Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Последняя из кочевых держав (15.06.2024)

#геостратегия В середине 90-х годов мир узнал о военизированном, религиозно-политическом движении Талибан* (*-запрещено в России), за эти десятилетия оно стало привычной частью геополитического рельефа Азии. Однако, его реальная глубина, масштаб и сложность многократно выше представлений большинства политологов и экспертов. Чаще всего последние рассматривают его сквозь призму и по аналогии с наднациональными исламистскими структурами, упуская государственную, этнокультурную и духовную природу данного «движения», связанного с пуштунами и не имеющего экспансионистского характера. Подробнее см. ниже.

И, да, в условиях катастроф хорошо работают архаичные и простые формы, нет ничего удивительного, что пуштуны / Талибан* станут сильной фигурой в Южной Азии на ближайшие 10-15 лет, ну а потом их влияние и роль пойдут на спад…
#геостратегия В середине 90-х годов мир узнал о военизированном, религиозно-политическом движении Талибан* (*-запрещено в России), за эти десятилетия оно стало привычной частью геополитического рельефа Азии. Однако, его реальная глубина, масштаб и сложность многократно выше представлений большинства политологов и экспертов. Чаще всего последние рассматривают его сквозь призму и по аналогии с наднациональными исламистскими структурами, упуская государственную, этнокультурную и духовную природу данного «движения», связанного с пуштунами и не имеющего экспансионистского характера. Подробнее см. ниже. И, да, в условиях катастроф хорошо работают архаичные и простые формы, нет ничего удивительного, что пуштуны / Талибан* станут сильной фигурой в Южной Азии на ближайшие 10-15 лет, ну а потом их влияние и роль пойдут на спад…

#геостратегия
Талибан* (* - запрещено в России) является уникальным для современного мира явлением, соединяющим в себе черты государства (армия, гражданская власть и др.), этнокультурной и религиозной общности. Если применить выделенные для
страны / государства критерии, окажется, что данное «движение» выполняет функции государства, включая широкий спектр общественных институтов. В нём нет привычного для западной общественной мысли разделения властей, но и с позиции исламского общества происходит соединение, эклектических и противоречивых явлений, в неожиданно жизнеспособную и устойчивую форму.

В качестве наиболее близкой аналогии выступают средневековые кочевые державы Великой степи, которые в последние столетия оказались вытеснены и поглощены государствами оседлых народов. Живущие в труднодоступной, горной местности пуштуны смогли создать архаичную и уникальную для современного мира форму государственной самоорганизации. Будучи союзом родственных, ранее кочевых ираноязычных племен, что не стали народом / нацией, пуштуны сохранили сложную родоплеменную структуру и действующий морально-нравственный кодекс кочевников (Пуштунвалай).

Данный свод правил и норм имеет много характерных для кочевых культур черт, можно найти много общего со степным уложением «Великая Яса» Чингисхана, доталмудическим иудаизмом (Пятикнижие / Тора) и др. Однако, в отличии от монголов, тюрок и других народов, данный кодекс пуштуны не только смогли сохранить, но и продолжают по нему жить, считая его законы более важными, чем шариат. Принимая во внимание получившуюся общественную систему, нет ничего удивительного, что за 20 лет оккупации (2001-2021 гг.) США не смогли уничтожить талибов, которые очень быстро и легко воссоздали свою систему власти в Афганистане. Можно выделить следующие характерные черты пуштунского общества, что кристаллизовались в виде Талибан*:️

  • очень сильная надплеменная кочевая идентичность, несмотря на изменение формы хозяйствования;
  • сочетание личных обязательств, уний и соглашений, с доверием к безличным общественным институтам;
  • ️единство военной и гражданской иерархии;
  • ️отсутствие жёсткой привязки к территории (где люди, там и страна);
  • ️исламизм органично и диалектически сочетается с доисламскими традициями, чего в таком явном виде нет ни у кого, кроме арабов-бедуинов и персов-шиитов;
  • ️элиты неотделимы от населения, высокое сплочение;
  • ️все соседние народы считаются чужаками, браки только со своими;
  • ️соседние народы не интересны для экспансии, захвата территорий, а лишь для получения экономической выгоды (налоги, контроль потоков, ограбление, торговля и др.);
  • ️интерес представляет контроль потоков, а не развитие индустриальной и производственной базы.

Особого внимания заслуживает уникальная религиозная двойственная система пуштун. Как правило, ярко выраженные национальные варианты ислама проявлены на территориях Большой Индии (Индонезия, Пакистан и др.), вплоть до наличия такого явления, как мусульманские касты. Ислам там принимает синкретические, либеральные формы, вызывая гнев ревнителей. Пуштунские племенами стали мусульманами лишь в XV в. Однако, они не повторили путь других кочевников, в первую очередь тюрок, что потеряли большую часть предыдущих традиций.

Пуштуны стали придерживаться строгих религиозных норм и правил, но заменили арабские, бедуинские бытовые элементы кочевой традиции своими, тоже кочевыми, но иранскими, характерными не для пустыни, а для Великой степи. Это делает пуштун проблемой для Пакистана и окрестных народов, они более религиозны и строги. В тоже время, они становятся врагами для салафитов. Для большей части мусульман-суннитов талибы столь же чужды, как иранцы-шииты, хотя их продолжают считать суннитами. Обвинить талибов в недостаточно ревностном отношении и бездуховности не получается, да и не выгодно, вот и закрывают глаза.

И, да, в ближайшие 10-15 лет, на фоне мировой катастрофы, пуштуны станут одной из ключевых сил в Южной Азии, что будут игнорировать границы Пакистана и стремиться удержать влияние и власть над другими афганскими народами…

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3686

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей