Если не брать случаи, когда учитель явно неадекватный человек, то на уроках вряд ли происходит что-то уж совсем ужасное и пугающее. Поэтому пресловутый страх математики, как и других предметов, - скорее тревога, а не страх как таковой.
Это чувство связано с неприятными ожиданиями от урока. И сейчас я скажу пару слов о том, какие тут возможны варианты, а потом - подойдём к вопросу, что в каждом случае делать.
Вариант первый - “Мне это искренне не нужно”
Ученики, школьники - люди, может быть, неопытные, но, как правило, не глупые. И они задаются вопросами: “Что я вообще здесь делаю? Мне же это всё в жизни никогда не понадобится”. И так далее. И вообще, люди не испытывают мотивации делать то, что считают бесполезным.
Вариант второй. “Я дурак” и “Лисица и виноград”
“У меня что-то постоянно спрашивают, а я ответить не могу”. Но другие отвечают. “Получается, что я глупый?”. Иногда, для защиты своего эго, школьники выбирают стратегию Лисицы из басни Крылова «Лисица и виноград». Чтобы не быть глупыми в собственных глазах, они и говорят, что им это в жизни не пригодится. Возможна и такая логика: «Я же гуманитарий, математика мне не нужна».
Конечно, чаще всего эти слова, «Я же гуманитарий», говорят именно от незнания математики. А не от выдающихся знаний гуманитарных предметов, истории или обществознания, например.
Почему я это утверждаю?
А потому, что в случае, когда у ученика логическое мышление хромает, первый предмет, на котором это отражается - именно математика
В отличие от других предметов, задачу, которую дали лично тебе, списать не получится. Зубрить все формулы бесполезно, необходимо ещё и видеть, где какую из них применить.
В других предметах можно просто выучить и, в целом, хоть что-то ответить. Речь, конечно, идёт не о старших классах, - там рассуждать требуется и в гуманитарных предметах.
Справедливости ради скажу, что деление на гуманитариев и технарей до некоторой степени существует. Есть люди, которым легче даются гуманитарные предметы, но всё равно это не оправдание для тех, кто совсем не знают математику. Двойных стандартов я не приветствую, считаю, что в обратную сторону это тоже работает. Если человеку легче даются точные науки, это не даёт ему права совсем не знать историю, обществознание, и совсем не читать классическую литературу.
Что для меня математика?
Говоря по-простому, это язык, с помощью которого можно точно выражать свои мысли. Язык науки. Не случайно говорят: «В науке ровно столько науки, сколько в ней математики».
На человека, который мыслит категориями чисел, труднее произвести впечатление. Им труднее манипулировать, поскольку именно числа часто показывают суть. Именно числа помогают отделить главное от второстепенного, увидеть ключевые тенденции.
И именно математика первой начинает хромать, когда хромает логика. Обычно это первый звоночек о том, что с учёбой что-то идёт не так.
Если первым начал хромать русский язык, литература, история или иностранный язык - скорее всего это говорит о проблемах с памятью.
Итак, проблемы я обрисовал
Если у человека проблемы с математикой, которые он сам не может решить, значит у него скорее всего хромает логическое мышление. Но это тоже нужно проверять. Возможно, учитель плохой. Возможно с учителем настолько не сложились, что ученик перенёс отношение к учителю на предмет.
Лично мне в моих занятиях это становится ясно практически с самого начала. Бывает так, что у ученика знаний нет, но схватывает он хорошо и прогрессирует быстро. В этом случае речь идёт о других причинах, которые не связаны с проблемами логического мышления ученика. В этих случаях прогноз благоприятен. Такого ученика можно подтянуть достаточно быстро.
Теперь о случаях с менее благоприятным прогнозом
Когда хромает логика, очень важно вовремя обратиться к квалифицированному репетитору. Очень важно, чтобы репетитор это увидел и принял правильные меры - не стал заниматься текущей темой, домашними заданиями и прочим. А сосредоточился бы на развитии логического мышления.
В этом случае репетитор должен предупредить родителей, что если они хотят получить результат в долгосрочной перспективе, и чтобы знания остались после окончание занятий, придется потерпеть двойки какое-то время. И ни в коем случае не спешить.
Если репетитор занимается с учеником только его текущей темой или школьными домашними заданиями, скорее всего, он просто слабый специалист.
Итак, чтобы у ученика получалась математика, и чтобы он её не боялся, ему нужно развивать математическую логику. Важно также, чтобы он видел применение знаний математики на практических примерах. Тогда у него не будет возникать вопросов, зачем ему это надо.
Вообще, я бы провёл аналогию между учеником с неразвитой математической логикой и дырявым ведром. Да, в такое ведро тоже можно набрать воды. Да, какое-то время её можно даже пронести. Но в долгосрочной перспективе использовать такой инструмент неэффективно. Намного эффективнее сперва починить это ведро - натренировать у ученика математическую логику.
Что бы я предложил для “самодиагностики”?
Лучшая проверка - то, насколько ученик умеет решать задачи. Особенно нестандартные. Я на первых уроках всегда стремлюсь давать своим ученикам задачи. Таким образом я получаю представлениях об их способностях к изучению предметов. И, параллельно, получаю информацию о наличии пробелов в знаниях.
Если проблема только в нехватке знаний, то мой прогноз будет благоприятным, и такая проблема будет решена достаточно быстро.
Теперь несколько слов о ЕГЭ и подготовке к нему
Во-первых, не надо думать, что с нулевыми знаниями можно быстро натаскаться, и сдать этот экзамен на высокие баллы. Важно помнить, что подготовка к ЕГЭ это работа в долгосрок. Натаскать ученика со слабыми знаниями, тупо прорешивая типовые задания из сборников или с сайта “РЕШУЕГЭ” можно только на посредственные баллы. Чем выше ваша цель, тем больше требуется математической логики.
Подводя итог, повторю - чтобы не бояться математики, нужно развивать математическую логику и понимать, а для чего эта математика вообще нужна
И чем чаще вы будете в жизни её замечать, тем проще она будет вам даваться. Ну и конфликтовать с учителями математики тоже не стоит. А то вдруг отобьёт охоту:-)