И еще одна вечнозеленая тема, которая встречается во всех соцсетях в качестве злободневной, а именно: пригодился ли вам диплом о высшем образовании? И работаете ли вы по специальности?
За долгие годы своей основной специальности мне посчастливилось брать интервью у людей самых разных профессий! И каждый раз, когда вопрос касался специальности, что указана в дипломе, я удивлялась - много или не очень. Потому что, на самом деле, не так уж и редко встречается полнейшая поляризация (слово бы нужное подобрать!) между тем, на кого человек учился, с тем, кем он сейчас работает. До "ничего себе!".
Помню мужчину, который бОльшую часть жизни проработал спасателем на лодочной станции, когда по диплому он - инженер. Или "лучшего по профессии" сантехника, который стал им всего восемь лет назад, а до этого - "учил детишек музыке". Он тогда меня поразил больше всего! Потому что я смотрела на его руки и пыталась представить, как он чистит проволокой унитаз?
Спросила - без иронии! - как он дошел до жизни такой, а он - так же, без иронии! - ответил, что в конце 1990-х жизнь заставила. На зарплату школьного учителя долго не проживешь. Поэтому, когда приятель предложил стать ему напарником, чтобы потом постепенно официально войти в штат, тот ухватился за эту идею, как за спасательный круг! Теперь - уважаемый человек, бригадир. А на баяне "наяривает", когда приглашают аккомпанировать солистам, выступающим перед ветеранскими организациями. Кстати, на фортепиано играет тоже. Поэтому и руки - по мере сил! - бережет.
На самом деле, друзья, я, действительно, кого только ни встречала! Не говоря уже о том, что большинство моих бывших коллег в журналистику спонтанно либо стихийно пришло. Гуманитариев в "чистом виде" среди них было немного.
Но есть такое понятие. как врожденное "чувство языка". Оно ведет за собой "чувство стиля". И вместе они формируют желание писать. В основном, хорошо. Потому что есть еще одна грань в профессии - "насмотренность". Мало изучить вопрос со всех сторон, нужно еще проверить, как он преломляется в обычной жизни. А отсюда - когнитивный диссонанс! Вернемся к теме.
Про скульптора, что маячит в заголовке. Разумеется, про скульпторов я писала много, но не часто. Много - в том смысле, что это был какой-нибудь отдельный социальный проект. Скажем, рассматриваем какой-нибудь пласт культуры, соединяем прошлое с настоящим, а тут - в настоящем! - опа-на! - интересный человек! Реставратор или скульптор.
Так вот. Самого разностороннего скульптора я встретила на "малой родине", в таком же малом селе, и уж его-то трудовая биография подкосила меня всерьез! Я через каждые пару минут уточняла, о чем именно я могу написать, потому что он... и на мукомольном комбинате поработал слесарем! И скотину пас. И в сельхозтехнической мастерской цистерны красил. И какое-то время, обидев ненароком Родину, даже отсидел! И именно там, среди голых стен и на казенном пайке, к нему неожиданно спустилась муза и - дело пошло! Окончил заочно институт. Потом - в раж вошел! - еще один! После свою реставрационную мастерскую открыл. Какие-то там дотации от Родины получил. Монументальные скульптуры стал отливать. Короче...
В самом конце я, переживая, что не сделала этого раньше, задала ему наводящий на размышления у читательской аудитории вопрос: неужели он раньше не мог все это предугадать? Почему он так долго к своей творческой и личностной самореализации шел? Не считая казенных стен?
А он ответил, что никогда не понимал, зачем мужику на селе нужен диплом? Руки-ноги есть - уже хорошо. Он и себя особо-то талантливым никогда не считал.
Просто научить его этому ремеслу было некому.
Вот и всё.