношений Главным инженерным управлением было выделено 30 тысяч рублей на укрепление обороны Владивостока и Николаевска-на-Амуре. В 1877 г. во Владивостоке (в его материковой части) были построены временные земляные батареи на мысе Голдобина и на мысе Эгершельда, предназначавшиеся для защиты входа в Золотой Рог. Дополнительно входы в бухты Диомид и Золотой Рог были перегорожены минными заграждениями. В 1878 г. были сооружены батарея на мысе Бурном и батарея Золотого Рога, вооруженная морскими шестидюймовыми пушками, а батареи на мысах Голдобина и Эгершельда были усилены.

К концу 1870-х гг. гарнизон Владивостока насчитывал порядка двух тысяч человек. Помимо этого, в населенном пункте временами находилось до пяти тысяч манз (китайское население Уссурийского края), что составляло свыше 60% от всего населения города (включая гарнизон).

К 1879 г. остров Русский, бывший пустынным еще десятилетие назад, также был населен манзами, занимавшимися там сельским хозяйством. В конце XIX в одном из томов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» острову Русский была дана следующая характеристика:

«Поверхность его [острова] гориста и возвышенные берега его изрезаны целым рядом бухт, из которых более замечательны: Новик, бухта далеко вдающаяся в направлении от северо-запада к юго-востоку, Рында и Воевода. Почва острова каменистая, с тонким слоем чернозема. Древесная растительность состоит из дровяного леса и кустарника. Население составляют две роты 2-го западносибирского линейного батальона и манзы, в числе около 300 человек, занимающиеся огородничеством, продукты которого сбываются во Владивостоке. В летнее время, сверх того, собирается сюда до 700 манз, для ловли трепангов и крабов. Остров Р. [Русский] принадлежит морскому ведомству».

В 1878 г. во Владивосток был командирован заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник Павел Федорович Унтербергер (в 1896 г. он получил звание генерал-лейтенанта). П.Ф. Унтербергер выступил создателем первого проекта Владивостокской крепости, в состав которой в том числе вошли появившиеся несколько позднее укрепления на острове Русский.

Уже в 1878 г. по плану, разработанному П.Ф. Унтербергером, был возведен ряд временных сухопутных деревоземляных укреплений (Встречное на горе Встречной, Среднее на сопке Орлиное гнездо, Тюменской Горы на горе Буссе, люнет Объяснения у морского госпиталя и люнет на высоте севернее бухты Улисс) и выстроены несколько временных береговых батарей (на рубеже XIX-XX вв. они были перестроены в бетонные с сохранением общей конфигурации).

К 1880 г. Владивосток и остров Русский были выделены в отдельное Владивостокское военное губернаторство (просуществовавшее по 1888 г.), а также было принято решение об усилении крепостного строительства во Владивостоке. Тихоокеанской эскадрой под командованием адмирала С.С. Лесовского были проведены большие земляные, строительные и монтажные работы по установке на береговых батареях 9-дюймовых (229-мм) пушек и мортир. Были сформированы крепостное артиллерийское управление и обслуживавшая батареи крепостная артиллерийская рота. Первым начальником Владивостокской крепостной артиллерии стал полковник В.Г. Мартынов.

К концу 1880 г. во Владивостоке насчитывалось 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также 4 сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения с суши. В 1880-1881 гг. под руководством подполковника В.П. Широкова были построены Безымянная батарея у Семеновского ковша, батарея на мысе Купера и укрепление на перешейке Русского острова. Последнее из обозначенных укреплений было срыто в 1897-1899 гг. при прокладке канала между проливом Босфор Восточной и бухтой Новик.

В 1885 г., по причине нового обострения в международных отношениях, Владивосток был объявлен на военном положении, а все подступы к нему с моря были заминированы. Были довооружены Безымянная и Куперовская батареи и построена Уссурийская батарея. Также с 1885 г. владивостокские батареи стали снабжаться мощными дуговыми электрическими прожекторами для стрельбы в ночное время.

В 1886 г. с целью усиления «военного положения в Приамурском крае» было решено укрепить северную часть острова Русский, а также создать три группы сухопутных укреплений, вынесенных вперед от существующих (на Первую Речку и к побережью Уссурийского залива вплоть до бухты Горностай). В 1888 г. были введены в строй три батареи у мыса Иродова (на полуострове Назимова), Ларионовские батареи (на будущем острове Елены), Новосильцевская батарея (на мысе Новосильского на острове Русском).

Схема расположения укреплений Владивостока по состоянию на 1887 г. Рисунок Н.Б. Аюшина по материалам РГВИА. Источник: Аюшин Н.Б. Владивостокская крепость. Владивосток, 2006. С. 19.
Схема расположения укреплений Владивостока по состоянию на 1887 г. Рисунок Н.Б. Аюшина по материалам РГВИА. Источник: Аюшин Н.Б. Владивостокская крепость. Владивосток, 2006. С. 19.

В 1886 г. Владивосток посетил управляющий морским министерством адмирал И.А. Шестаков (1820-1888). Адмирал опроверг существовавшие на тот момент слухи о возможном переносе военного порта из Владивостока куда-либо. А указанный визит послужил стимулом для пришедшейся на конец 1880-х – начало 1890-х гг. активизации гражданского строительства во Владивостоке.

30 августа 1889 г. на Голдобинской мортирной батарее состоялась официальная церемония объявления Владивостока крепостью. Гарнизон данной крепости был составлен из размещенных на материковой части 1-го Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича и 5-го Восточно-Сибирского линейного батальонов, а также из размещенного на острове Русском 2-го Западного-Сибирского (переименованного позже в 8-й Восточно-Сибирский) линейного батальона.

В 1891 г. Владивосток с целью участия в торжественной церемонии закладки Транссибирской железнодорожной магистрали посетил наследник престола – цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II).

В конце XIX в. военный порт Владивостока был перемещен из северо-западной части в восточную часть бухты Золотой Рог. А к началу XX в. Владивосток превратился в наиболее оборудованную и способную обеспечивать сложные ремонтные работы военно-морскую базу Российской империи на Тихом океане.

С конца XIX в. развитие острова Русский и его оборонительных укреплений являлось неотъемлемой частью развития всей Владивостокской крепости.