Найти тему

«Дети с ментальными особенностями в 4 раза чаще сталкиваются с насилием, чем другие дети». Редкие разговоры о важном

2024 год в России официально объявлен годом Семьи. Семейные ценности формируют основу для воспитания полноценной личности, способствуют укреплению общества, а также определяют базовые нравственные принципы, на которых строятся отношения между поколениями. Однако даже в такой системе ценностей есть место темам, которые до сих пор являются отчасти табуированными.

Сегодня мы затронем одну из окружённых немотой тем – тему полового воспитания детей и молодёжи.

В России крайне мало специалистов, готовых говорить с детьми об их физиологическом взрослении, изменениях в теле, влечении к другим людям. Иногда просветительскую роль берёт на себя школа, иногда родители, но в абсолютном большинстве случаев дети осваивают эту науку самостоятельно, методом проб и ошибок. Но ведь детям необходимо знать, как называются все части их тела, какую функцию они несут, чем дружеские отношения отличаются от интимных. Открытый диалог об этом поможет легче пережить период взросления, сохранит психологическое здоровье и, главное, защитит от возможного насилия.

А нужно ли такое просвещение детям с интеллектуальными особенностями? Тем, кто не владеет речью, слабо ориентируется в межличностных отношениях, кто ментально навсегда останется ребёнком, даже когда на праздничном торте будет несколько десятков свечей, а на щеках щетина?

Вероника Григорьева — учредитель благотворительного фонда «Синдром Вильямса», уверена, что развивать сексуальную культуру и говорить о половом воспитании надо абсолютно со всеми. Более того, Вероника — вдохновитель и создатель «Редких уроков» — единственного в России проекта, направленного на секспросвет среди детей с ментальными особенностями.

В.Г: «Фонд для меня — личная история, у моей дочери синдром Вильямса, ей скоро будет 16 лет. Когда она родилась, о синдроме Вильямса в России было известно крайне мало. Чтобы разобраться во всём, я начала создавать программы для поддержки родителей, объединять семьи, где растут дети с таким же синдромом. Так, в 2012 году появился благотворительный фонд “Синдром Вильямса” и сообщество вокруг него.

Вероника с дочерью. Источник: Личный архив Вероники
Вероника с дочерью. Источник: Личный архив Вероники

По мере взросления дочери я, естественно, задумалась о необходимости полового воспитания для неё и других ребят с интеллектуальными нарушениями. При сборе информации я наткнулась на страшную статистику: дети с ментальными особенностями в четыре раза чаще сталкиваются с насилием, чем другие дети. Меня это поразило и напугало. Тогда я поняла: надо брать решение проблемы в свои руки».

Синдром Вильямса — редкая генетическая патология: один случай на 20 тысяч новорождённых. Мальчики и девочки болеют одинаково часто, независимо от условий рождения и национальности. Люди, страдающие этим синдромом, обладают специфической внешностью — так называемым лицом эльфа — и характеризуются общей задержкой умственного развития при развитости некоторых областей интеллекта. Люди с синдромом обычно очень общительны, имеют хорошую память на лица, владеют большим словарным запасом, часто у носителей синдрома исключительный музыкальный слух и отличное чувство ритма. Но одновременно с этим — дефицит наглядно-образного мышления и практически полное отсутствие абстрактного мышления.
Сегодня в России около 20 000 человек живут с этой патологией.

В.Г: «Людям с Синдромом Вильямса свойственно преждевременное половое созревание, например, у девочек менструация может начаться в 8 лет. Также одна из особенностей синдрома – это то, что дети очень открытые и контактные.

-2

В одном из ранних описаний синдром Вильямса характеризовали как “аутизм наоборот”. Носители гиперобщительны и открыты к людям, им очень важен глазной контакт, они всегда ищут коммуникаций. Получается, что даже среди людей с ментальными особенностями – люди с Вильямсом находятся в одном из самых уязвимых положений и имеют высокий риск столкнуться с насилием».

В 2020 году благотворительный фонд CSS проводил конкурс финансовой поддержки для организаций, помогающих детям в ТЖС, основываясь на мнении независимых экспертов, фонд «Синдром Вильямса» стал одним из победителей. Идея проекта «Редкие уроки» — снять серию коротких видео, которые расскажут детям и подросткам о взрослении и изменении их тела, о личных границах, видах отношений между людьми, рождении детей и многом другом.

Подготовка к съёмкам. Источник: Архив фонда «Синдром Вильямса».
Подготовка к съёмкам. Источник: Архив фонда «Синдром Вильямса».

В.Г: «Получив грант от CSS, мы приступили к делу. Изначально мы хотели снять серию уроков, где молодые люди с ментальными особенностями задавали бы личные вопросы специалистам и получали ответы, важные для всех. Нам очень хотелось, чтоб это был именно открытый диалог между специалистом по сексуальному воспитанию и молодыми людьми с особенностями.

Однако сначала мы столкнулись с отказом родителей от того, чтоб их дети “рассказывали на всю страну, как бреют подмышки” — именно так одной семьёй была сформулирована причина выхода из проекта. А с другой стороны, в 2020 году в силу вступили новые поправки к закону о пропаганде порнографии, которые вовсе сделали такой разговор не законным».

Тогда фонд принял решение из формата «открытый диалог» перейти на формат «доступный монолог».

В.Г: «Вместе со специалистами (психологами, сексологами, педагогами) мы написали простые и ясные тексты о половом созревании и взрослении, которые должны были в дружелюбной форме рассказать актёры. Но даже в творческой среде мы наткнулись на массовое стеснение: актёры отказывались говорить об интимном».

В серии из пяти видеороликов, которые входят в цикл «Редкие уроки», лишь последний посвящён сексу, все остальные, скорее уроки анатомии и психологии, рассказанные доступным языком. Отказ актёров сильно удивил команду фонда и ещё раз подчеркнул табуированность данных тем и чрезмерную закомплексованность общества.

Один из актёров посоветовал команде фонда обратиться к Екатерине Финевич – актрисе, занятой в спектакле по мотивам пьесы Евы Энслер «Монологи вагины».

Спектакль идёт в московском театре и исследует отношение женщин к себе, собственному телу и окружающему миру. Пьеса основана на интервью с более чем сотней женщин всех возрастов, размышляющих о своём теле, желаниях, страхах и радостях. В России спектакль проходит под названием «Она это мы».

Екатерина не только с пониманием и готовностью откликнулась на предложение, но и пригласила своих коллег.

В итоге «Редкие уроки» для совершеннолетних детей с особенностями, а также их родителей, родителей нормотипичных детей и педагогов провели замечательные, талантливые актёры.

Екатерина Финевич на съёмках одного из уроков. Источник: архив фонда «Синдром Вильямса»
Екатерина Финевич на съёмках одного из уроков. Источник: архив фонда «Синдром Вильямса»

Проектом команда фонда «Синдром Вильямса» осталась очень довольна.

В.Г: «Данные ролики могут использоваться как один из инструментов для разговора родителей с детьми о половом воспитании, личной безопасности и собственной ценности, взращивать и поддерживать которые необходимо у всех детей без исключения».

Видеоролики уже посмотрело более 3 000 человек, самый популярный, кстати, урок на тему «Кому и зачем нужен секс?».

Видеоподборка доступна на официальном Youtube канале фонда «Синдром Вильямса».

Дорогие родители, посмотрите сами и обсудите со своими детьми, если эти материалы покажутся вам подходящими.

Если вы реализуете социальные проекты по помощи детям, подросткам и молодым взрослым, либо интересуетесь подобной деятельностью, подписывайтесь на наши социальные сети, где мы рассказываем о достижениях наших партнеров, финансовых конкурсах и других способах поддержки НКО.
Читайте также: Статья о том, как музей в маленьком городе стал местом силы для трудных подростков.