Люди старшего поколения, которые застали поздний период социализма, наверняка помнят, что в то время было негласным правилом расплачиваться за услуги, дефицитные товары или продукты спиртными напитками: бутылкой водки, коньяка или хорошего вина.
«Беленькой» чаще всего оплачивались простые дела бытового плана — что-то перевезти, починить, погрузить-разгрузить, вскопать огород. Такой способ расчётов за труд устраивал грузчиков, сантехников, и просто людей, желающих хотя бы таким путём подзаработать, и имеющих необходимые для этого ресурсы. Сфера услуг в те времена была не особенно развита, поэтому «сделки» подобного рода были обыденностью.
Хороший коньяк или вино могли предложить, например, врачу — за индивидуальный подход к пациенту, заведующему универмагом — за дефицитные товары. Конечно, это далеко не полный перечень обстоятельств, в которых могла быть использована эта своего рода «жидкая валюта». В целом, можно сказать, потребность определяла ситуация — готовность заинтересованных лиц расплачиваться и принимать оплату в таком виде.
Почему же спиртное приобрело статус альтернативного финансового средства?
Чтобы понять данный феномен, необходимо рассмотреть ситуацию со всех сторон.
Определённым способом формированию сверхценности алкоголя способствовало принятие в 1985 году, в период управления страной М.С. Горбачёвым «сухого закона».
Спиртное, хоть и продавалось в магазинах, но с большими ограничениями. Большинство торгующих алкоголем «точек» было ликвидировано, отпускался он строго в определённые часы. Позднее принятые меры были дополнены значительным повышением цены и введением системы «талонов» на приобретение спиртного.
Для «стабильно пьющего контингента», большую часть которого составляли люди рабочих профессий, такой подход стал настоящей катастрофой. А бутылка водки, предлагаемая в качестве оплаты за услуги — отличным выходом из ситуации.
Что же касалось малопьющих или непьющих людей, они от такого способа расчета тоже не отказывались — водкой, в свою очередь, так же можно было рассчитаться за что-либо. В крайнем случае — поставить на стол во время праздника, значимого события. И не переживать, где в период ограничений достать спиртное.
По поводу «благородного» алкоголя (бутылки коньяка, хорошего вина, шампанского) — оно преподносилось в качестве «подарка» людям с определённым, высоким общественным статусом, в «благодарность» за помощь в важных вопросах — например, за помощь при поступлении детей в ВУЗ, приобретение чего-либо, недоступного «простым смертным», либо с далеко идущими целями — снискать благорасположение, чтобы в дальнейшем пользоваться некоторыми привилегиями. Оплата просто деньгами могла бы выглядеть, как взятка, и расценена неоднозначно. Угадать же вкусы и предпочтения одариваемого лица, и выбрать что-то подходящее — достаточно сложная задача. Поэтому бутылка дорогого алкоголя представлялась единственно приемлемым решением.
Такой подарок одновременно подчёркивал статус человека, которому он преподносился, и показывал значимость его для дарителя. Ведь даже, чтобы купить простую водку или портвейн, нужно было приложить определённые усилия. Что уж говорить о «благородном» спиртном — чтобы его «достать», в те времена нужно было проявить чудеса находчивости и предприимчивости.
В наше время традиция «расплачиваться бутылкой» практически «сошла на нет». Алкоголь доступен в магазинах любому совершеннолетнему покупателю. Как подарок, спиртное в наше время преподносят, но не так уж часто — это, в основном касается элитного дорогого алкоголя.