(выдержки из историко-культурных исследований) Часть 2.
Остров Русский (длина около 18 км, ширина до 13 км, площадь 97,6 км2) расположен к юго-западу от полуострова Муравьева-Амурского и отделен от последнего проливом Босфор Восточный. Остров – горист и лесист, изобилует глубокими укрытыми бухтами. Восточное и южное побережья острова являются «наиболее десантоопасными участками». Его господствующей высотой является гора Русская (абсолютная высота 291 м), она же – гора Русских, вероятно, давшая название острову. Во второй половине XIX – первой половине XX вв. остров также именовался островом Казакевича, в честь первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П.В. Казакевича (1814-1887).
Первые люди на острове появились в эпоху неолита. В период существования тунгусо-маньчжурского государства Бохай (конец VII – первая четверть X вв. н.э.) остров вполне мог быть обжитым и на нем, по некоторым данным, была расположена некая маньчжурская Крепость Лунного Света. В первой половине XVIII в. остров, впоследствии названный Русским, был нанесен на карту под китайским названием Яханга Тун (он же Иоханга-тунь). Первое знакомство русских моряков с островом и окрестностями будущего Владивостока произошло в 1858-1859 гг.
Перед инженерами, работавшими над созданием владивостокских укреплений, стояла задача обеспечения обороны Владивостока как со стороны суши, так и со стороны моря. Оборонительная система должна была успешно функционировать с учетом ряда природных вызовов: протяженность и сильная изрезанность береговой линии полуострова Муравьева-Амурского и острова Русский; часто возникающие летом туманы; замерзание Амурского залива в зимнее время года (вследствие чего, возникала угроза форсирования данного залива неприятелем).
В 1860 г. (уже через месяц после основания поста Владивосток) на северном берегу бухты Золотой Рог была создана первая береговая батарея, состоявшая из четырех орудий, снятых с корвета «Гридень». Батарея контролировала и была способна держать под обстрелом входной фарватер. Однако на протяжении последующих пятнадцати лет никаких значительных работ по дальнейшему укреплению Владивостока не проводилось, а главной военной силой в нем оставался Горный дивизион Забайкальской артиллерийской бригады.
В 1876 г. в силу определенного обострения международных отношений Главным инженерным управлением было выделено 30 тысяч рублей на укрепление обороны Владивостока и Николаевска-на-Амуре. В 1877 г. во Владивостоке (в его материковой части) были построены временные земляные батареи на мысе Голдобина и на мысе Эгершельда, предназначавшиеся для защиты входа в Золотой Рог. Дополнительно входы в бухты Диомид и Золотой Рог были перегорожены минными заграждениями. В 1878 г. были сооружены батарея на мысе Бурном и батарея Золотого Рога, вооруженная морскими шестидюймовыми пушками, а батареи на мысах Голдобина и Эгершельда были усилены.
К концу 1870-х гг. гарнизон Владивостока насчитывал порядка двух тысяч человек. Помимо этого, в населенном пункте временами находилось до пяти тысяч манз (китайское население Уссурийского края), что составляло свыше 60% от всего населения города (включая гарнизон).
К 1879 г. остров Русский, бывший пустынным еще десятилетие назад, также был населен манзами, занимавшимися там сельским хозяйством. В конце XIX в одном из томов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» острову Русский была дана следующая характеристика:
«Поверхность его [острова] гориста и возвышенные берега его изрезаны целым рядом бухт, из которых более замечательны: Новик, бухта далеко вдающаяся в направлении от северо-запада к юго-востоку, Рында и Воевода. Почва острова каменистая, с тонким слоем чернозема. Древесная растительность состоит из дровяного леса и кустарника. Население составляют две роты 2-го западносибирского линейного батальона и манзы, в числе около 300 человек, занимающиеся огородничеством, продукты которого сбываются во Владивостоке. В летнее время, сверх того, собирается сюда до 700 манз, для ловли трепангов и крабов. Остров Р. [Русский] принадлежит морскому ведомству».
В 1878 г. во Владивосток был командирован заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник Павел Федорович Унтербергер (в 1896 г. он получил звание генерал-лейтенанта). П.Ф. Унтербергер выступил создателем первого проекта Владивостокской крепости, в состав которой в том числе вошли появившиеся несколько позднее укрепления на острове Русский.
Уже в 1878 г. по плану, разработанному П.Ф. Унтербергером, был возведен ряд временных сухопутных деревоземляных укреплений (Встречное на горе Встречной, Среднее на сопке Орлиное гнездо, Тюменской Горы на горе Буссе, люнет Объяснения у морского госпиталя и люнет на высоте севернее бухты Улисс) и выстроены несколько временных береговых батарей (на рубеже XIX-XX вв. они были перестроены в бетонные с сохранением общей конфигурации).
К 1880 г. Владивосток и остров Русский были выделены в отдельное Владивостокское военное губернаторство (просуществовавшее по 1888 г.), а также было принято решение об усилении крепостного строительства во Владивостоке. Тихоокеанской эскадрой под командованием адмирала С.С. Лесовского были проведены большие земляные, строительные и монтажные работы по установке на береговых батареях 9-дюймовых (229-мм) пушек и мортир. Были сформированы крепостное артиллерийское управление и обслуживавшая батареи крепостная артиллерийская рота. Первым начальником Владивостокской крепостной артиллерии стал полковник В.Г. Мартынов.
К концу 1880 г. во Владивостоке насчитывалось 17 береговых батарей (всего 42 орудия), а также 4 сухопутных укрепления для защиты города от возможного нападения с суши. В 1880-1881 гг. под руководством подполковника В.П. Широкова были построены Безымянная батарея у Семеновского ковша, батарея на мысе Купера и укрепление на перешейке Русского острова. Последнее из обозначенных укреплений было срыто в 1897-1899 гг. при прокладке канала между проливом Босфор Восточной и бухтой Новик.
В 1885 г., по причине нового обострения в международных отношениях, Владивосток был объявлен на военном положении, а все подступы к нему с моря были заминированы. Были довооружены Безымянная и Куперовская батареи и построена Уссурийская батарея. Также с 1885 г. владивостокские батареи стали снабжаться мощными дуговыми электрическими прожекторами для стрельбы в ночное время.
В 1886 г. с целью усиления «военного положения в Приамурском крае» было решено укрепить северную часть острова Русский, а также создать три группы сухопутных укреплений, вынесенных вперед от существующих (на Первую Речку и к побережью Уссурийского залива вплоть до бухты Горностай). В 1888 г. были введены в строй три батареи у мыса Иродова (на полуострове Назимова), Ларионовские батареи (на будущем острове Елены), Новосильцевская батарея (на мысе Новосильского на острове Русском).
В 1886 г. Владивосток посетил управляющий морским министерством адмирал И.А. Шестаков (1820-1888). Адмирал опроверг существовавшие на тот момент слухи о возможном переносе военного порта из Владивостока куда-либо. А указанный визит послужил стимулом для пришедшейся на конец 1880-х – начало 1890-х гг. активизации гражданского строительства во Владивостоке.
30 августа 1889 г. на Голдобинской мортирной батарее состоялась официальная церемония объявления Владивостока крепостью. Гарнизон данной крепости был составлен из размещенных на материковой части 1-го Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича и 5-го Восточно-Сибирского линейного батальонов, а также из размещенного на острове Русском 2-го Западного-Сибирского (переименованного позже в 8-й Восточно-Сибирский) линейного батальона.
В 1891 г. Владивосток с целью участия в торжественной церемонии закладки Транссибирской железнодорожной магистрали посетил наследник престола – цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II).
В конце XIX в. военный порт Владивостока был перемещен из северо-западной части в восточную часть бухты Золотой Рог. А к началу XX в. Владивосток превратился в наиболее оборудованную и способную обеспечивать сложные ремонтные работы военно-морскую базу Российской империи на Тихом океане.
С конца XIX в. развитие острова Русский и его оборонительных укреплений являлось неотъемлемой частью развития всей Владивостокской крепости.