Найти тему

Я учитель и перевожу ребенка на СО. Коллеги поддержали. Что не так со школой?

Оглавление

Еще несколько лет назад, родители, выбирающие семейное обучение для своих детей, казались мне фриками. Всё им не так, везде плохо, а они лучше всех знают, как учить, воспитывать, лечить и кормить детей.

Между тем в настоящее время семейную форму образования выбирают люди с разными взглядами и разным образом жизни отнюдь не потому что они считают себя самыми умными и продвинутыми, просто не остается выбора. Несколько моих учеников перешли на СО за этот год. Среди них есть сильные и слабые ученики, из обеспеченных семей и семей с небольшим достатком.

«Мама, забери меня отсюда», - попросил сын в середине пятого класса. «Я не понимаю, что я тут делаю. Только время теряю».

Написанное выше как постановка диагноза современной российской системе образования. Школа в том виде, в котором она существует не подходит никому, хотя как никогда раньше она доступна всем.

«Коллеги, в следующем году в нашей школе будет учиться ребенок с УО, прошу пройти обучающий вебинар», - написала завуч и ссылочку на него добавила. А до этого какие дети прятались у меня под партами на уроках, тыкали ручкой в спину одноклассников, ели бумагу, говорили сами с собой? Ах да, это были просто «особенные» или педагогически запущенные.

Я намеренно резко написала о детях с ЗПР, чтобы подчеркнуть, чем на деле оборачивается инклюзивное образование в обычных российских школах. Я искренне считаю, что «особенные» дети заслуживают любви и внимания не меньше, чем здоровые сверстники. Сама идея инклюзивного образования является неплохой, жестоко выделять детей в какие-то специальные учреждения, выделяя их из общества, но только реализована она так, что некомфортно всем участникам образовательного процесса. Дети с ОВЗ имеют право на сопровождение тьюторов в школе, только я этих тьюторов не видела. Отдельных учебников в школьной библиотеке для детей с различными отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии тоже нет, а ведь освоить общую для всех программу они не в состоянии. Спрашивается как выкручиваться учителям?

Конкретно в школе моего сына в классах по 38-40 человек, среди которых есть дети с ОВЗ, есть из неблагополучных семей. И один классный руководитель на всех! Он же учитель какого-то школьного предмета, загруженный проведением уроков в разных классах, подготовкой к ним, проверкой контрольных работ. В одной из статей на Дзене обсуждалась идея о том, что классных руководителей можно было бы сделать отдельными штатными единицами в школе, а не подкидывать эту нагрузку за небольшую доплату учителям-предметникам. Разумная идея, только разве кому-то это нужно?

Есть и другая проблема в современных школах - дети совсем потеряли мотивацию учиться. «А зачем мне это?», «Как мне это пригодится в жизни?», «Троечники успешнее отличников», «Я буду блогером» - вот неполный список слоганов, которыми наполнены головы детей. Откуда они это берут? Из общего инфополя. А потом в такой немотивированный класс должен придти учитель и сотворить чудо.

«Понабрали после курсов учителей, а нужно принимать на работу только с педагогическим образованием», - возмущаются многие родители.

У меня в дипломе стоит специальность «физика». Я не «учитель физики», а «физик», в школе вела уроки математики и информатики. «И делать Вам в школе нечего!» - напишут некоторые. Но дело в том, что учитель с педагогическим образованием, которая устроилась работать в одно время со мной, продержалась 4 месяца и уволилась, а я год доработала. Просто у нее маленький ребенок, на которого у нее не оставалось ни сил ни времени. «Никогда не вернусь в школу! Я просто не знаю, что делать с детьми, которые меня не слушают, болтают весь урок, рыгают, пукают, ковыряются в носу и не стесняются этого! Они же не первоклашки!», - в сердцах сказала она мне. Что тут добавить? Современные школьники считают, что им можно всё и ничего им за это не будет. Безнаказанность развращает не только детей, но и взрослых.

В советское время был некоторый перекос в правах в пользу учителя. Были такие «педагоги», которые позволяли себе и руки распускать и унижать словесно учеников и ничего им за это не было. Такое недопустимо. Теперь перекос в правах в пользу учеников.

Гуманная педагогика («асмоловщина» как ее называет доктор физ.-мат. наук, популяризатор математики, Алексей Савватеев) привела к тому, что школа теперь место передержки детишек разного возраста. Нет, конечно и в моем детстве не все благополучно было в школах. Я училась в 90-е годы, столкнулась с травлей в классе, была очень рада, когда мне удалось поступить из обычной школы в физико-математический лицей после седьмого класса. Три этапа вступительных испытаний. И я выдержала. А между тем денег ни на репетиров, ни на подготовительные курсы у родителей не было. Я поступила сама. А что это значит?

Значит, что меня не так уж плохо учили в обычной школе в 90-е годы. Нет, не так. На уроках у меня была возможность получать знания от учителей.

На некоторых уроках особо строгих учителей мы сидели тихо как мыши, у других - болтали, но шепотом, кидались бумажными самолетиками и записками, но не внаглую и постоянно, а незаметно. Если учитель ловил на баловстве - выпроваживал из класса. А сейчас выгнать с урока нельзя, учитель отвечает за ученика во время урока, если с ним что-то случится в коридоре или туалете, то виноват будет учитель.

Теперь считается, что ребенку надо терпеливо объяснять, зачем ему что-то делать или наоборот, чего делать не следует, только это не работает даже со взрослыми людьми. За проступки должно быть адекватное наказание. Если бы классный руководитель занимался только воспитанием доверенного ему детского коллектива, то можно было ему поручить следить за учеником, удаленным с урока, чтобы тот не развлекался дальше за дверью с такими же балбесами, а молча скучал.

Учителя выкручиваются как могут, решая проблемы с дисциплиной.

-Мам, ну вот на музыку я зачем хожу в школу?, - продолжает давить на меня сын в плане перехода на СО. -Мы весь урок пишем. Учебник переписываем.

-И не поете? И не слушаете музыку? - удивляюсь я.

-Нет, только гимн несколько раз пели.

Уточняю у учителя музыки, почему на уроках музыки пишут больше, чем на русском. А она отвечает, что это единственный способ заставить учеников сидеть на месте, не орать на всю школу, все что им вздумается и не мешать другим. А в соседних кабинетах тоже что-то переписывают и конспектируют, потому что… Проблема с дисциплиной.

Сын посчитал, сколько времени он потратил впустую за это год. На выслушивание замечаний учителей к классу, на большие шумные перемены (дети орут и буквально лезут на стены), получилось очень много потерянного времени. В каждом классе есть дети, которые не шумят, стараются слушать учителя, любят отвечать, но все-таки тех, кто себя никак не ограничивает в поведении, стало слишком много. Одни «особенные», вторые невоспитанные, третьи поддались общему настроению.

Раз в две недели в школе субботник, в такой день уроки сокращенные. Есть мероприятия, праздники, на которые детей снимают с уроков - в общем учиться легко, выучиться сложно.

И вот если бы не было альтернативы, то пришлось бы смириться. Но семейная форма не зря появилась в нашем законодательстве… Думающие родители переведут ребенка либо на СО, либо в сильную школу с углубленным изучением предметов, куда еще надо постараться попасть. Да и не во всех населенных пунктах есть сильные школы.

В нашей семье принято решение перевести старшего сына на СО с шестого класса. Младший пойдет в первый класс в школу у дома, надеюсь учитель будет не один на два класса. Одна учительница посоветовала мне и младшего на СО сразу пробовать. Но я не готова к такому пока. У меня в планах вернуться к полноценному набору групп по изучению программирования, за лето с мужем подготовим новый интересный курс для школьников.

Против семейного образования обычно приводят два аргумента. Ребенок не станет учиться сам без контроля со стороны взрослого. Ребенку будет скучно без общения со сверстниками. Мне повезло, сын хочет и может учиться самостоятельно, тем более не совсем самостоятельно - с ежедневными уроками по расписанию в онлайн-школе. На онлайн-уроке у детей есть возможность задавать вопросы в чате, они не устроят хаос своей болтовней. По поводу общения со сверстниками - надо общаться с теми, с кем интересно. Это не всегда класс, в который ты попал в школе у дома.

В сентябре прошлого года я пришла работать в школу, чтобы вести математику у сына и его одноклассников, потому что других желающих это делать не было. Лукавлю, желающих не было, это правда, но я могла бы учить своего ребенка дома. Мне же нужно было узнать школьную жизнь изнутри и принять взвешенное решение о том, где и как будут учиться мои дети. Невозможно сделать объективные выводы о школе только по рассказам своего ребенка и его друзей. И вот я сделала выводы. И это нам еще повезло, что в нашей школе довольно неплохой психологический климат. Спасибо заместителям директора по воспитательной работе, работают. Класс сына тоже в целом неплохой, дети добрые, открытые общению, но к концу года с дисциплиной и желанием учиться стало хуже, чем в начале.

Поговорила с несколькими коллегами, о том, что хочу перевести ребенка на СО и никто особо не удивился. Знакомая директор одной из школ подтвердила в недавней беседе со мной, что как-то наше общество докатилось до воспитания потребителей веселого контента и отрицать это бессмысленно, с каждым годом дети все меньше хотят учиться и находиться в такой среде тем, кто еще стремится к знаниям, действительно незачем…

В начале года купила сыну  бумажный дневник. В итоге отказался от него, задания все равно некоторые учителя писали только в электронный после уроков. Он искренне хотел и традиционный формат обучения и традиционный дневник.
В начале года купила сыну бумажный дневник. В итоге отказался от него, задания все равно некоторые учителя писали только в электронный после уроков. Он искренне хотел и традиционный формат обучения и традиционный дневник.