Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Новая кофейная книга" меня обманула (отзыв о сборнике рассказов М. Фрая)

Я не отношусь к типичным читателям-почитателям Макса Фрая: «Хроники Эхо» я не читала, «Сказки старого Вильнюса» тоже. Долгое время единственным прочитанным мной произведением автора-загадки была «Жалобная книга» (отзыв). Я очень её люблю и перечитываю раз в несколько лет. Решив обойти стороной полноценные фантастические романы автора, я обратилась к его рассказам в надежде найти что-то еще, что можно будет с удовольствием перечитывать из года в год. К сожалению, «Новая кофейная книга» оказалась для этого не самым удачным выбором. Первое, что я хочу вам посоветовать: всегда читайте аннотации, даже если вам кажется, что и так предельно ясно, о чем будет книга. Я была так воодушевлена тем, что буду читать, как вкусно и волшебно Макс Фрай описывает приготовление и дегустацию кофе и связанные с ним истории (что он умеет это делать, меня убедила «Жалобная книга»), что не обратила внимание на внушительный список авторов рассказов, вошедших в сборник. Макс Фрай, увы, был только составителем, к

Я не отношусь к типичным читателям-почитателям Макса Фрая: «Хроники Эхо» я не читала, «Сказки старого Вильнюса» тоже. Долгое время единственным прочитанным мной произведением автора-загадки была «Жалобная книга» (отзыв). Я очень её люблю и перечитываю раз в несколько лет. Решив обойти стороной полноценные фантастические романы автора, я обратилась к его рассказам в надежде найти что-то еще, что можно будет с удовольствием перечитывать из года в год. К сожалению, «Новая кофейная книга» оказалась для этого не самым удачным выбором.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

Первое, что я хочу вам посоветовать: всегда читайте аннотации, даже если вам кажется, что и так предельно ясно, о чем будет книга. Я была так воодушевлена тем, что буду читать, как вкусно и волшебно Макс Фрай описывает приготовление и дегустацию кофе и связанные с ним истории (что он умеет это делать, меня убедила «Жалобная книга»), что не обратила внимание на внушительный список авторов рассказов, вошедших в сборник. Макс Фрай, увы, был только составителем, который, сжалившись над читателем, добавил в книгу единственный свой рассказ «Цветы и музыка».

Этот рассказ мне очень понравился. Я советую вам его прочитать, чтобы увидеть, как автору удается сочетать в истории фатализм и ответственность героев за свою судьбу. Как кофе и удачный случай могут раз и навсегда перевернуть вашу жизнь, или вы, притворившись волшебником, можете случайно подарить другому новую судьбу, за что и вам, видимо, по закону вселенской справедливости, выпадет своя доля счастья. Именно за это я люблю творчество Макса Фрая.

Что касается остальных рассказов в сборнике, большая часть из них мне напомнила страшилки, которые рассказывают в летнем лагере по ночам. Только они не пугают сразу, а просто закладывают в голову мысль о том, что, если, будучи дома один, ты сваришь вместо одной две чашки кофе, поставишь одну из них на порог и преспокойно займешься своими делами, есть вероятность, что этот кофе кто-то (или что-то?) выпьет. После таких открытий бывает сложно заснуть по ночам.

"Увы, совершенно неважно, какой кофе был в разбитой чашке".

И это еще один «подвох» книги: рассказы-страшилки были очень условно связаны с кофе. Да, герой держит в руках пачку кофейных зерен, стоя на кухне малознакомых людей, и тут за спиной раздаются шаги нескольких пар ног, и кто-то тихо закрывает дверь на ключ. «При чем тут кофе?» – хочется спросить мне.

Были в сборнике рассказы, которые пусть и не дотягивали до Фраевских, но были кофейными и интересными. «Черный для Веньямина» напомнил мне мои собственные «Записки на трамвайных билетах» (заходите почитать). И с авторскими размышлениями о характере кофе я не могла не согласиться:

"Кофе, приготовленный дома, вкуснее, но более фундаментален, основателен, стационарен - если угодно, в этом его минус".

И здесь же о кофе в картонных стаканчиках: "Кофе-перекати-поле, легкомысленный, некрепкий, часто дурной... сразу ты путешественник, даже в родном городе».

Рассказы Татьяны Замировской «Сад для игры в волка», «Внутри тебя в твое отсутствие» очень напомнили мне произведения Х. Л. Борхеса и К. Воннегута. Если вам нравится стиль этих авторов, думаю, стоит обратить внимание на творчество Т. Замировской.

Мне понравилось, что в «Новой кофейной книге» было несколько рассказов о поиске человеком способа смириться с реальностью, найти в ней свое место, свое волшебство: "Сборник задач по выходу из отчаяния", "Черная кошка, белый стол". И, да, кофе в них играл самую что ни на есть главную роль, ведь как можно задаваться экзистенциальными вопросами без чашки кофе в руке?

Думаю, те, кто любит творчество Макса Фрая и готов читать все книги, на которых значится его имя, не нуждаются в моем отзыве о «Новой кофейной книге». Тем же, кому хочется познакомиться с этим автором, я советую начать с отдельных его романов: «Жалобной книги», «Ключа из желтого метала» – или сборников, включающих только его рассказы: «Ветры, ангелы и люди», «О любви и смерти», «Одна и та же книга». А я, отложив в сторону очередную прочитанную книгу, поняла одно: кофе много не бывает, как и его рецептов и историй, связанных с ним. И если часто пить кофе, хоть стационарный, хоть прогулочный, есть шанс, что и в твоей жизни случится чудо.

Нравится ли вам творчество Макса Фрай? Какое место в вашей жизни занимает чашка свежесваренного кофе?

Читайте и другие отзывы и статьи: