#геостратегия
В начале 2019 г., когда произошла смена верховной власти в Казахстане, был записан отнюдь не радостный инерционный сценарий для этой республики, эти расклады вошли в последующие книги и прозвучали в роликах, даты все проверяются легко. Интересна ли Средняя Азия с позиций геостратегии? Не особо, это один из многих десятков второстепенных, несубъектных разобранных регионов и стран. Однако, в силу высокого интереса и чувствительности аудитории, регулярно приходится возвращаться, повторяя, объясняя, дополняя и фиксируя отдельные детали.
В первые годы занятия геостратегией, сказанное и написанное мной на поколения вперёд вызывало недоверие у окружающих, ну а потом события понеслись вскачь, очень многое из описанных стратегий и сценариев уже стало реальностью. Очень хочется, чтобы геостратегов стало больше, чтобы различные эксперты, политологи, да и просто городские сумасшедшие, что спустя годы, когда тренды и тенденции становятся очевидны и банальны, и они вдруг «прозревают», не сильно расстраивались и не психовали, что их "открытия" давно понятны, разобраны и учтены в планах. Ну а если нет, будем снисходительны к таким людям, не будем называть их ммм... чудаками, помолимся за вразумление и пройдём мимо, Петров пост начался.
Возвращаясь к Средней Азии, описанная ранее вариативность стратегии глобалистов очень сильно ударила по наиболее развитым странам Ближнего Востока (Египет, Сирия, Ливия и др.), которые были отброшены в развитии, и республикам Средней Азии, которые имели прогрессивный советский задел, но не смогли его сохранить. Узбекистан и Таджикистан после распада СССР столкнулись с настоящей культурно-социальной катастрофой, когда разрыв преемственности поколений оказался критичным, молодое поколение оказалось более консервативно и глупо, а также отказалось от традиций старшего поколения.
Культурный канон населения Средней Азии при распаде СССР представлял собой сочетание советских (во многом русских) и национальных черт. Школа и общественные институты давали первое, семья – второе. Общество постепенно из аграрного становилось аграрно-индустриальным, благо русские помогли в структурировании и сохранении традиций (письменность, язык, культура и др.). В 90-е годы в угаре национального строительства данные республики отвергли советскую систему, изгнав русскоязычных учителей, врачей, инженеров и т.д.
Дорвавшимся до власти, имеющим нормальное советское образование и прошедшим партийную школу функционерам казалось, что ничего страшного в этом нет, местные кадры заполнят вакуум. Не вышло. Современный уровень образования, глубина знания, логика и т.д. у молодежи ниже чем у советских школьников средних классов. Деградация оказалась страшнейшей. Вакуум начал заполнять ислам, но не в традиционной для региона форме, а радикальных, салафитских течений.
Руководство республик пыталось противостоять данному тренду, так Ислам Каримов (1938-2016 гг.), в свою бытность президентом (1991-2016 гг.), особенно после событий в г. Андижан (2005 г.), вёл жесткую политику в отношении радикальных течений. Однако, проблема так просто не решалась, пустоту от снижения уровня образования и воспитания надо было чем-то заполнять. Общество искало справедливости, ответов и альтернативы исламу не было. Простые, радикальные и агрессивные формы нашли благодатную почву. Повторная арабизация вытесняла традиционную, многовековую культуру.
Старшее поколение советско-узбекское/таджикское, с уровнем образования ниже среднего для СССР, но высокого для современного мира. Младшее – узбекское/таджикское с элементами арабизации и турецкого влияния (при этом таджики не тюрки), да ещё, образование уровня коррекционной школы, более консервативные взгляды и показательная агрессивная религиозность. Не обладая потенциалом для глубокого понимания духовной и общественной сфер, молодежь повторяет внешние формы, считая эталоном общества монархии Персидского залива и … идеализированный Афганистан. Они искренне не понимают, что максимум, что можно построить в такой парадигме в Средней Азии – смесь Северного Афганистана, сирийского Идлиба, Бангладеш и Африки. Даже особенности пуштунских традиций по отношению к шариату им неизвестны.
Абстрактное мышление и логика молодому поколению Узбекистана и Таджикистана практически недоступны, старшее поколение наконец-то осознало происходящее, но уже не в силах исправить, это надо было делать в детстве, время упущено, родители перестали быть авторитетом и примером успеха в жизни. Ситуация имеет схожие черты с Европой и США, но только там молодежь ультралиберальна, зрелое поколение либерально, а старшее центристы, что ещё помнят традиции западноевропейской цивилизации.
Население Узбекистана за годы независимости практически удвоилось и составляет 37,0 млн. чел. (2024 г.). Схожая ситуация в Таджикистане – 10,0 млн. чел. Если оставаться в рамках рационального дискурса, то дать образование и мышление многим миллионам взрослых человек, изменив их систему ценностей и мировоззрение, проходит по разряду чудесного сценария. Красивых и простых выходов из данного положения нет, инерционный сценарий – падение в Большой Афганистан, с отдельными анклавами / очагами культуры и цивилизации, при поддержке внешних сил.
Для исправления ситуации нужен жестокий, болезненный и кровавый запуск светской «культурной революции», с психоисторическим переформатированием населения и элит Узбекистана и Таджикистана. Однако, это требует сильнейшей политической воли и лояльного задаче субъекта, обладающего ресурсами для силового решения любых внутриполитических проблем и преодоления сопротивления. Последнее означает армию и спецслужбы, являющиеся государством в государстве. В разные периоды времени подобное было в Турции, Египте, Пакистане, Мьянме и др., но в среднеазиатских республиках на это нет даже намека, данные общественные институты – плоть от плоти общества, с регулярными «открытиями» в виде радикальных исламистов среди военных и сотрудников спецслужб.
И, да, Узбекистан и Таджикистан будут пытаться сопротивляться волнам хаоса, но они уже явно проигрывают эту схватку, не имея возможности предложить альтернативу, а внешней помощи не будет, слишком велик масштаб проблемы…
Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3731
#АндрейШкольников #стратегия #геостратегия #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей