Гидроэлектростанция Угличского гидроузла - одна из мощнейших ГЭС, построенных на Волге в годы сталинской индустриализации. Запущенная в 1940 году Угличская ГЭС сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией в годы Великой Отечественной войны. Строительство ГЭС было начато в 1935 году и полностью закончилось лишь в 1955 году, однако, первый агрегат станции заработал уже в 1940 году, а второй был введен в строй весной 1941 года.
В военные годы гитлеровцы планировали сначала захватить Угличскую ГЭС, а потом, после разгрома под Москвой, решили просто уничтожить весь Угличский гидроузел. Мужчины Углича ушли на фронт, и налёты фашистской авиации в 1942 - 1943 годах пришлось отражать отважным девушкам - зенитчицам 62-го дивизиона. Отражали удачно - на Угличскую ГЭС не упала ни одна бомба. Зенитки все военные годы стояли прямо на территории Угличской ГЭС и даже на арке Угличского шлюза. Эту монументальную арку шлюза называют ещё воротами Углича.
В целом - Угличский гидроузел включает в себя русловую земляную плотину, бетонную водосбросную плотину, здание ГЭС и судоходный шлюз. Общая длина бетонной плотины - 180-метров. На ней семь одинаковых пролётов, каждый из которых достигает 20 метров в высоту.
Судоходный шлюз Угличского гидроузла, расположенный у левого берега, примыкает к земляной плотине. Шлюз однокамерный однониточный, длина камеры — 290 м, ширина — 30 м. Проектное время наполнения шлюза составляет 9,5 минут, стравливания воды — 7 минут.
Угличский судоходный шлюз был введён в эксплуатацию осенью 1941 года. В тот первый военный год Угличская ГЭС уже планово вырабатывала электроэнергию, которую в Москву передавали по введённой в эксплуатацию в 1940 году ЛЭП 220 кВ "Углич (Восточная) – Москва". За один только 1941 год Угличская ГЭС выработала 137,4 миллионов кВт/ч электроэнергии. В ноябре 1941 года была введена в эксплуатацию линия электропередачи 220 кВ "Углич (Западная) – Рыбинск". Рыбинский гидроузел строился вместе с Угличским гидроузлом в те же годы, и по одному практически проекту.
14 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за бесперебойную работу и выдающиеся технические достижения большая группа строителей, монтажников и энергетиков Угличской и Рыбинской ГЭС была награждена медалями «За оборону Москвы» и орденами СССР. Всего наградили 161 человека. А в 1950 году Угличской ГЭС на вечное хранение передали Красное знамя Министерства электростанций СССР.
15 августа 1944 года Государственным Комитетом обороны было принято постановление об окончании первоочередных работ на строительстве Рыбинской и Угличской ГЭС.
После окончания войны необходимо было достраивать станцию. Трудиться на строительство Угличской ГЭС наряду с заключенными Волголага прибыло 3 тысячи военнопленных немцев.
Они принимали активное участие в отделочных работах, в частности - облицовывали плиткой арку Угличского шлюза. Отделочные работы продолжались до 1955 года.
Нам об этом рассказала экскурсовод в Угличе во время экскурсии по городу. В Угличе крайний раз мы были в конце июня этого года. Там у нас была запланированная стоянка теплохода "Михаил Танич" в программе круиза "Москва - Тверь - Углич - Москва". В предыдущий раз в Угличе мы были в 2013 году. Тогда у нас была короткая стоянка в Угличе во время возвращения из Санкт-Петербурга в Москву на теплоходе "Очарованный странник".
В этом году стоянка в Угличе у теплохода "Михаил Танич" была запланирована почти на 6 часов. Нам предлагали в качестве альтернативной прогулки по городу сходить на экскурсию в Музей гидроэнергетики. Расположен этот музей на территории Угличской ГЭС. Здание управления Угличской ГЭС 30-40-х годов XX века, где ранее размещалось управление Волголага, к 2007 году было переоборудовано под информационный центр Музея гидроэнергетики.
Мы отказались от этой экскурсии, возможно - зря. Говорят, что Музей гидроэнергетики не имеет аналогов в мире. На трёх этажах в 11 залах этого музея представлена уникальная экспозиция, расказывающая об истории развития гидроэнергетики в России и в мире, выдающихся людях профессии, выработке и передаче электроэнергии, строительстве и устройстве ГЭС, а также о гидроресурсах Земли.
Во время последнего нашего круиза мы на теплоходе "Михаил Танич" дважды проходили через Угличский шлюз - утром рано мы опускались в шлюзе до уровня Волги, а после стоянки, по пути из Углича в Москву - поднимались до уровня Угличского водохранилища. Уже на обратном пути я сняла с шлюпочной палубы теплохода, вышедшего из шлюза на просторы Угличского водохранилища, и сам шлюз с аркой, и плотину с напорными сооружениями ГЭС. Они и образуют знаменитое Угличское водохранилище. Его площадь - 249 км².
Решение о строительстве Угличского гидроузла было принято в 1935 году, а завершилось заполнение Угличского водохранилища - в 1947 году. При создании Угличского водохранилища затоплению подверглись около 100 деревень и сёл, было частично затоплено несколько городов, в числе которых сам Углич и близлежащий Мышкин. Территория Мышкина сократилась на 1/3, а в Угличе было разрушено около 150 жилых зданий и несколько памятников архитектуры: Покровский монастырь, церкви и кладбище Иерусалимской слободы. Самым же известным частично затопленным при строительстве городом стал Калязин - старинный русский город в Тверской области, который упоминался ещё в XII веке. К XVIII веку он стал торговым центром области и прославился народными промыслами и судостроением. На берегу Волги находился исторический центр Калязина: Троицкий монастырь, Никольский собор, улицы с купеческими особняками и главные предприятия. Большинство старинных построек предварительно было разрушено и ушло под воду. Один из крупнейших монастырских архитектурных ансамблей России — Калязинский во имя Святой Троицы и преподобного Макария Калязинского мужской монастырь был разрушен и частично затоплен. Сейчас на месте снесённого монастыря располагаются два омываемых водохранилищем острова. Их называют «монастырскими островами». В 2000-е годы на крупнейшем монастырском острове на историческом фундаменте была восстановлена из красного кирпича юго-западная башня ограды монастыря с часовней Макария Калязинского. От Калязинского Никольского собора сохранилась одна колокольня, которую по легенде оставили в качестве маяка при строительстве водохранилища. Калязинская колокольня стала символом Калязина. Всего было затоплено 2/3 города. В Калязине мы останавливались во время нашего возвращения из Нижнего Новгорода в Москву на теплоходе "Русь Великая" в 2022 году. О нашей стоянке в Калязине я подробно рассказывала в одном из своих фотоотчётов. В этом году с палубы теплохода "Михаил Танич", проходившего мимо Калязина, я сняла и место нашей прошлой стоянки, и саму Калязинскую колокольню с разных ракурсов. Эти видеоролики я постараюсь опубликовать в ближайшее время. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.