Согласно историческим данным в апреле 1242 год войска князя Александра Ярославовича Невского сошлись в битве с войском Ливонского ордена и его союзников на льду Чудского озера. В ходе данного сражения Невский одержал крайне тяжёлую победу и долгое время преследовал противника по весеннему льду озера, который вследствие большой нагрузки не выдержал и начал ломаться под войсками ордена.
Об этом событии всем известно ещё со школьной скамьи, каждый школьник в России хоть раз да слышал рассказ о «Ледовом побоище», как потом прозовут эту битву. Если эти рассказы соединить вместе с отрывками из различных летописей, то у обычного обывателя и может сложиться мнение, что мол так всё и было.
В этой статье мы с вами разберём очень интересную тему - было Ледовое побоище или же нет. Начнём с войск противника - это был известный на весь мир Ливонский орден. Что же касается его, то он несомненно проявлял активность в Прибалтике в те годы. Сын Ярослава Всеволодовича Александр, несомненно приглашался новгородцами. Столкновений в те годы было много, теперь давайте конкретнее про Ледовое побоище.
Самым ранним источником, который дошёл до нас является « Старшая Ливонская рифмованная хроника». Она была составлена примерно в конце 13-го века. Вот небольшая выдержка оттуда:
«До князя дошло это известие, он собрался со многими отрядами против Пскова, это истина. Туда он прибыл с большой силой; Он привёл много русских, чтобы освободить псковичей. Этому они от всего сердца обрадовались. Когда он увидел немцев, он после этого долго не медлил, он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогтству, и все их слуги были прогнаны. Никого из немцев там не осталось: Русским оставили они землю».
Что же можно вынести из данной выдержки? Битва несомненно была, проходила она где - то в Псковских землях и победу в ней одержали русские войска.
Ну а вот ещё одна выдержка уже из Новгородской первой летописи старшего извода:
«И наехаша на полкъ Немци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозе полкъ, и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, ею же ради новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи Богь князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в субботу».
Именно в этом документе и содержаться данные, которые всем нам известны, но единственный дошедший до нас экземпляр - 1330 года. Масштабы самого сражения в летописях в основном преувеличивают, сведения о том, что «Льда было невидно под кровью» с большей долей вероятности являются ложными. Скорее всего рыцарей Ливонского ордена на льду погибло всего несколько человек и пара десятков обычных рядовых чуди. Потери войск Невского аналогично очень трудно оценить.
Плавно переходя к итогам можно смело заявить - сражение было. Но далеко не факт, что именно на льду, ведь Ливонская летопись утверждает, что павшие войны падали на траву. Момент с проломленным льдом и гибелью там всего войска ордена не подтверждается ни одним документом, поэтому скорее всего его и не было. Точное место сражения также остаётся неизвестным, но самое главное, что оно было, и новгородцы одержали в нём победу.
Но со временем это событие мифологизировалось, каждая сторона трактует его по разному, то как «справедливую национально-освободительную борьбу народов нашей страны», то как блоковское «держали щит меж двух враждебных рас», ну или уходя в крайнности - «грозное предостережение германским агрессорам». Можно даже сказать, что данное сражение было сделано задним числом.