В современном образовании ребенка поддерживают не только педагоги, но и семья. Все чаще всплывает термин "тьюторство", которое существует уже несколько веков. Но некоторые родители все еще недопонимают, зачем нужен тьютор для их ребенка. Чем он отличается от других специалистов, таких как куратор, ассистент учителя, наставник или психолог, и какова его роль. В этом посте я расскажу о том, кто такой тьютор и какие задачи он помогает решать, а еще поделюсь несколькими полезными инструментами для родителей.
Тьюторство — это индивидуальный подход в обучении, направленный на достижение конкретных целей ребенка. Это может быть как дополнительное обучение по школьным предметам, так и изучение новых навыков и компетенций. Тьютор помогает ребенку в постижении учебного материала, развитии навыков и способностей, а также в преодолении трудностей в учебе и решении вообще проблем взросления и становления. Когда меня учили быть тьютором, то мой руководитель обозначил наш функционал так: тьютор использует только индивидуальный подход, учитывает особенности ребенка с его интересами и потребностями.
Уходя от долгих рассуждений, просто расскажу свою историю. В школе я учился, мягко говоря, посредственно и выше тройки не мог прыгнуть — так прошла начальная школа, так началось обучение в среднем звене вплоть до класса восьмого. Учителя часто говорили, что я ленивый и глупый, и тут возникает первая проблема – отсутствие индивидуального подхода, так как уже значительно позже мне станет понятно, что причиной неуспеваемости была не глупость или лень, а дисграфия (это особенность мозга, мешающая правильно и красиво писать и работать с текстом). В среде неприятия и порицания я в какой-то момент перестал даже стараться заниматься, и другие дети относились соответственно. Ленивым я не был, ведь читал я по три книги в неделю минимум, работал в школьном музее, но стараться учиться все равно не хотел, ибо всегда знал свою оценку и место в школьной иерархии... Лишь благодаря образовательному событию в классе восьмом я словно очнулся и взялся за учебу, стал активно принимать участие во всех школьных мероприятиях, побеждать в олимпиадах, что и определило мою жизнь. Но страшно подумать, что перевернулась она только в один единственный день и по случайному стечению обстоятельств и что было если бы мне не только помогли в себя поверить, но и определили, почему мне трудно учиться?
Вот для таких случаев и не только для таких и нужен тьютор, который, как правило, работает в индивидуальном формате, ведь это позволяет достичь нужного уровня доверия. Такие встречи могут проходить как очно, так и онлайн. При этом тьютор также может работать и с группой детей, особенно если у него есть определенная стратегия и программа, но это уже совсем другая история.
Итак, тьютор может помочь понять родителю и самому ребёнку, что происходит в уме юного пытливого ученика, которого он называет тьюторантом. Он дает инструменты и сопровождает, если ребенок испытывает трудности в учебе из-за особенностей своего восприятия и обработки информации. Тьютор может использовать специальные методики и технологии, которые помогут ребенку преодолеть эти трудности. Так же специалист может быть полезен не только в случае отставания от программы, но и при стремлении изучить программу или тему глубже. Тьюторская компетенция предполагает, что специалист может как обладать знаниями педагога-психолога и использовать их некоторые инструменты, так и быть методистом, помогающим подбирать нужные, безопасные и правильные учебные материалы.
Вообще любой образовательный процесс стоит на трех островах: ребенок, родитель и учитель. Тьютор здесь играет роль мостика или переводчика. Но чем же полезен тьютор родителю? Во-первых, он может помочь ему лучше понять, какие трудности испытывает его ребенок в учебе и как ему помочь. Часто проблема может крыться именно в непонимании взрослыми особенностей взросления конкретного ребенка, а эмпатия и достоверная информция — это та сила, которая может свернуть горы. Во-вторых, тьютор может дать рекомендации по выбору учебных материалов и методик обучения, являющихся наиболее эффективными для ребенка, помочь подобрать кружки, секции и даже педагога и репетитора. В-третьих, тьютор способен научить родителей правильно работать с ребенком, используя индивидуальный подход и различные методики и технологии обучения.
Тьюторство — это эффективный способ индивидуализации (не путайте с индивидуальным обучением) обучения, который поможет ребенку достичь своих целей в учебе и развитии. Лично я люблю сравнивать свою профессию с швейцарским инструментом, т.е. универсальным орудием. Подробнее коснемся специфики работы и истории этой профессии.
Изначальна идея индивидуализации образования возникла в средневековых университетах Оксфорда и Кембриджа. В то время студенты были свободны в выборе курсов, которые читали профессора. Именно тьюторы помогали им выбирать лекции, планировать практические занятия и готовиться к экзаменам. Тогда у такого специалиста стояла задача помогать студенту в определении траектории обучения таким образом, чтобы учесть интересы, стремления и способности тьюторанта. Оглядываясь назад и не сильно придираясь к хронологии, мы можем понять, почему наступила индустриальная революция и произошел просветительский скачок в Европе. Ведь гении прошлого не были ограничены стандартами образовательной программы — они сами ее строили таким образом, чтобы создать уникальный набор собственных компетенций. Как итог — зарождение психиатрии, физики и многих других прорывных направлений на рубеже XIX и XX веков.
В «массовом» образовании России и в ее первых лицеях и университетах использовалась другая модель образования, в которой не было института индивидуального наставничества и лишь в конце 80-ых годов прошлого столетия мы выбрали тот же путь. Но на самом деле не стоит думать, что в Российской империи и СССР полностью отсутствовало наставничество, просто оно принимало совершенно иные формы, в том числе и тесную связь поколений. Но при этом отсутствие института тьюторства привело особенно в постсоветский период к тем проблемам, с которыми встретился и лично я. Это связанно с тем, что в тот этап, когда СССР перестал существовать и на переломе событий люди больше стали заботиться о личных проблемах, в то время как в условиях отсутствия стандартизации и требований они лишь выполняли роль учителя, не особо сильно погружаясь в судьбу ребенка. Но, конечно, такими учителями были далеко не все и многие отдавали всю свою душу своим ученикам, но не всегда знали, как именно помочь ребенку. Как сказал ранее, лишь в конце 80-ых годов сформировалась педагогическая позиция, позволяющая учитывать особенности каждого ребенка в рамках образовательного процесса, но произошло это далеко не в каждой школе, и смотря на перечень «известных» образовательных учреждений мы точно можем понять, где эти принципы взошли и стали приносить плоды.
В современной России тьютор — это специалист, который помогает ребенку в индивидуализации и самообразовании. Существует неверное представление о том, что самообразование — это самостоятельное освоение предмета без чьей-либо помощи, по книгам и видеолекциям. На самом же деле этот процесс включает в себя самостоятельный выбор ребенком тех образовательных возможностей, которые отвечают его потребностям сегодня. Тьютор помогает ребенку лучше понимать себя и свои интересы, ставить осмысленные цели в учебе и планировать маленькие, но последовательные шаги для их достижения. Деятельность тьютора определяется профстандартом и этическим кодексом.
С тьютором ребенок тренируется регулярно принимать самостоятельные решения, которые в итоге формируют его образовательную траекторию. При этом сама траектория может быть оформлена абсолютно разными методами (списком, картой, схемой, рисунком). Сегодня тьюторство вводится во многих образовательных учреждениях, но нередко тьютор может быть ограничен и абсолютно неэффективен в рамках «школы», ведь каким образом ребенок может выбрать, если нет самого права выбора. Для эффективной работы тьютора и индивидуализации обучения важно, чтобы ученики в таких школах могли выбирать предметы из предложенного спектра дисциплин, регулировать сложность предметов (от базового курса до углубленного изучения) и находить нужного тьютора, который будет каждого из них сопровождать в процессе. В таком случае тьютору важно выходить за рамки образовательной среды и искать ресурсы для ребенка за пределами школы.
Что же делают тьюторы с учеником в современной школе? С тьюторантами обсуждаются возникающие в учебе сложности, строится образовательная траектория, устанавливаются учебные задачи, подвергаются поиску и опробованию подходящие способы их решения. Тьютор и ученик могут и должны заниматься совместно, помогать в исследовательской и проектной деятельности. Все это делается вовремя в так называемых «тьюториалах».
Работа с выпускниками строится на профессиональном самоопределениии, выборе экзаменов и определении того, куда поступать.
Тут конечно хочу вспомнить одного ученика, чья мама обратилась сначала за помощью с запросом о тревожности ученика, но затем в процессе работы сам ребенок сформировал, что его тревога связана с непониманием дальнейшего пути развития. И лишь за пять месяцев работы с юношей мы научились управлять эмоциями, выходить из зоны комфорта и в качестве шагов мы повысили средний бал с 4.0 до уверенной пятерки и сдачи на отлично ОГЭ (кроме одного предмета). Но даже на этом мы с ребенком не остановились, ведь после ждало участие в всероссийской олимпиаде и прохождение с отличием вступительных экзаменов в лицей при Бауманке. Но сколько мы перед этим прошли испытаний... Однако юноша смог всё преодолеть. Это не только пример работы с выпускниками, но и пример того, что тьютор необязательно должен быть интегрирован в саму среду: он может выступать внешним экспертом.
В начальных классах тьюторское сопровождение встречается редко. Такое сопровождение мы можем чаще встретить в школах и центрах семейного образования, но и там при этом часто путают тьюторство и наставничество. Как в старшем и среднем звене работа с младшим школьником строится на принципе самоопределения ребёнка, а роль тьютора определяется функцией безопасного безоценочного взрослого, чья задача больше заинтересовать и разнообразить кругозор ребенка в ожидании, когда потребуется углубленная работа, при этом неуклонно, но мягко подводя ребенка к знаниям, навыкам и компетенциям. Итогом такой работы может стать как само желание чему-то научиться, так и вполне осязаемый проект.
При этом родителю и руководству школы важно понимать, что тьютор — это не классный руководитель детей, хотя и такие модели порой встречаются. Тьюторство в начальной школе является важнейшим этапом, когда формируется ученическая позиция, ставятся образовательные цели и создается режим «я учусь». Именно в начальной школе легче и лучше всего сформировать осмысленные образовательные действия. Для младшего школьника лучше всего подойдет формат очных встреч с форматом образовательных событий: посещение музеев, парков, заповедников. Тьютор и ребенок должны быть исследователями мира, поэтому могут пробовать разные форматы работы и главное помнить, что тьютор сопровождает не только ребенка, но и семью в целом.
Сложность нашей работы в том, что не всегда результат понятен и очевиден. Тьютор просто не способен гарантировать образовательные успехи ребенка и конечно это не специалист, который занимается «переделкой» ребенка под «хотелки» взрослого. Ребенок растет и развивается по своему уникальному пути и конечно работа тьютора — это в первую очередь работа на перспективу. Наша работа — это личностная работа, и ее результат сложно измерить или оценить. При этом многие родители и дети сами подмечали коренные изменения в том, как ребенок воспринимает мир и себя в нем — в какой-то мере это можно назвать феноменом.
Тьютор — это про понимание себя. Работая в одной из частных школ краснодарского края, я, будучи ведущим тьютором и одним из ответственных за академический отдел, регулярно встречался с родителями. Говоря о тьюторстве, я перечислял разные принципы и формы нашей работы и одним из них было то, что тьютор всегда на стороне ребенка. В основу нашего кодекса лежит идея в том, чтобы помочь найти собственные смыслы в своих действиях и решениях, расширить представление тьюторанта о собственных возможностях. Когда еженедельно или несколько раз в неделю ребенок встречается с тьютором, тот, в первую очередь настроившись на ребенка, без осуждения и порицания искренне начинает интересоваться достижениями и успехами и, самое главное, пройденными «шагами», что формирует ответственность за собственное образование ребёнка в школе и за ее пределами, ведь в этом же диалоге идет рефлексия о смысле этих пройденных шагов. Находясь в безопасной среде с тьютором и зная, что их диалог приватен и что самого ребенка воспринимают всерьез, дети получают пространство, где можно подумать о себе, осознавать себя и понимать куда идти и что для этого важно сделать. Так и формируется осознанность, которая важна в зрелом мире.
Тьюторское сопровождение — это в первую очередь про самостоятельность. Да, это парадоксально, но именно так, будучи ответственным взрослым, правильный тьютор никогда не будет «работать» вместо тьюторанта. Мы фокусируем свой и детский взгляд на ближайшем развитии и очерчиваем возможные пути, не давая обещаний и при этом формируя траекторию. Каждый шаг разбивается таким образом чтоб он был посильным для ребенка. Работая с тьюторантами, я помогаю проделать путь от озвученной проблемы до постановки задачи, а оттуда — до первых реальных шагов. Обычно ребенок в значительной мере зависит от окружающих его взрослых. Опыт самостоятельных действий помогает ему научиться быть ответственным за свою жизнь. Так, в моей практике есть история о том, что уже вполне взрослый юноша не мог закончить училище, часто сбегал из дома и всегда ругался с мамой. Выстроив с семьей маршрут, мы смогли помочь ему устроиться на работу и уже через ответственность он пришел к пониманию важности окончания СПО и затем поступления в ВУЗ. Сегодня этот юноша —взрослый и успешный мужчина из индустрии звукозаписи, на которого повлиял именно принцип самостоятельности и ответственности за свои решения.
Ученик всегда становится самостоятельным, если каждая ситуация вне зависимости от эмоций становится объектом изучения и возможностью для роста:
Семиклассник хочет начать ходить в тренажёрный зал и заниматься с тренером, но мама не хочет тратить на это средства – научимся зарабатывать деньги и покажем, насколько для нас это важно, найдем возможность коммуницировать с миром взрослых;
У девятиклассника есть проблема с тем, что он не знает, кем хочет стать – создадим ютуб канал, где проведём интервью с людьми разных профессий.
Инициативность— тьюторская задача состоит в необходимости помочь ребенку выразить себя. Тьютор создает безопасное пространство для экспериментов без страха ошибки. Таким образом, ребенок может узнать что-то новое о себе и спланировать дальнейшие действия на основе новых знаний. Тьютор также помогает переводить идеи ребенка в реальные действия, от простых шагов до серьезных проектов и стажировок.
К моему большому разочарованию, причина нередких конфликтов в разных проектах заключается в том , что под тьюторами сегодня понимают кого угодно, кроме тьютора. Так, в некоторых школах тьюторами называли наставников, педагогов-организаторов и коучей. Конечно, они же делали с детьми уроки, вместе гуляли, проводили сеансы психологической разгрузки. Однако они не выполняли ключевой функции, указанной мною ранее: они не занимались созданием безопасной среды с чётко выстроенными маршрутами и отслеживанием динамики развития с учётом интересов, особенностей и целей ребёнка для индивидуализации образовательной траектории. Тут, конечно, можно много о чем говорить, но что важно для родителей? Если в школе, которую вы выбираете, позиционируется, что есть тьюторское сопровождение, то важно попросить от красивых фраз перейти к профессиональному стандарту тьютора и его должностных обязанностей. Может это и не так плохо, если тьютор будет в основном помогать ориентироваться в расписании и проводить собрания или заниматься воспитанием или даже быть ассистентом учителя, но для родителя важно понять, что именно получит его ребенок до зачисления ребенка. Лично моя позиция заключается в том, что лучше обозначить специалиста кем угодно, но не тьютором, ибо это вводит семью в заблуждение.
Именно тьютор помогает осознавать свои интересы, взвешивать ответственность, прогнозировать разные варианты будущего.
Роль тьютора отличается от роли учителя или психолога, ибо тьютор в школе — это педагог (не психолог, а все же педагог в первую очередь), который работает с выбором и самоопределением, формирует осознанность, используя различные методики и технологии. Тьютор есть предвестник сложности и вариативности образовательной траектории, а значит индивидуализации образования. Когда среди учеников среднего и старшего звена планируется работа с индивидуальными ИУП (индивидуальный учебный план) или индивидуальными проектами, ребенку важно быть готовым сделать качественный выбор: он будет соответствовать его целям, ценностям и интересам и именно тьютор ему в этом поможет, определив цели, задачи, инструменты и ресурсы, а главное поняв, какой результат планируется. Конечно, эту роль может взять и психолог, и учитель, и в таком случае мы скажем, что у этих специалистов есть компетенция тьютора, но тут же важно понимать, что специалисты должны заниматься своей работой и тогда они будут в этом деле хорошо справляться, тем более когда на чаше весов будущее ребенка. Психолог хорошо будет формировать климат в образовательном учреждении, а учитель интересно преподносить и объяснять материал.
А учителям я могу посоветовать применить на себе роль тьютора и на определенный период сменить роль в образовании. После того, как я стал работать тьютором я сменил свое отношение к ученикам: стал понимать, что не всем детям обязательно должен нравиться предмет истории и что обществознание для кого-то может быть бесполезной дисциплиной. Это их право, как и мое право не понимать тот же футбол и не смотреть его. Ученик в праве выбирать то, как изучать мой предмет: погружаясь в него или изучая поверхностно.
Инструменты для родителей- Семья связана эмоционально и детско-родительские отношения несовместимы с тьюторской ролью. В нашей работе, в отличие от родительской, не может быть оценок и ожиданий. Родитель же не способен не иметь ожиданий: так устроена наша природа.
Мамы и папы наполнены своими целями, ожиданиями, приоритетами и, конечно же, ответственностью за своего ребенка. Ребенку сомневаться полезно и нужно. Именно для этого у него есть родители, которые дают достаточно любопытства, достаточно поддержки, достаточно опоры. Родитель не может быть для ребенка врачом, учителем, психологом или тьютором.
Но есть ряд тьюторских инструментов, благодаря которым можно вырастить в себе тьюторскую позицию, чтобы создавать в общении с ребенком бережную и доверительную среду для развития. Родители могут научиться задавать тьюторские вопросы с тьюторской интонацией.
Что же такое тьюторские вопросы и интонация? Конечно, это спокойная интонация, которая не вынуждает человека давать ожидаемый ответ. Ребенок может и должен иметь возможность сказать «нет» или «я не хочу отвечать». Конечно, это не мешает спросить причины или попробовать через время вернуться к теме, но и в таком случае ребенок должен понимать свое право на ответ «нет». Так формируется личная граница ребенка, его право на самоопределение. Такая интонация дает возможность свободно выражать себя, быть открытым и искренним.
Работа тьютора и тьюторанта — это диалог, диалог с позиции ответственного, но равного ребенку взрослого. Вся наша работа строится на вопросах и это один из самых основных инструментов тьютора. В ежедневном общении они не только помогут ребенку лучше понять себя, но и вам — лучше понять ребенка. Вопросами можно создать пространство для проявления самостоятельности и ответственности. Попробуйте использовать вопросы о самом ребенке и разделять их от обстоятельств, использовать вопросы с местоимениями, строить последовательные вопросы с переходом от желания к действию и, безусловно, применять рефлексию. Важно интересоваться ожиданиями ребенка: тем, что он думает и что для него ценно, задавать раскрывающие вопросы.
А тебе как?
Что тебе нравится?
Что ты хочешь делать?
Что ты можешь делать?
Что ты готов делать?
Что понимаешь?
Что хочешь изменить?
В чем испытываешь сложность?
Нужна ли тебе какая-то помощь?
Что тебе интересно? Что важно и ценно?
Тьюторское сопровождение — это новый для России и поэтому непривычный педагогический подход. Тьютор — это о том, что мы можем менять все и искать совершенно новые пути, даже если это непринято так. Нет единого верного пути и именно индивидуализация является нужным решением.
В безопасном пространстве мы учим ребенка действовать в ситуации неопределённости и это позволяет нам научиться слушать друг друга и помогать пройти свой путь.