О гибели К-129 и последовавших за этим событиях написано очень много, но рассказ участника её секретного подъёма встретился мне впервые. Кэптен Джек Г. Ньюман служил на пяти подводных лодках как рядовым, так и офицером, в том числе офицером связи и штурманом USS Daniel Boone , первой американской подводной лодке с баллистическими ракетами, приписанной к Тихоокеанскому флоту. Позже служил аналитиком по подводным лодкам в Агентстве военной разведки, а также руководителем программы поддержки стратегических систем и инженером по ядерным устройствам в Национальной лаборатории Лоуренса в Ливерморе. Он является последним живым членом группы ЦРУ Project Azorian Hughes Glomar Explorer .
Мне удалось найти лишь один снимок, который можно более или менее надёжно атрибутировать как его фото:
Зачем вообще создавался этот проект под эгидой ЦРУ? Дело в том, что после обнаружения американцами останков лодки и тщательном их изучении с помощью подводных обзорно-поисковых аппаратов, им стало понятно, что с помощью специальной техники лодку можно было бы поднять со всеми находящимися внутри образцами оружия, секретной аппаратуры и документацией.
Кроме моноблочной боеголовки ракеты Р-21 в поднимаемой части также были бы найдены:
– две торпеды 53-56 с атомным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО);
– две торпеды СЭТ-53М;
– комплект секретной боевой и эксплуатационной документации в секретной части, находящейся на 1-й палубе 4-го отсека;
– аппаратура связи, в том числе и аппаратура ЗАС (засекречивающая аппаратура связи) в рубке связи, объединенной с постом ЗАС на 1-й палубе 2-го отсека.
- пост СПС (связь повышенной стойкости) с шифровальной аппаратурой и шифрокодами в 5-м отсеке.
Про этот пост ходило много баек, частично я остановился на них в более ранней статье об этой лодке и операции по её подъёму:
Ну, а теперь перейдём к статье Ньюмана, предлагаю её сокращённый перевод.
"...Это была сюрреалистическая сцена: восемь человек собрались на стальной палубе Moon Pool Hughes Glomar Explorer ,
все в защитных химкомплектах, ботах, и масках с избыточным давлением, чтобы ничто не проникло внутрь. Их внимание было сосредоточено на 11-метровом черном цилиндрическом объекте - носовой части советской подводной лодки К-129 , извлеченной с глубины около 5 500 метров, примерно в 1560 морских милях к северо-западу от Гавайев..."
Так выглядит этот отсек и захваты подъёмного устройства:
А так работает вся система:
[По свидетельству американской стороны, в момент подъема произошли разлом захватов и разрушение поднимаемого корпуса. В захватах остался только 1-й отсек с торпедным боезапасом.]
"...Внешняя поверхность поднятых обломков была волнистой и скрученной, создавая вид рептилии, сбрасывающей кожу. Вода и ил с океанского дна стекали на палубу Glomar Explorer , образуя лужи на ее поверхности, отражая яркий свет мощных фонарей.
Острый запах рифа во время отлива пропитал атмосферу. Что мы найдем — какой уровень радиации, если таковой имеется, будет мешать нашей работе? Будут ли человеческие останки? На эти вопросы вскоре будут даны ответы. Впереди нас ждало много 12-часовых смен с физическим и умственным истощением в конце.
Эта сцена произошла 50 лет назад, 8 августа 1974 года. Я был членом команды проекта «Азориан» Центрального разведывательного управления и единственным квалифицированным бывшим офицером-подводником на борту (с разведывательным опытом и десятью «боевыми» патрулями, как их называют русские).
Как погибла К-129 ? В чем была первопричина? Страдал ли экипаж или смерть была мгновенной? Какие непостижимые силы ее уничтожили? Эти вопросы были в центре моего внимания, и они останутся со мной навсегда.
Теперь, когда приближается 50-я годовщина подъема К-129 , настало время обсудить ее судьбу с точки зрения подводника и, как мы надеемся, помочь принести облегчение оставшимся семьям экипажа.
Я был одним из членов первой группы, входившей в поднятый отсек, вместе с директором миссии и его заместителями. Пока я надевал скафандр, директор миссии сообщил мне, что я первым поднимусь на борт и проползу внутри объекта , чтобы оценить общее его состояние . Когда процесс разборки будет завершен, я буду последним, кто уйдет.
Подводники, независимо от флага или национальности, являются особой породой, все они разделяют молчаливое обязательство: «или мы всплываем все вместе, или никто». Когда звучит сигнал к погружению, люки закрываются и задраиваются, клапаны вентиляции балластных цистерн открываются, лодка скользит под волны, и тогда мы все становимся братьями.
И когда мы начали наше глубокое криминалистическое исследование запутанных останков спасенного корпуса, мы на борту Hughes Glomar Explorer осознали, что те, кто находился на борту K-129, отдали все свои силы ради своей страны...
...Этот период времени конца 1967/начала 1968 года также был свидетелем некоторых знаменательных событий в теневой сфере разведки и контрразведки. В сентябре 1967 года главный уорент-офицер ВМС США Джон Энтони Уокер начал шпионить в пользу Советского Союза; он продолжал делать это до 1985 года. А 23 января 1968 года шпионский корабль USS Pueblo (AGER-2) был захвачен северокорейцами и доставлен в Вонсан. Вскоре после этого в Вонсане приземлился советский грузовой самолет, и русским был предоставлен доступ к Pueblo .
Мое личное мнение заключается в том, что критически важные разведданные по коммуникациям ВМС США попали в руки русских либо от Джона Энтони Уокера, либо от источников в Пуэбло , Вьетнаме, либо от всех вышеперечисленных. Разведданные могли быть проверены с помощью К-129, обследующей береговые коммуникации ВМС США в районе Гавайев.
К-129 проходила послепоходовое обслуживание, но неожиданно получила приказ на выполнение этой задачи. 13 февраля она была передана обратно экипажу, и на подготовку к походу оставалось всего 11 дней. Первостепенной задачей было привести K -129 в установленную боевую готовность.
В последнюю минуту обычный состав из 13 офицеров и 70 рядовых был увеличен до 14 офицеров и 84 рядовых, включая десять матросов со специальной подготовкой, но без морской практики. Дополнительные матросы, не входящие в состав экипажа, обычно были бы недопустимы на лодке с баллистическими ракетами, если только секретные приказы не устанавливали для неё особую задачу.
Прибыв на 40-й градус северной широты, К-129 повернула на восток к назначенному ей району патрулирования. Она должна была достичь его к полуночи 8 марта 1968 года и передать сообщение о своем прибытии.
Никакой передачи не было получено. Командир дивизии К-129 адмирал Виктор Дыгало рекомендовал организовать поисково-спасательную операцию (ПСО). Москва распорядилась, чтобы ПСО была готова, но не выполнялась до получения дальнейших распоряжений. Эти дальнейшие распоряжения вскоре последовали: когда К -129 снова не вышла на связь во время следующей запланированной передачи 10 марта, Москва дала зеленый свет ПСО. Она оказалась безуспешной, а остальное — история.
В течение многих лет адмирал Дыгало утверждал, что USS Swordfish (SSN-579) протаранил российскую лодку и потопил ее. Он сошел в могилу, веря в это. Дыгало заявил, что советское разведывательное судно расшифровало сообщение Swordfish в Йокосуку, в котором говорилось, что она направляется домой «после аварии в море». Советы рассматривали это как подсказку о том, что подводные лодки столкнулись.
Но ВМС США утверждали, что причиной повреждения перископа стал ледовый покров Японского моря, и что Swordfish находилась в 200 морских милях от К-129 во время её исчезновения.
Кроме того, в начале 1960-х годов были разработаны процедуры слежения американскими субмаринами. Они предписывали нашим лодкам оставаться как можно дальше позади советской субмарины, поддерживая контакт только посредством пассивного сонара. Если отслеживаемая лодка внезапно меняла курс или при движении задним ходом, наша лодка должна была держать нос направленным на цель, чтобы свести нашу акустическую сигнатуру к минимуму.
Ни в коем случае не рекомендуется увеличивать скорость, чтобы приблизиться к цели. Помните, что дизель-электрическая подводная лодка во время движения на электромоторах под водой — самая тихая из всех, чего не скажешь об атомной с её работающими насосами системы охлаждения реактора...
Причина гибели K-129 остается загадкой, о чем свидетельствуют многочисленные теории, выдвинутые для ее объяснения. Мое участие в извлечении ее останков, в сочетании с моим опытом службы на подводных лодках и опытом работы в качестве аналитика подводных лодок, позволяют мне сделать свои предположения. Основывающиеся также на записях подводных звуков в тот момент американскими средствами слежения за подводной обстановкой.
K -129 находилась под водой около 20 часов каждый день. Перед всплытием лодка должна совершить повороты порядка 90 градусов на оба борта, чтобы прослушать кормовые углы и убедиться в отсутствии следящего за ней соглядатая. После этого немедленно всплывает на перископную глубину, определяет погодные условия и направление волны, после чего поднимается на поверхность и начинается зарядка батарей, пополнение запасов воздуха, удаление мусора и т.п.
В поднятом носовом отсеке мы обнаружили часы, остановившиеся в 22:10 по времени Петропавловска. Соотнеся эти показания с записями американских акустических устройств, и своим практическим опытом, могу предположить ход развития событий.
21:20. Командир отдал приказ о повороте на 90 градусов на один борт, а затем на другой. Лодка находилась на глубине примерно 50 с чем-то метров.
21:25. Лодка начала всплывать на перископную глубину.
21:30. на перископной глубине лодка была удифферентована.
21:35. "Боевая тревога! По местам стоять, приготовиться к работе РДП." Море было исключительно бурным, поднятая шахта РДП должна была препятствовать заливанию морской водой внутреннего пространства лодки.
21:50. По причине которую невозможно теперь установить, морская вода начала поступать в воздухопроводы, ведущие в дизельный отсек. Оцените их диаметр, обозначены стрелками:
Была залита кормовая аккумуляторная батарея, производя массу хлора и водорода.
21:58. Ячейки батареи начали взрываться. Корпус лодки стал разделяться на две части. Кормовая часть стала быстро затопляться.
22:00. После взрыва батареи корпус разделился на две части. Носовая часть какое-то время сохраняла плавучесть.
22:06. Морская вода проникла в ракетные шахты уже на большой глубине. Были раздавлены баки с топливом и окислителем ракет №2 и 3. Произошли взрывы этой смеси.
22:10 часы в носовом торпедном отсеке остановились.
Я оцениваю, что морская вода попала в подводную лодку примерно за десять минут до трех акустических событий-предшественников, когда кормовая батарея была закорочена, сбросив свои 7500 ампер-часов на корпус, вызвав огромное количество газовой смеси, воспламенившейся от раскаленных клемм.
Затем кормовая половина быстро затонула. По пути рушились переборки отсеков, баллоны с воздухом высокого давления , кислородные баллоны, жесткие баки, аккумуляторы гидравлической системы, топливные и масляные цистерны, а также аварийные баллоны с воздухом для дыхания и торпедные аппараты с торпедами, все это врезалось в дно океана, за чем последовала леденящая черная тишина.
Экипаж в передней половине лодки едва успел загладить свою вину перед Создателем, прежде чем безболезненно уйти. Это было так быстро.
Зная, как мгновенно разрушается корпус на большой глубине, думаю, что подводники умерли, так и не успев почувствовать боли..."
[Анализ полученной информации при гибели "Трешера" позволил сделать вывод, что при превышении расчётной глубины погружения прочный корпус и все внутренние отсеки были полностью разрушены менее чем за одну десятую секунды (100 миллисекунд), что значительно меньше минимального времени, необходимого для человеческого восприятия любого события. Т.е. люди на борту лодки перешли в мир иной даже не ощутив этого.]
"...Я хотел бы оставить читателя с одним удивительным примером единства человечества. Ближе к концу демонтажа извлеченных останков K-129 в рамках проекта Азориан на палубе колодца Hughes Glomar Explorer был один большой баллон с воздухом, на котором видна едва заметная трещина длиной около четырех футов из десяти футов его длины. Разрезав цилиндр, к нашему полному изумлению, мы обнаружили книгу в твердом переплете, совершенно целую, неповрежденную.
Название этой чудом уцелевшей книги, принадлежавшей моряку, погибшему на службе у нашего противника в холодной войне, было « Короткие рассказы об американском Западе: ковбои и индейцы» .
Вот и пойди разберись..."
Конечно, это может быть и близкие к истине, но всё-таки предположения. Как и удивителен случай с книгой. Но надо обладать исключительной фантазией, чтобы выдумать подобную историю.
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: