Подземный пешеходный переход на остановке «Улица Черняховского» сейчас напоминает портал в советское прошлое. Недавно его начали ремонтировать и на стенах обнаружили фрагменты мозаик, которые последние три десятка лет были спрятаны под сайдингом. Юные гимнастки на фоне олимпийских колец, знак ГТО, пионеры у костра и разные рисунки на тему дружбы народов и счастливого детства в Стране Советов.
Люди ностальгируют, делают фотографии, выкладывают их в соцсети и просят сохранить «остатки более развитой цивилизации», как полушутя горожане называют керамические панно. Многих интересует, когда появились мозаики и кто автор. Журналисты «Друг для друга» разыскали людей, которые участвовали в их создании 44 года назад!
К Олимпиаде-80 по заданию партии
– Мне пришлось доделывать эту мозаику, – вспоминает художник Виктор Морозов, которому через полгода исполнится 80 лет. – Это был проект Союза художников. Кто автор эскизов, уже и не скажу, много лет прошло. Панно выкладывали к Олимпиаде-80, по заданию обкома партии. По какой-то причине художник, который делал мозаику, не смог продолжить работу, и обратились ко мне.
В переходе на улице Черняховского Виктор Николаевич набирал и монтировал несколько фрагментов по уже готовым эскизам.
– Их делали мастера, а мои эскизы – примитив, – самокритично добавляет художник. – Уже потом по своим эскизам я делал переход на соседней остановке «Река Сейм» и все остальные тоже.
Виктор Морозов работал художником-оформителем в разных учреждениях культуры Курска – в филармонии, почти во всех городских кинотеатрах, занимался оформлением, рисовал афиши. Худграф окончил, уже работая художником.
Помогал создавать мозаики Виктору Николаевичу его племянник Андрей. Ему тогда было 9 лет.
– Возможно, в переходе на Черняховского мы монтировали фрагмент «Х век», это там, где три богатыря. Если присмотреться, можно увидеть, что он набран немного по-другому, модули отличаются. Помню белорусский орнамент, я его набирал, – говорит Андрей Печкарев.
С дядей они жили в соседних подъездах. В выходные и во время каникул мальчик пропадал у него целыми днями, помогая набирать мозаику. Потом эти модули вместе монтировали в переходах.
– Даже приходилось на ночь у мамы отпрашиваться, – вспоминает Андрей. – Платили за работу 25 рублей в день! Огромные деньжищи по тем временам! Тем более я был ребенком, учился в начальной школе. На заработанные деньги купил себе мопед «Карпаты» за 220 рублей, а маме – телевизор «Электрон».
Во время монтажа мозаики угнали машину
Супруга художника Галина Петровна вспоминает, что самая большая комната в их трехкомнатной квартире была полностью отдана под временную мастерскую.
– Коробки и мешки с плиткой были повсюду, постоянно об них спотыкались. Кругом эскизы, заготовки. Только и слышала: «Это не трогай!», «Здесь не убирай!» А убирать приходилось каждый день, потому что плитку резали – пыль, мусор, – делится Галина Морозова.
За плиткой Виктор Николаевич ездил в город Железнодорожный Московской области. Двух грузовиков хватило на все переходы и на остальные работы, и даже еще осталось несколько мешков. Что-то отдали недавно студентам худграфа, которым понадобилась плитка для мозаики. Остальное еще хранится в подвале.
– Дома в ванной тоже была мозаика. Муж выложил панно на морскую тематику – море, осьминог, рыбки... Потом надоела, и во время очередного ремонта мы ее убрали, после этого уже пару раз переделывали, – рассказывает Галина Петровна.
После перехода на улице Черняховского дядя с племянником занимались мозаикой и в других подземных переходах Курска. Их было еще четыре или пять.
Художник говорит, что мозаичные панно в переходе на остановке «Река Сейм» монтировал всего месяц.
– Сроки поджимали, три ночи не спал, – вспоминает мастер. – У меня тогда угнали «Москвич». Ключа не было, заводил я его с помощью двух проводков. Оставил машину рядом, а сам работал в переходе, вот кто-то и угнал. Потом сам нашел спустя три дня – бросили недалеко. Правда, без приемника, еще и бензобак открутили.
Полюбоваться мозаикой в переходе на остановке «Река Сейм» можно было еще три года назад. Во время ремонта ее закрыли плиткой. Теперь там панно с фотографиями старого Курска.
Автограф на керамическом панно
В 1980-е мозаики в Советском Союзе были очень популярны. И у Виктора Николаевича было много заказов. Он украшал автовокзалы в Щиграх и Железногорске, детский сад в Лебяжьем – там были герои мультфильмов, все эскизы рисовал сам.
Мозаики на старых бетонных остановках в Курске – это тоже работы Виктора Морозова. Он же автор керамического панно в здании автовокзала в Курске. На нем изображены карта области, несколько видов города, а также орден Великой Отечественной войны. А где-то в углу должны быть инициалы «МВН» и «ПАВ». Такие «автографы» племянник художника Андрей пытался оставить и на других работах, но дядя всякий раз замечал и убирал, считая это хулиганством, ведь большинство мозаик создавались через художественный фонд Союза художников СССР и все эскизы утверждал худсовет. Но на здании автовокзала Виктор Николаевич не стал убирать инициалы, так и осталось.
Андрей давно живет в другом городе. Когда узнал, что в родном Курске хотят восстановить и сохранить старую мозаику, очень обрадовался: «Это мое детство, теплые воспоминания. Я только приветствую, тем более это антивандальный вариант – даже если кто-то попытается раздолбать стену, ничего не получится – только в травмпункт попадет».
В соцсетях жители города с теплотой вспоминают советскую мозаику, которая также напоминает им детство.
– Я себе скопирую и сохраню на память – мое детство, – написал Игорь Зубков под фотографиями из перехода.
– Помню эти стены из детства. Я почему-то безумно любил эти рисунки и просил маму погулять по этому подземному переходу, – делится воспоминаниями курянин Сергей Дивавин.
Мэр пообещал сохранить мозаику
Просьбу курян сохранить обнаруженную в переходе советскую мозаику неожиданно поддержал мэр Игорь Куцак.
– Согласен с горожанами, что сохранившиеся фрагменты настенного изображения нужно привести в порядок, – отметил глава города. – Поручил коллегам поднять необходимую документацию, в которой должна быть целостная визуализация изображения. От нее будем отталкиваться в вопросе определения объема работ по фрагментарному восстановлению мозаики и поиска дизайнерского решения для ее оформления с учетом облицовки стен в рамках контракта.
Художник-монументалист, член Союза дизайнеров России курянка Анна Коршунова, которая в данный момент создает мозаику для храма в Санкт-Петербурге, считает, что очень важно сохранить обнаруженную в Курске мозаику.
– Очень интересная находка в подземном переходе, я бы сказала, удивительная – советская мозаика. В свое время мозаикой украшали многие остановки общественного транспорта, фасады общественных зданий и так далее. Сегодня это монументальное искусство возрождается вновь. Но несмело, хотя оно заслуживает широкого признания. Благодаря своей истории, эстетике и, что всегда было важно, практичности материала. Тем ценнее сегодняшняя находка. Сохранить ее – задача почти историческая, – сказала наша собеседница.
Виктор Морозов говорит, что восстановить мозаику в переходе – не проблема.
«Если сохранились эскизы, то это легко сделать, – отмечает Виктор Николаевич. – Или нужен художник, который нарисует новые. Набрать саму мозаику несложно. Главное, чтобы такую плитку еще выпускали».
В тему:
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1550/new/019340/.
Архив статей газеты ~ № 27 (1550) 2 июля ~ 2024 год.