Найти тему

Символизм овощей и фруктов в искусстве.

Еда. Что можно сказать о еде? Без нее не возможна наше физическое существование, хорошая еда, это основа здоровья, это удовольствие от ощущения приятного вкуса, процесс приготовления пищи, это особый вид искусств, а процесс употребления пищи, может служить установлению и поддержанию социальных связей, достаточно вспомнить пиры римской, а позже и европейской аристократии. А еще, еда это показатель статуса и достатка, в разное время, некоторые продукты, были настолько дороги, что позволить их себе, могли только представители высших слоев общества.

Поэтому, нет ничего удивительного, что еда стала, в том числе и объектом искусства. Изображения еды, археологи находили на стенах египетских гробниц, где они имели более глубокое значение, чем просто украшения надгробий. Они отражали то, что будет сопровождать умершего в загробной жизни, в том числе и еду, которую он будет есть, в царстве мертвых.

Аналогичные изображения были широко распространены и в эпоху античности. Во время археологических раскопок в таких областях, как Помпеи и Геркуланум, изображения фруктов, предметов и животных на фресках и мозаиках, были обнаружены на стенах и полах римских вилл. Здесь они имели уже более «земное» значение, иллюстрируя радости повседневной жизни, а также щедрость и гостеприимство хозяев.

-2

В пятнадцатом веке художники, все чаще стали черпать вдохновение в культуре античности и в мире природы и изображать различные группы предметов, как в религиозных, так и в светских образах. Еда при этом, была основным источником вдохновения, и с помощью ее изображений, художники пытались остановить время, а также продемонстрировать виртуозное умение наблюдать и описывать цвет, форму и текстуру. В этот же период, еда все чаще начинает приобретать символическое значение.

Среди фруктов и овощей, присутствующих на полотнах в разные периоды времени, можно условно выделить достаточно часто используемые, с более понятной смысловой нагрузкой, например яблоки и такие, которые можно назвать эксклюзивными, даже «особым подчерком» одного художника. В данном случае, речь идет об огурце.

Живописцем, любившим изображать этот овощ на своих полотнах, был венецианец Карло Кривелли, живший в 15 веке.

Можно упомянуть, по крайней мере, три его работы, на которых присутствует огурец, одна из них, это «Мадонна с младенцем». О причинах такого странного выбора, искусствоведы спорят до сих пор, и нет единого мнения, о том, что же он символизирует.

-3

Но, есть несколько версий.

Первая, художник любил рисовать огурцы. Он понимал, что красота огурцов не в глазах смотрящего, а в контрасте их грубой пупырчатой ​​кожуры и неправильной формы с гладкими и круглыми формами мясистых листьев, яблок и мраморных полов.

Вторая, от Метрополитен музея, которому принадлежит картина, и специалисты которого полагают, что огурец — это символ искупления и спасения. Встречается даже мнение, что на картине «Мадонна с младенцем», изображен не огурец, а тыква похожая на огурец (речь, возможно идет, о зеленой грушевидной тыкве), и тогда, это уже отсылка к Ветхому Завету, книге Иова, согласно которой, Бог заставил тыкву вырасти над головой пророка как убежище. Хотя, тут тоже нет единства мнений, а было ли упомянутое в Библии растение тыквой, но, это уже другая история.

И наконец, есть еще одна трактовка, предполагающая, что огурец, олицетворяет мужскую часть греха, но, такое художественное решение, было бы, наверное, слишком смелым для Италии 15 века, со всеми вытекающими последствиями. В общем, маловероятно.

В общем, изучив всю доступную по вопросу информацию, можно сделать вывод, что похоже, никто не знает, какое символическое значение Кривелли придавал огурцам.

Другой, не часто встречающийся символ, это грецкий орех. Ну, он, по крайней мере, не является эксклюзивным, поэтому, его трактовка хорошо известна.

Толкование дает сам Святой Августин, согласно которому, орех можно считать символом Иисуса Христа. Он объясняет, что внешняя зеленая мясистая оболочка представляет тело Христа, древесная оболочка внутри символизирует крест, а ядро ​​указывает на божественность Христа. Но, также он может символизировать Святую Троицу, супружество и плодородие из-за обильного количества плодов!

-4

В качестве примера использования символики грецкого ореха, можно привести следующие работы.

«Богородица с грецким орехом» от Мастера алтаря Святого Варфоломея (1500-1510), где орех, указывает на божественное дитя на руках Марии.

-5

Иисус, стоящий под ореховым деревом, олицетворяет свою божественную природу и плодотворность своего служения в «Крещении Христа» Пьеро делла Франческа, 1448–1450 гг.

-6

Святой Антоний ближе к концу своей жизни и из-за своего стремления к уединению построил дом на ореховом дереве в качестве убежища в Кампосампьеро, Италия. Дерево, символизирующее Святую Троицу, приютило его на полпути между небом и землей. Эта картина, одна из многих, изображающих его убежище в ветвях, - «Святой Антоний в ореховом дереве» и «Два святых » Ладзаро Бастиани, 1505 г.

-7

Гранат. Символизм этого замечательного фрукта очень разнообразен.

Гранат с красным соком и обилием блестящих рубиново-красных семян, которые лопаются при раскалывании фрукта, является мощным символом плодородия и женской сексуальности. Он считался афродизиаком и поэтому часто презентовался на свадьбах. Древние шумеры считали, что души умерших, ели семена граната, чтобы стать бессмертными.

Являются гранаты также и символом жизни и плодородия благодаря многочисленным семенам, но также и символом власти (имперский шар), крови и смерти.

Альбрехт Дюрер написал два портрета императора Максимилиана I с гранатом в руке, изображающими императорский шар.

-8

Гранаты символизировали также плодородие, красоту и вечную жизнь в греческой и персидской мифологии. Древние греки считали гранат символом плодородия и связывали его с богинями Деметрой, Персефоной и Афродитой.

Возможно, самый известный символизм, связанный с гранатом, отображен на картине «Прозерпина» Данте Габриэля Россетти (около 1874 г.), - где он представлен символом искушения и отпадения от благодати. Миф о Прозерпине (Персефоне) в греческой и римской мифологии повествует о том, как богиня, которая была забрана в подземный мир и вынуждена выйти замуж за Плутона (Аида).

Повелитель царства смерти, дал ей несколько зерен граната, которые являлись символом брака. Плутон не сказал, что, вкусив этих волшебных зерен, она навечно станет его супругой. С тех пор Прозерпина была вынуждена проводить две трети года на земле, а на треть спускаться к мужу (по другой версии шесть месяцев). В Древней Греции гранат символизировал смерть, забвение, но также изобилие, великодушие и надежду на бессмертие.

-9

Образ Прозерпины, был выбран художником не случайно, женщина, изображенная на картине, возлюбленная и муза художника по имени Джейн Моррис, была замужем. С Россетти они проводили вместе каждое лето, а зимой Джейн возвращалась к мужу.

На картине Сандро Ботичелли «Мадонна с гранатом», раскрытый гранат, является символом Страстей Христовых.

-10

А вот на картине Караваджо «Вакх», гранат передает совершенно другой смысл.

-11

Фрукты на картине представлены уже не свежими и даже начинающими гнить, а гранат, перезревшим и расколовшимся, олицетворяя утраченную чистоту и невинность.

Вишня. Еще один интересный символ, толкование которого в искусстве, зависит исключительно от контекста произведения. Если говорить о западной культуре, то вишни, в разное время, имели и сакральное и эротическое значение.

В пятнадцатом веке в произведении «Вторая пастушья пьеса» Уэйкфилда Мастера, вишня выступает как священный символ.

-12

Когда бедные пастухи навещают Марию и Младенца Христа в хлеву, они приносят скромные подарки, потому что это все, что они могут себе позволить. Первый пастух дает Марии и Иисусу букет вишен. В этом отношении вишня — скромная, но приемлемая замена сокровищу.

В средневековом рыцарском романе «Сэр Кледжес и зимние (рождественские) вишни», вишни выступают символом божественного дара. В произведении, рассказывается история бедного рыцаря, который из-за своей доброты, потерял все свое имущество и молится под деревом, прося, чтобы он и его семья, снова обрели богатство.

-13

Когда он смотрит вверх, дерево покрыто вишнями — чудо. Это предвещает хорошие события. Он и его сын несут вишни королю, который из благодарности за этот чудесный дар одаривает их всевозможными благами.

Но, это еще не все, вишни, кроме прочего, считались райскими плодами, и таким образом, олицетворяли души людей. В связи с этим, можно совершенно по – новому взглянуть, например, на картину «Натюрморт с вишней и клубникой в ​​китайских мисках» Осиаса Берта.

-14

Данное произведение, позволяет зрителю увидеть не просто фрукты и предметы, а настоящую битву между добром и злом за души людей. Клубника, как и вишня, это райский плод и тоже символ человеческой души, бабочка, символом ее спасения, в то время как зло, приняло форму стрекозы, считавшейся подвидом мухи и, таким образом, близкой к Дьяволу.

Лимон. Лимоны появлялись на протяжении всей истории искусства, их можно было увидеть еще на мозаиках в Древнем Риме, но наибольшую популярность они завоевали с появлением натюрморта как жанра, т.е. в 17 веке.

-15

В 2016 году американские исследователи подсчитали, что к середине XVII века лимон появлялся на 51% голландских картин, что показывает преобладающие интересы в голландском обществе того времени: торговля, естествознание и искусство. Одной из причин такой популярности фрукта у живописцев, специалисты полагают желание художников, продемонстрировать свое мастерство в отображении цвета и текстуры, а также, лимоны добавляли баланса картинам, создавая контраст с более темными объектами, угловатыми формами и гладкими текстурами.

Так что же означает лимон?

Когда лимоны стали входить в моду как объекты искусства, они были еще редки и достаточно дороги, поэтому и на картинах, они стали символом роскоши и признаком богатства, наряду с драгоценными предметами со всего мира — венецианским стеклом, серебром, шелком и даже попугаями, но и в то же время, служили напоминанием о тщете богатства. Удовольствия от излишеств в сравнении с быстротечностью жизни представляют собой параллель с лимоном: его аромат приятен, но сам фрукт обманчиво кислый.

Были они также символом периода открытий, новых мест и новых вкусов.

-16

Конечно, очевиден и тот факт, что лимон, как и любые продукты питания или цветы в натюрморте, может служить напоминанием о течении времени. Как и в случае с человеческой жизнью, эти предметы и удовольствие, которое они приносят, исчезнут слишком скоро.

Достаточно часто, лимоны изображались частично очищенными, со свисающей спиралью кожурой и исследователи искусства, с одной стороны указывают, что очищенный лимон, один из самых загадочных символов в искусстве, но при этом не выделяют отдельных символических значений, указывая лишь на желание художников показать свое мастерство, поскольку скрученная кожура, добавляла еще одно измерение и текстуру картине.

Ананас. Если бы вы были богатым дворянином 1700-х годов, у вас был обеденный стол и вы хотели произвести впечатление на своих собратьев-дворян, ананас, безусловно, был бы подходящим вариантом.

Действительно, в ряде стран, если вы окажетесь в старой гостинице или, возможно, даже в новом модном отеле, то, скорее всего, где-то рядом с вами будет изображение ананаса. Это почти универсальный символ гостеприимства.

Присуждение ананасу символа гостеприимства, связано с карибскими путешествиями, согласно Всемирной энциклопедии еды. Европейские путешественники отправлялись на эти отдаленные острова и обнаруживали, что туземцы, вешали фрукты перед входом, приветствуя незнакомцев.

Традицию переняли в Соединенных Штатах Америки, где изображения ананаса, стали выставлять при входе, что в последующем стало значимым элементом архитектуры.

-17

Но, если для жителей карибских островов, ананас, был обычным продуктом питания, то для американцев и европейцев, он стал почти предметом роскоши, стоимость которого в США составляла 8000 долларов, а в Британии 5000 фунтов стерлингов, поэтому не удивительно, что ананас стал еще и символом роскоши.

Эта высокая стоимость была связана с скоропортящимися, новизной, экзотикой и дефицитом фруктов. Состоятельные колонисты устраивали званые обеды и выставляли ананас в качестве главного украшения, символа их богатства, гостеприимства и статуса, мгновенно узнаваемого гостями вечеринки. Однако ананасы в то время в основном использовались для украшения, и их ели только тогда, когда они начинали гнить.

Чтобы подчеркнуть, насколько щедрыми и экстравагантными были ананасы, рассмотрим рынок аренды ананасов. Плод вызывал такую ​​ревность у бедного, лишенного ананасов плебея, что люди могли, если бы захотели, платить за аренду ананаса на ночь. Прежде чем продавать их для потребления, торговцы ананасами сдавали их в аренду людям, которые не могли позволить себе их купить. Те, кто брал напрокат, брали ананас на вечеринки не для того, чтобы подарить хозяину, а для того, чтобы носить с собой и демонстрировать свою очевидную способность позволить себе такой дорогой фрукт!

На протяжении 1700-х и 1800-х годов художники изображали ананасы как символ гостеприимства и щедрости. Салфетки, скатерти, обои и даже спинки кровати украшали рисунками и резьбой ананасов, чтобы гости чувствовали себя желанными. Если люди не могли позволить себе купить или арендовать настоящие фрукты, они покупали фарфоровые тарелки и чайники в форме ананаса, которые стали чрезвычайно популярными с 1760-х годов.

Те времена давно прошли, а ананас остался, он по-прежнему олицетворяет собой гостеприимство, но и также, напоминание о порицаемом ныне колониальном прошлом.

Также нельзя не отметить, особую эстетику, связанную с ананасом и его способность, не только украсить интерьер,

-18

но привнести необычность даже во внешний вид здания.

-19