Найти тему

Методы когнитивно-поведенческой терапии

Оглавление

Когнитивно-поведенческая терапия — это разновидность психотерапии, где используются когнитивный и поведенческий подходы психологии.

Основоположниками учения являются психологи А. Адлер, А. Бек, А. Эллис. Суть концепции заключается в том, что мысли и установки оказывают воздействие на эмоциональную составляющую. Проблемы индивида кроются не во внешних обстоятельствах, явлениях, а в отношении к действительности, автоматических суждениях, когнитивных искажениях.

Концепция направлена на обнаружение установок, заблуждений мышления, а также на коррекцию поведения и восприятия.

Для изменения мировоззрения и мыслительных схем специалист использует техники и упражнения КПТ. К основным методам относят когнитивную терапию, реципрокную ингибицию, рационально-эмоциональную поведенческую терапию Эллиса, триаду самоконтроля, парадоксальную интенцию.

Что такое когнитивно-поведенческая терапия

Данный вид психотерапии считается золотым стандартом психотерапевтической деятельности. Свою эффективность методика доказала при лечении депрессивных нарушений, тревог, фобий, нарушений пищевого поведения, зависимостей, ОКР, психосоматических болезней.

Часто ошибочные установки, предубеждения скрываются за глубинными переживаниями. Негативные верования, ложные ощущения возникают под влиянием воспитания, стресса. КПТ исследует мышление человека с целью выявления когниций, деструктивных установок. Психотерапевт учит клиента своевременно замечать у себя автоматические негативные мысли, заменять их на положительные, которые помогут воспринимать реальность осознанно и без травм.

Консультация в рамках психологического течения представлена равноправной беседой между клиентом и психотерапевтом, где оба принимают активное участие. Диалог основан на доверии, безопасности, комфорте. В ходе общения не допускаются критика, оценка суждений.

В ходе взаимодействия специалист и клиент обсуждают волнующие вопросы, позволяющие разобраться в причинах проблемы, алгоритмах когниций, способах коррекции мышления, поведенческих реакций.

Базовые положения КПТ

Психотерапевтическое учение построено на принципах и стратегиях.

Подход определяет взаимосвязь между установками, убеждениями, эмоциями. В основе любого состояния лежат личное восприятие, оценка события, а на сама ситуация.

Методика требует от человека сосредоточиться на настоящем, решать проблемы здесь и сейчас.

Только клиент способен изменять фокус внимания с негатива на позитив путём проработки восприятия действительности, отказа от иррациональных верований.

Наличие уверенности в чувствах и отношении к явлению могут быть субъективными и не отвечать действительности, что способствует тревожным расстройствам, напряжению. Важно когнитивно составлять суждение.

Отрицательные ощущения возникают вследствие устоявшихся автоматизмов мышления. Ошибочные мнения — результат некорректной обработки полученных сведений, провоцирующих тревогу, беспокойство. Начав работать над осознанностью и мыслительными схемами, удаётся проверить истину убеждений, обрести равновесие.

Методы КПТ 3 волны

Особенностью подхода является обучение осознанности, принятию своих размышлений. Психотерапевтическое знание рассматривает не только мысли, поступки, но и чувства, ценности.

Принципы, взятые за основу концепции:

  • Осознанность в отношении к происходящим явлениям. Важно отказаться от самоконтроля и коррекции эмоций, находиться в настоящем.
  • Принятие, предполагающее признание неизбежности явлений, отказ от попыток изменить их ход. КПТ призывает личность уважать свои разные чувствования, не пытаться подавлять негатив.
  • Личные ценности, включающие идеалы, стремления, ориентиры. Данные опоры формируются в ходе воспитания, развития, личного опыта. Человек, имеющий свой набор установок, готов к саморазвитию, росту.
  • Психологическая адаптивность, характеризующаяся гибкостью индивида в различных условиях, где от него требуется принятие серьёзного решения с учётом собственных ценностей. Владение этим свойством помогает отказаться от ошибочных верований, выбрать то, что наиболее рационально.

Схема-терапия

Основоположником концепции является американский психолог Джеффри Янг. Интегративный подход, комбинирующий в себе некоторые области КПТ, трансактного анализа, психоанализа, гештальт-терапии, был открыт в 1990 году.

Работа в рамках когнитивной направленности не всегда давала положительную динамику. В связи с этим психолог разработал новое учение, которое смогло бы помогать клиентам с разными расстройствами.

По мнению автора, людям присущи эмоциональные потребности, сформированные в раннем детстве. Мысли, восприятие явлений зависит от степени удовлетворённости интересов. Когда потребности были удовлетворены, у личности развиваются адаптивные схемы. Если не удалось получить желаемое, мысли и поведенческие модели деструктивные.

В процессе социализации и воспитания формируются глубинные убеждения о себе, окружающих, мироздании, взаимодействиях с ними.

Схема-терапия выделяет ряд эмоциональных запросов ребёнка:

  • безопасность, привязанность,
  • самодостаточность, компетентность,
  • самоконтроль, личное пространство,
  • открытое выражение внутренних ощущений, стремлений,
  • неожиданность, радость, игра.

Психотерапевт в ходе общения с клиентом выявляет схемы, зародившиеся в детстве, оценивает их функциональность, определяет рационально ли их использование во взрослой жизни.

Психотерапевтическая форма различает 18 иррациональных схем, включённых в состав 5 групп-доменов.

Сфера нарушения связи и отвержения состоит из таких схем, как покинутость, отсутствие доверия, стыд за свои дефекты, социальное отчуждение, эмоциональная депривация.

Домен нарушения свободы связан с гиперопекой, давлением на ребёнка. Действия родителей могут являться причинами зависимости, уязвимости, отсутствия идентичности, неуспешности их взрослого ребёнка.

В рамках сферы нарушенных границ, когда взрослые потакают чаду, развиваются привилегированность персоны, отсутствие самоконтроля.

Домен направленности на окружающих базируется на послушании, самопожертвовании, поиске симпатии других лиц.

Область подавления ощущений и сверхбдительности формируется, когда ребёнку не позволяют проявлять воображение, неожиданность. Возникают такие нарушения, как пессимизм, сдерживание чувств, самокритика, нетерпимость к ошибкам других.

Диалектическая поведенческая терапия

Создательницей разновидности КПТ третьей волны является М. Линехан. Изначально методика была разработана для лиц с пограничными расстройствами, эмоциональной нестабильностью, суицидальными наклонностями.

Позже концепция доказала результат в работе с зависимостями, тревожными нарушениями, посттравматическим стрессовым состоянием, биполярным расстройством. Психический диагноз, шизофрения, также поддавался положительным изменениям.

Исследователь выявила общую черту разных патологий — невозможность управлять переживаниями, чувствами. Эффективный подход помогает освоить техники самообладания во время стресса, новые способы взаимоотношений.

ДБТ предполагает индивидуальную форму, тренинг навыков, телефонный диалог. Навыки эмоциональной регуляции позволяют сформировать самосознание, самоконтроль, действенную коммуникацию, стрессоустойчивость.

Когнитивная арт-терапия

Творческая концепция сочетает психологические основы и творческий процесс. Человек познаёт внутренний мир, предназначение и потребности. Арт-терапия способна раскрыть потенциал, способности через метафорические образы — цвет, символ, произведение.

Методика исследует воздействие мыслительных схем на эмоции, чувственности на поведенческие реакции. Подход способствует не только снижению напряжения, расслабленности, но и знакомству со своим Я.

И. Перемолотова, психолог и преподаватель МИП, считает, что подход успешно комбинирует структурирование, образный тип мысли, опору на метафоры, символы. Благодаря этому удаётся увидеть скрытые причины проблем индивида.

Терапия принятия и ответственности

Ветвь когнитивно-поведенческой терапии была создана американским исследователем С. Хейсом. Личная проблема специалиста сподвигла его к развитию учения, направленного на принятие своих чувств, переживаний без самокритики, осуждения.

Автор считает, что надо когнитивно принимать неизбежность разных обстоятельств, печальных чувствований. Направление помогает проживать разные ощущения без попыток их подавления, при этом не забывая о собственных идеалах, желаниях.

В ходе работы над осознанием, индивид учится жить в гармонии, а не в противоборстве с болью, страхами, негативными видениями.

Существует техника, которая помогает скорректировать любой автоматизм;

  • проверка мыслей на истинность (что говорит в пользу и против установки),
  • поиск иррациональной мысли,
  • обнаружение альтернативных вариантов,
  • освоение новых навыков.

Специалист помогает определить пользу и вред мыслей. Если когниция ограничивает человека, мешает саморазвитию, стоит отделить от себя мысль, действовать на основе ценностей, не придавать чрезмерного значения разным чувствам.

Когнитивная терапия, основанная на осознанности

Успешное учение базируется на техниках осознанности, позволяющих персоне жить в настоящем, когнитивно избавляясь от трудностей.

Суть концепции — прерывание автоматизмов, снижение ожидаемости неприятных ощущений на раздражители. Человек стремится когнитивно принимать, безоценочно проживать своё состояние. Удаётся замечать инстинктивные мысли, меняя к ним отношение.

Принцип осознанности предполагает отказ от самокритики, острого реагирования на мысли. Методика владеет разными медитациями, оказывающими благотворный эффект на психоэмоциональную составляющую.

Метакогнитивная терапия

Психотерапевтическое учение было разработано А. Уэллсом. Исследователь полагал, что все проблемы возникают не из-за содержания мыслей, а вследствие восприятия и обработки информации.

Когнитивно обрабатывая полученные сведения, может развиваться когнитивно-аттенционный синдром — набор искаженных размышлений. Иррациональные модели мышления включают мониторинг угроз, руминацию и защитные действия.

Мониторинг угроз бывает внутренним и внешним. Первый характеризуется проверкой своих ощущений, самочувствия, возможностей. Второй акцентируется на новостях, происшествиях, оценки внешности.

Под руминацией понимают зацикленность на мыслях, прошлых явлениях, их причинах, будущем.

Защитные действия направлены на подавление отрицательных мыслей, избегание ситуаций.

Функционально-аналитическая терапия

Один из эффективных видов КПТ возник благодаря М. Тсаи, Р. Кохленбергом в 1980-х годах. Контекстуальная модель психотерапии рассматривает совокупность поведения и терапевтических отношений. Она берет за основу принципы поведенческого знания — подкрепление, моделирование, генерализация.

Методика снижает симптоматику, улучшает качество жизни. ФАП корректирует не формы поведения, а их функцию.

Здоровое состояние оценивается с позиций осознанности, отваги, любви. Первый компонент предполагает учёт своих и чужих потребностей, ценностей. Второй элемент подразумевает открытое проживание своих чувств, последний — внимательное отношение к состоянию близкого.

В связи с правилами подхода психотерапевт оценивает рациональность поступков человека, провоцирует и усиливает функциональное поведение. Он корректно разъясняет поведенческую функциональность, следит за своим влиянием на действия индивида.

Техниками терапии являются анкета обратной связи, журнал эмоционального риска, выражение ощущений через письмо, 100 положительных моментов, письмо с гневом, благодарностью.

Хотите изучить методы КПТ? Тогда вам в Московский институт психологии! За 10 месяцев вы познакомитесь с основой этой терапии, с современной психологией, профессиональной этикой, новыми направлениями и как это всё применять для решения различных запросов клиентов. Подробнее о программе рассказали на сайте.