Дело было в школьные годы, 5 класс. Шли турниры КВН. И меня выбрали капитаном команды. Нет, я не была самой смешной девочкой в классе. Я была ответственной и инициативной. И вот мы с подругой на волне энтузиазма генерировали шутки на разные темы, продумывали выступление нашей команды. Выиграли! Прошли в полуфинал.
Тут классная руководительница решила вмешаться и перебрать коллектив, отделить зёрна от плевел во имя победы, так сказать. Ведь ставки так высоки – не за горами финал. Я тем временем предвкушала продолжение, энтузиазм не угасал и рвался в бой.
И тут меня исключили из команды. Бдщ!
Я не была фронтменом, я была за кадром, и со стороны, видимо, создалось впечатление, что можно обойтись без меня. Ну… Команда проиграла. Ребята повесили нос ещё на этапе подготовки.
Я испытывала неописуемую досаду и не могла ничего предпринять. Учитель оценил, учитель решил так. А это ведь возраст, когда веришь учителям больше, чем себе…
Почему эта история важна?
Она отражает то, как формируется привычка останавливать движение творческой энергии: когда ты вкладываешься на энтузиазме, решаешь поставленную задачу одухотворённо, а тебя – раз – и обрывают. Тут и происходит резкая остановка естественного течения энергии. Это удар по двигательному центру.
Я печально констатирую тот факт, что моё обучение и в общеобразовательной, и в музыкальной школе сформировало крепко именно этот навык – навык останавливать энергию. Останавливать своё движение. И тут я думаю, многие сейчас кивнут головой над прочитанным.
Бывает ли по-другому? Да!
Я благословляю каждый раз газету "Выксунский рабочий". Это была самая творчески раскрывающая среда. Многие ребята – собратья по перу основали карьеру на этом фундамент, став членами союза журналистов.
Мы были школьниками. Напишем статью, принесём в редакцию. А нас встречают словами: "О! Класс! Пиши ещё!". Нам объяснили, как нужно от руки оформлять бумажки, чтобы потом текст со всеми абзацами набрали на компьютере. И наборщицы подходили к нам с нежностью и в то же время с уважением: "Анечка, а вы можете добавить тут ещё две строки?" или, когда не разбирали написанное слово, без грамма критики и возмущения уточняли: "Анечка, а вот здесь у вас что написано? Какое слово, я не разберу, подскажите…". Я поясняла. Они уходили, поблагодарив. А я смотрела им вслед широко распахнутыми глазами. Ух ты, что это сейчас было? Потому что, когда твой энтузиазм постоянно получает по пальцам мухобойкой, а тут вдруг обретает достоинство творца – это изумляет.
Собирались взрослые люди на планёрку – и мы там. Получали задание по теме, да писали о том, что для нас самих интересно. У меня была своя рубрика, свой персонаж, под псевдонимом которого я писала на определенную тему.
Однажды сверху постучали: "Нам нужна молодёжная полоса!" Редактор получил задание омолаживать аудиторию читателей и, долго не думая, дал нам целый разворот. И на этот разворот ежемесячно мы творили! Никто не критиковал содержание. Никогда. Полный карт-бланш. И тут воодушевление расцветало! Именно в такой тёплой среде зёрнышко творческого потенциала может прорасти и дать свои плоды.
После школы я даже работала там на полставки. Однажды брала интервью в вытрезвителе, ездила на бобике с милиционерами, собирая пьяных и прочих хулиганов по Выксе, статью издали под заголовком "Не перепились ещё женщины в русских селениях", летала как-то раз на кукурузнике пожарном над Выксой как корреспондент… Лечу – смотрю: болота одни кругом, городок среди леса. 50 тысяч жителей всего, даже вокзала своего нет - классическая глухомань. Но какая! На искусственно вырытых оврагах в парке из сборищ местных художников и артистов вырос международно известный фестиваль "Арт - овраг". А как вырос? Прижился, разросся и получил административную поддержку. Не по рукам получил, а поддержку!
Да! Моя родина – Выкса – бесконечно творческий город.
И вот ещё. В этом году я пришла в редакцию "Выксунского рабочего". Бабушке же сто лет исполнилось, вот мама и говорит: " Аня, напиши статью!".
Дело было во вторник. Редакция новая, знакомых лиц в ней нет. Изменилась: маленькая стала, вся цифровая.
– Здравствуйте! Я когда-то давным-давно у вас работала… – начала я.
– Тааак! – с воодушевлением и явным интересом ответила мне незнакомая редактор.
– Моей бабушке исполняется сто лет. Я хочу написать статью о ней.
– Отлично! Пишите! – меня тут как - будто ждали.
– А в ближайшую пятницу успеет выйти статья?
– Ну, – редактор задумалась на минутку – Если мехом наизнанку вывернуться – может! – твёрдо говорит.
Вау.
И она вышла. В пятницу. С фотографиями. Господи, благослови Выксунский рабочий!
Эта атмосфера уважения и бережности продолжает жить. Тут то, что приносит автор – бесценно.
Вот так может быть. Так должно быть. Тогда энтузиазм и вдохновение не переведутся.