Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Курянка учит незрячих ориентироваться в пространстве

Оглавление

Встретиться с Юлией Пикиной, которая большую часть своего времени посвящает обучению юных и взрослых курян жить без зрения, мы собирались уже давно. На днях же представился важный повод – проект девушки был одобрен в Федеральном агентстве по делам молодёжи, и вскоре в школе «Ступени», где она работает, появится еще один современный класс. Юлия рассказала нам, в чем нуждаются люди с нарушениями зрения и как они воспринимают мир.

Путь в тифлопедагогику

Девушка родилась и выросла в Мурманске, за полярным кругом. Город с суровым климатом вспоминает с теплотой. Смеется, что в раннем детстве и не подозревала, что где-то может быть иначе. По словам Юлии, этот аспект, возможно, стал одной из подсознательных причин выбора профессии. Дело в том, что многие ее ученики, родившиеся слепыми, даже не могут представить, как выглядит то, что их окружает.

После школы девушка поступила в местный педагогический университет, но окончить его не успела.

«Мои родители решили, что не будут встречать старость в Мурманске. Так мы в 2010 году и переехали в Курскую область. Ее мы выбрали неслучайно, так как бабушка раньше жила во Льгове. Можно сказать, что вернулись домой», – говорит Юлия.

Перевелась в Курский государственный университет. Но еще до окончания учебы устроилась в школу «Ступени». Несколько лет работала с детками с нарушениями слуха, а потом ей предложили взять класс ребят с нарушениями зрения. К слову, совсем недавно выпустила из начальной школы свой первый класс, который, по словам Юлии, навсегда останется в ее сердце.

В какой-то момент девушка осознала, что нуждается в дополнительных знаниях: «Я год училась на курсах переподготовки. Очень большое влияние на меня оказала знаменитый на всю Россию тифлопедагог Марта Павловна Любимова. И живая встреча с ней повлияла на дальнейшую мою судьбу».

Но и на этом девушка не успокоилась. Она решила, что в ее силах помогать также взрослым людям с проблемами зрения, и начала сотрудничать с программой поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Вместе с единомышленниками помогает приобретать навыки пространственной ориентировки и мобильности, кулинарии и самообслуживания. Причем не только в Курской области. Часто выезжает в другие регионы страны.

Психология незрячих

На вопрос о том, как отличается психология у тех, кто лишился зрения в детстве, и тех, кто во взрослом возрасте, наша собеседница отмечает, что разница радикальная. В качестве примера привела своего взрослого бывшего подопечного, который за считаные месяцы принял новую реальность и сейчас самостоятельно передвигается по городу. Такие случаи не редкость. Многие представления об окружающем мире у людей уже были сформированы, и остаётся преодолеть психологические травмы.

-2

Что же касается слепорожденных или утративших зрение в детстве, то им в каком-то смысле психологически приходится проще. Но адаптироваться к миру и получить необходимые навыки для самостоятельной жизни гораздо сложнее, чем тем людям, которые когда-то видели. Хорошего результата можно добиться только в том случае, если дети своевременно получают необходимое образование.

«Как я уже отметила, слепорожденный представляет мир так, как он его ощущал с детства. Другого мира он не знает. Только то остается в жизни, с чем познакомила его мама, а потом педагог», – говорит наша собеседница.

Мелочи важны

Стремясь к повышению качества образования детей с нарушениями зрения в курской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени», Юлия подготовила проект «Школа доступного пространства» и отправила его на конкурс в «Росмолодежь. Гранты». В конце июня девушке сообщили, что она получит финансовую поддержку.

«Мой проект позволит проводить занятия на более качественном уровне. Дело в том, что в школе сейчас не хватает специального оборудования. Нужны карты, макеты, модели домов и автомобильного транспорта, различные тифлоустройства, которые позволят проводить уроки пространственной ориентировки, а также кухонные и бытовые принадлежности для проведения социально-бытовой ориентировки. Детей необходимо учить заправлять кровать, менять постельное бельё, готовить. Много всего нужно. С одной стороны, мелочи, но они очень важны», – отметила тифлопедагог.

Девушка пояснила, что наличие макета многоквартирного дома позволит детям определять размеры здания. В понимании многих ребят дом может быть только одноэтажным и с двускатной крышей. Это только один из множества нюансов, которые для зрячих людей неочевидны.

Нужны интернаты

Большим пробелом в обучении детей с проблемами зрения Юлия считает отсутствие в Курской области действующего специализированного интерната. Девушка убеждена, что инклюзивное образование в школах является недостаточной мерой: «Ребенок сидит в классе, где 30 детей. Как вы думаете, сколько ему будет уделяться внимания в этом случае? Он многое не узнает и многого не поймет. Также нет никаких внеурочных занятий. А у ребенка с первого класса должно быть социально-бытовое ориентирование, а со второго – специальная информатика».

Если интернат в регионе все же появится, то курянка советует родителям, которые живут далеко от Курска, забыть о предубеждениях и воспользоваться возможностью качественно подготовить своих детей к дальнейшей жизни.

Если случилась беда

В случае, если взрослый человек ослеп или знает, что скоро потеряет зрение, то, по словам Юлии, самым лучшим и правильным решением для него будет как можно быстрее приступить к занятиям по адаптации.

«Человек должен понять, что ему придется меняться. И один из первых шагов – привыкнуть к поддержанию идеального порядка в доме. Зрячий человек может где угодно оставить предмет и потом его найти, а у слепого такой возможности нет. К слову, меняться придется не только утратившему зрение, но также его близким и окружающим, что, к сожалению, происходит не всегда», – рассказала девушка.

Также она напомнила, что важным помощником для слепого является собака-проводник. В школах, где готовят таких животных, их новым владельцам объясняют, что и как нужно делать. Но тактильную трость собака не заменит, поэтому человек, потерявший зрение, должен научиться ею пользоваться.

В будущем Юлия не намерена ничего кардинально менять в своей жизни. Отмечает, что полностью не реализовалась в профессиональной деятельности. «Сейчас для меня первоочередная цель – максимально эффективно воспользоваться грантом и помогать детям, их родителям и взрослым с нарушениями зрения. Впереди большая работа!» – резюмирует девушка.

Игорь СИДОРОВ, фото автора, pexels.com

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1550/new/019327/.

Архив статей газеты ~ № 27 (1550) 2 июля ~ 2024 год.