Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Агрессия с т.з. нейробиологии

Нарушенные социальные отношения в детстве (пренебрежение (neglect)) во взрослом возрасте приводят к патологическому агрессивному поведению. К такому выводу пришли ученые в результате ряда исследований, проведенных на грызунах, кошках и людях.

Так, в результате наблюдений за лабораторными животными, был сделан вывод, что социальная изоляция в результате отъема от груди не только повышает уровень агрессии, но и приводит к нетипичным паттернам атаки и дефицита в социальной коммуникации. У социально-депривированных крыс доля атак, мишенью которых были уязвимые части тела оппонентов (голова, горло, живот) была существенно повышена. А коэффициент сигнализирования угрозы (то есть предварительные признаки предстоящего нападения) был существенно снижен. Более того, специальный анализ с точностью на 81.1% предсказал агрессивные атаки в случаях, где полностью отсутствовала реальная угроза. Грубо говоря, на пустом месте, просто так.

После эксперимента с социальной депривацией, исследователи решили провести эксперимент на ресоциализацию. Ранее депривированные крысы демонстрировали, помимо беспричинного агрессивного поведения, в первую неделю эксперимента повышенное защитное поведение и пониженное стремление к «обнимашкам»/сбиванию в кучу с сородичами во время сна. Эти повадки значительно сократились на 2-ю и 3-ю неделю ресоциализации. Тем не менее, несмотря на улучшение социальных навыков, ранее изолированные крысы продолжали демонстрировать атипичные элементы агрессии в специальном эксперименте (resident-intruder test), проведенном на 3-й неделе. Результаты сравнили с наблюдениями в социальных экспериментах с людьми, пострадавшими от жестокого обращения в раннем возрасте (к сожалению, доступа к данным о том, как именно эти эксперименты проводились, у меня нет). Таким образом, ученые пришли к выводу, что навыки социализации можно компенсировать во взрослом возрасте, несмотря на тяжелый детский опыт, но атипичная агрессия устойчива несмотря на положительные социальные интервенции.

Теми же авторами этого, активного по сей день, исследования, были установлены нейробиологические различия агрессии. То есть, если в рамках классической (то, как мы привыкли) психологии, дифференциация (категоризация) агрессии проводилось строго по внешним поведенческим признакам (Бэрон «Агрессия»), то сегодня выясняются различия в видах агрессивной реакции и различия эти объясняются с нейробиологической точки зрения.

Так, выделяются 3 основных фактора, влияющих на проявления патологической человеческой агрессии:

1) вследствие мозговой дисфункции, из-за которой повреждены центры контроля агрессивного поведения (например, эпилепсия, Альцгеймер и т.д.);

2) гиповозбуждения, связанного с хронически низким уровнем глюкокортикоидов плазмы, что провоцирует насилие за счет снижения эмоциональных барьеров (задача которых ограничивать поведение, наносящее ущерб. Например, при расстройствах поведения, антисоциальных личностных расстройствах);

3) гипервозбуждения, которое ведет к раздражительности и вспышкам (например, депрессия, расстройство прерывистой вспыльчивости, хроническая усталость и т.д.).

То есть различные заболевания связаны с соответствующими различными типами агрессивного поведения. Так, гиповозбуждение чаще связано с инструментальной агрессией, тогда как гипервозбуждение с неконтролируемыми вспышками.

На основании этих данных, ученым удалось воссоздать в лабораторных условиях модели агрессивного поведения на примере грызунов. Модели поведения, следующие:

1)аномальная атака в уязвимые мишени (голова, горло, живот) вследствие гиповозбуждения;

2) эскалированная агрессия (повышенная агрессивная реакция из-за фрустрации или подстрекательства), вследствие раздражения и гипервозбуждения;

3) атаки, не зависящие от контекста, вследствие гипоталамической стимуляции или генетических манипуляций.

Ожидается, что данные модели помогут в оценке агрессивного поведения при различных человеческих психопатологиях и соответственно, в разработках новых стратегиях лечения.

Источник:

https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/23168609/

Автор: Асылгуль Мусаева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru