Найти тему
Хронопортация

Вопреки воле командарма командир спас своего лейтенанта от штрафбата. Ну а тот стал настоящим асом и легендой 812-го полка

Оглавление

Осенью 1943 г. 812-й авиаполк вел бои в небе над Восточной Украиной. В ходе третьего вылета 25 сентября лейтенант Иван Федоров, командовавший восьмеркой истребителей Як-9Т, заметил, что к линии фронта подошли 54 немецких бомбардировщика "Хе--111" в сопровождении Мессершмиттов. Решение возникло сразу – атаковать, хоть топливо уже было на исходе. В результате группа Анкутдинова (четыре Як-9) связала "мессеры", а восемь Як-9Т атаковали бомбовозы.

После того как наши сбили два первых "Хейнкеля", строй рассыпался и началась охота на "стервятников". В ходе неё удалось сбить восемь "Хе-111", пара из них на счету Федорова. За боем с аэродрома наблюдал командующий 8-й Воздушной армии генерал Хрюкин. Бой ему понравился и он решил на другой день его повторить, только увеличить группу Анкутдинова до 8 машин.

Без вины виноватый

Герой повествования (справа) в компании однополчан.
Герой повествования (справа) в компании однополчан.

Взлет был назначен на 16.45, но Хрюкин его почему-то отменил. В 17.00 по кавалерийскому корпусу генерала Кириченко нанесли удар десятки немецких бомбардировщиков. И тот в голой степи понес большие потери. В 17.15 генерал приказал взлететь восьмерке Федорова, но группу уже ждали 16 "мессеров". Два Як-9Т они сбили на взлете. В итоге атака на бомбовозы сорвалась. Хрюкин приказал отдать под трибунал комполка майора Николаенкова и Ивана Федорова, как струсивших и не выполнивших приказ. Заседание послушного трибунала состоялось в ту же ночь.

Комполка дали 12, а Ивану 8 лет лагерей с отбытием наказания в штрафбате. Из авиации их отчислили. Напомню, что смертность в штрафбатах была в 5-6 раз выше, чем в обычных пехотных частях. Мужиков от верной гибели спас комкор Савицкий, вопреки воле Хрюкина добившийся для них отсрочки наказания до конца войны. Комкор хорошо знал и любил Федорова, считал его талантливым летчиком и командиром. Иван продолжил воевать в 812-м ИАП.

До судимости

Ваня (1920 г.р.) перед войной служил на Дальнем Востоке, летал на И-16. К середине 1942 г. имел налет 306 часов и считался одним из лучших летчиков полка. Парень рвался на фронт, только его не пускали. Ну а тут еще за потерю комсомольского билета Федорова лишили самолета и перевели в отстающую 4-ю эскадрилью. Однако в декабре 1942 г. именно 4-ю эскадрилью, единственную из полка отправили на фронт. Иван попал в 812-й ИАП, где прошел переобучение на Як-1. Тогда же он взял позывной "Скворец-100", который сохранил до конца ВОВ.

Герой статьи (стоит) и его боевой товарищ Георгий Чураков, конец 1941 г.
Герой статьи (стоит) и его боевой товарищ Георгий Чураков, конец 1941 г.

Боевое крещение Федоров принял 20 апреля 1943 г. в небе над Кубанью, где шло грандиозное воздушное сражение. В нем с каждой стороны участвовало более 1 тыс. самолетов, позже эту битву назовут "Кубанская мясорубка". К 10 мая в 812-м ИАП в строю осталось всего 6 крылатых машин. В тот день Ваня вылетел на свободную охоту вместе со своим ведомым лейтенантом Чураковым. Их атаковало 8 "Ме-109", ну а Федоров врезался в их строй и сбил одного. Завязался бой на вертикалях, но немцам на помощь пришли еще 7 "мессеров".

14 против 2! И из боя не выйти, на прямой догонят и собьют. Через 40 минут закончились боеприпасы, на исходе было топливо. И тут самолет Ивана сильно встряхнуло, он задымил. Подбили?! Тогда советский летчик решил идти на таран, отчетливо осознавая, что это последние секунды его жизни.

"Немец" шел в лоб и вел яростный огонь. В последний момент он отвернул, но было поздно. Федоров подвернул самолет и крыло "яка" врезалось в кабину "мессера". Ивана выбросило из кресла и он, очнувшись в воздухе, обрадовался, что живой и дернул за кольцо парашюта. "Мессеры" устроили на него охоту, пытались отомстить за товарища, но мазали. А потом на помощь пришли ребята из полка: Маковский и Лебедев, которые отогнали фрицев и спасли "Скворца".

Германский истребитель Messerschmitt Bf.109.
Германский истребитель Messerschmitt Bf.109.

Высший пилотаж

В небе над Кубанью Федоров сбил 4 немецких самолета. Осенью 1943 г. еще 9, причем 5 в октябре. За это 28 октября 1943 г. с него сняли судимость и наградили вторым орденом Красного Знамени. Парень за месяц отбыл срок 8 лет. К тому времени его уже считали асом, поручали летать на воздушную разведку и доверяли опаснейшие задания. Приходилось одному на Як-9Д забираться в глубокий немецкий тыл и фотографировать результаты бомбежек наземных войск, ж/д станций, аэродромов. Также летчик пристально следил за выдвижением резервов и строительством укреплений. Именно тогда комкор Савицкий сделал его своим ведомым.

В марте 1944 г. Федорову вновь разрешили свободную охоту в качестве ведущего, и он за один месяц "вогнал в землю" 10 вражеских самолетов. 16 августа, когда подбили его ведомого Сухорукова, Иван увел 12 "фокеров" за собой, затем повредил один истребитель, а другой уничтожил. Гоняли его так, что он потерял ориентировку. "Немцы" попытались посадить "Скворца-100" на свой аэродром, но наш ас сделал вид, что не против и в последний момент ушел от погони, касаясь верхушек берез.

О подвигах ст. лейтенанта написали в журнале "Огонек", а это много значит! К тому времени на счету лучшего пилота 812-го полка было 32 самолета фрицев. Лишь тогда ему присвоили звание Героя СССР, а до этого мешала судимость. Высокую награду Ивану Васильевичу вручили в Кремле 17 ноября 1944 г.

Ас на фоне истребителя Як-9Д.
Ас на фоне истребителя Як-9Д.

После ВОВ

Заканчивал войну комэск, капитан Федоров, летая на Як-3. На нем Иван сбил 4 "фашиста", последнего 20 апреля 1945 г. Всего летчик-ас совершил 416 вылетов, из них 181 на разведку и 85 на штурмовку. Он участвовал в 108 воздушных боях, сбил 37 самолетов и 9 уничтожил на аэродромах. Грудь пилота украшали "Золотая Звезда" и 7 орденов, в том числе 4 Красного Знамени. После войны герой окончил Академию, а уволился в запас в 1978 г. в звании генерал-майора. После распада СССР жил в Петербурге. Настоящая легенда!

PS. Обращаю ваше внимание, что речь в данной статье идет о Фёдорове Иване Васильевиче – герое из героев, которого многие путают с Фёдоровым Иваном Евграфовичем, имеющим не совсем хорошую репутацию, его даже называют "Мюнгхаузеном от авиации". Евграфович сочинял о себе, что он сбил 134 самолета в ходе нескольких войн, награжден Железным крестом в Германии самим Герингом и другие байки. Хоть на самом деле у него на счету всего 13 сбитых самолетов фашистов, да и то с учетом войны в Испании. Он также Герой СССР, но высокое звание хвастун получил за испытание самолетов уже после войны. О нем я также напишу статью.

Помните, что ваши лайки и комментарии помогают в развитии канала.