Найти тему

Истребители Лавочкина Ла-5/7.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Истребители Ла-5 с радиальным двигателем, созданные в ОКБ Лавочкина, сыграли важнейшую роль в завоевании превосходства в воздухе над Люфтваффе на Восточном фронте. Самый результативный ас союзников Иван Николаевич Кожедуб одержал все свои 62 воздушные победы, летая на истребителях Лавочкина. Первые боевые вылеты Кожедуб совершил севернее Курска, где он сбил четыре вражеских самолета, а свою последнюю жертву - истребитель Me 262 - нашел 15 февраля 1945 года.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Значительное число советских асов сбили свои самолеты на истребителях Лавочкина. Наряду с истребителями Яковлева, Лавочкины составляли основу советских истребительных авиационных полков во время Великой Отечественной войны. Советские заводы построили 9 920 Ла-5 до ноября 1944 года, когда производство перешло на более совершенные Ла-7. Те же заводы построили 5 905 Ла-7 до прекращения производства в декабре 1945 года.

В последние годы 1930-х годов истребители, производимые в Советском Союзе, были уникальны в одном отношении - ни одна другая страна не производила массово современные истребители из дерева. Отчеты различных советских научно-исследовательских институтов показали, что металл, при одинаковых требованиях к прочности, на сорок процентов легче дерева. Кроме того, советским ученым были хорошо известны такие преимущества металла, как долговечность, огнестойкость и способность противостоять суровым климатическим условиям. Тем не менее, легкие металлические сплавы, используемые в западном самолетостроении, в СССР были в дефиците, в то время как дерево имелось практически в неограниченных количествах. Кроме того, дерево не требовало такого уровня высококвалифицированного труда, который необходим для формирования и сборки металлических сплавов. Поэтому неудивительно, что прототипы трех современных истребителей (ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1) были построены из дерева.

Первые недели войны с нацистской Германией доказали правильность концепции создания большого количества истребителей из дерева, а не из более сложных сплавов легких металлов. После первых нескольких месяцев кампании советское производство легких сплавов сократилось на восемьдесят процентов, и дерево стало основным материалом для строительства новых истребителей.

Прототип Ла-5

Опыт эксплуатации советскими летчиками рядного двигателя ЛаГГ-3 в первые дни Великой Отечественной войны был катастрофическим. О нем открыто говорили как о "помощнике гробовщика" - самолете, чьи намерения по отношению к пилотам были не более благожелательными, чем у самолетов и пилотов Люфтваффе. Такое осуждение ЛаГГ-3 было небезосновательным, поскольку истребитель обнаружил множество свидетельств поспешности, с которой его испытывали и запускали в производство. Все, кроме самых опытных пилотов, считали его сложной в управлении машиной. Он имел избыточный вес, недостаточную мощность. Хотя в начале 1942 года Народный комиссариат авиационной промышленности (НКАП) признал ЛаГГ-3 устаревшим, его производство продолжалось вплоть до момента подготовки к переводу производственных линий на более совершенные истребители.

После вторжения немецких войск в июне 1941 года в конструкторские бюро Лавочкина, Микояна-Гуревича (МиГ) и Яковлева был направлен приказ об адаптации радиального двигателя М-82 к планкам их истребителей в качестве возможной альтернативы рядным двигателям. Кремль рассматривал разработку экспериментальных версий ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-7 с радиальным двигателем как гарантию на случай, если выпуск двигателей Климова и Микулина пострадает при переезде советских заводов за Урал.

Радиальный двигатель М-82 мощностью 1676 лошадиных сил был разработан Аркадием Дмитриевичем Швецовым и его командой в их конструкторском бюро в Перми в центральной части России. Вскоре после окончания государственных приемочных испытаний, в мае 1941 года началось крупносерийное производство силовой установки М-82. Перерыв в производстве был маловероятен, поскольку завод находился в Перми, далеко за пределами досягаемости бомбардировщиков Люфтваффе.

Несмотря на то, что прототипы с радиальным двигателем, созданные в КБ МиГ и Яковлева, остались уникальными, предложение Лавочкина стало одним из самых успешных истребителей Второй мировой войны.

За программу переделки радиального двигателя отвечал Семен Михайлович Алексеев, заместитель Семена Алексеевича Лавочкина на Государственном авиационном заводе № 21 в Нижнем Новгороде. Он также отвечал за проектирование преемника Ла-5 - Ла-7. (После войны Алексеев создал собственное КБ и построил реактивный истребитель И -215 с двигателем Rolls Royce Derwent, который впервые поднялся в воздух в декабре 1947 года). Работы по переделке самолета Алексеев начал в конце сентября 1941 года, сразу после того, как осенью 1941 года основное конструкторское бюро было эвакуировано из подмосковных Химок в Нижний Новгород. Новый истребитель с радиальным двигателем получил обозначение Ла-5.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.