Найти тему

Красноярск - утраченные храмы

Оглавление

Красноярск, как и большинство городов России, не избежал печальной участи, утраты культурного и архитектурного наследия. В частности, были разрушены несколько храмов, находившихся в центре города, что полностью изменило его архитектурный облик.

До революции 1917 года в Красноярском крае было 530 храмов. После революции, всего за несколько лет, открытым не осталось ни одного.

В список полностью утраченных каменных православных храмов Красноярска вошли: Воскресенский собор, Всехсвятская церковь, Богородице Рождественский собор, церковь Николая Чудотворца в Николаевской слободе, Спасская железнодорожная церковь и церковь Александра Невского в военном городке.

Всехсвятская церковь

История Всехсвятской церкви неразрывно связана с историей одноименного кладбища, впервые появившегося на карте города в последней четверти XVIII века. Возникновение же Всехсвятского кладбища было обусловлено процессом коренной реконструкции застройки Красноярска после опустошительного пожара 1773 года.

Участок под кладбище был выбран к западу от городской застройки, на опушке соснового бора (район современной территории торгового центра "Квант"), и к октябрю 1774 года на территории кладбища была выстроена деревянная однопрестольная церковь Всех Святых.

В начале 1797 года здание церкви погибло в пожаре. В октябре этого же года, на ее место перенесли деревянную церковь Благовещения, которая располагалась в районе пересечения современных улиц Ленина и 9 Января. Перенос деревянной Благовещенской церкви стал возможен вследствие принятия решения о строительстве на ее месте одноименного каменного храма.

В 1798 году новую деревянную кладбищенскую церковь переосвятили во Всехсвятскую. В сентябре 1812 года, "в день вступления французских войск в Москву" и эта деревянная церковь сгорела.

После этого события горожане приняли решение о сооружении взамен сгоревшего деревянного нового каменного храма. Церковь была заложена в апреле 1816 года в юго-западной части территории кладбища. Строительство завершилось в 1820 году.

В соответствии с планом Красноярска 1828 года, который предусматривал территориальный рост города к западу до Афонтовой горы, около Всехсвятского кладбища стали появляться дома горожан. Это обстоятельство понудило городские власти поставить вопрос о переводе Всехсвятской церкви в разряд приходских, а вместо нее выстроить новую кладбищенскую церковь. В 1835 году красноярская городская дума приняла решение закрыть Всехсвятское кладбище, как "состоящее внутри города", хотя захоронения на нем, практически прекратились еще в 1820 году.

Строительство новой кладбищенской церкви, получившей название Троицкой, началось в 1836 году на территории восточного кладбища, намеченного планом 1828 года (ныне Троицкое кладбище в Покровке), и закончилось в 1848 году.

Всехсвятская церковь имела самый большой в городе приход, например, в 1916 году — 5000 душ православного исповедования, в том числе духовных 57, военных 86, дворян 404, крестьян 474, мещан, купцов и цеховых (рабочих) 3979. В приходе было две церковно-приходских школы, богадельня для престарелых и библиотека.

Во Всехсвятской церкви крестился художник Василий Суриков.

Церковь Во имя Всех Святых — один из последних образцов творчества мастеров-каменщиков из Енисейска, Бусыгина и Огрыскова. О высокой квалификации И.И.Огрыскова свидетельствует тот факт, что в 1811-1815 годах именно ему была поручена достройка каменной Благовещенской церкви в Красноярске, вместо непонравившегося прихожанам иркутского мастера И.Прохорова.

До постройки Богородицкого Рождественского Собора Всехсвятская церковь была главной архитектурной доминантой территории, прилегающей к Новособорной площади.

Всехсвятская церковь была уничтожена в 1930-е годы — одной из первых в Красноярске.

После сноса, на месте церкви с 1940-х годов начали строить завод «Квант». В 2004 году во время реконструкции завода «Квант» были проведены археологические исследования Всехсвятского некрополя. Были вскрыты четыреста четыре захоронения.

Рождественский (Воскресенский) собор

-2

Первая церковь в Красноярске появилась еще в то время, когда он был острогом, в месте, где Кача сливается с Енисеем. Потом церковь обветшала, и в 1759 году началось строительство Воскресенского собора — первого каменного здания в городе.

Рождение каменного зодчества в Красноярске было длительным и трудным процессом. У его истоков стояли каменного дела мастера из Енисейска. Порядок строительства каменного собора был артельный. Церкви во многом были плодом коллективного творчества.

Собрания прихожан обсуждали, утверждали и нередко пересматривали представленный строителем и подрядчиком проект сооружения и смету расходов. Церковный староста, как выборный глава прихожан и представитель их интересов, контролировал ход строительства.

Широкие права приходского мира объясняются тем, что сооружение церквей, так же как и содержание их причта, лежало на плечах самих прихожан. Поэтому люди хотели знать, куда и как расходуются их деньги. Правда, вмешательство прихожан, желавших при всем прочем нести поменьше расходов, нередко препятствовало строителю или подрядчику в полной мере реализовать свой замысел.

Первый строитель собора Петр Титович Сокольников (1706—?) перевез из Енисейска свою семью — жену Федосью, сыновей Петра 9-ти лет, двухлетнего Семена и трех дочерей.

После отстранения от строительства Сокольников остался в городе, пытаясь обвинить в десятилетнем долгострое и растрате общественных денег представителя заказчика - протопопа Михайловского. Это ему не удалось, и собор достроил в 1773 году, крестьянин Паклин.

Злоупотребления при строительстве собора были допущены и при отливке колокола. Подряд на эту работу в 1769 году получил томский цеховой Савельевский. Когда отливку освободили от формы, то выяснилось, что у колокола нет «ушей» и «сковороды». Оказалось, что из приготовленной меди кто-то украл 10 пудов.

-3

Пожар 1773 года уничтожил Красноярский острог и практически весь город, после пожара осталось только 30 домов. Из церквей, уцелели Благовещенская церковь и Воскресенский собор. Сгорела и первая красноярская соборная Преображенская церковь.

Особой достопримечательностью Воскресенского собора являлся огромный колокол весом в 1000 пудов. Кроме того, как отмечал один из справочников, из церковной утвари в соборе были уникальными деревянный потир с живописными изображениями, который, по преданию, относился ко временам Бориса Годунова, и небольшой колокол, надпись славянскими буквами на котором гласила, что он по указу императора был доставлен из Москвы в Сибирь, в Красный Яр.

Воскресенский собор был широко известен еще и тем, что в его приделах были похоронены многие известные люди. Здесь например был похоронен крупный золотопромышленник, меценат Петр Иванович Кузнецов. На его средства была поставлена каменная колокольня и на нее водружен 1000-пудовый колокол. Кузнецов выделил денежные средства и на поездку молодого Василия Сурикова в Петербургскую академию художеств и потом оплачивал его учебу.

Наконец, в ограде Воскресенского собора похоронен Николай Петрович Резанов. Полномочный посол в Японии, действительный камергер, прославился своим участием в первой российской кругосветной экспедиции Крузенштерна — Лисянского и тем, что был одним из учредителей Российско-Американской компании, многое сделал для освоения русскими Северной Америки. Ему посвящена рок-опера «Юнона» и «Авось».

Похоронили Н. П. Резанова на самом почетном месте — непосредственно у окна престольной абсиды по восточной стене храма. Сначала здесь поставили скромный кирпичный памятник, а позже на средства Российско-Американской компании был установлен большой гранитный мавзолей.

С окончательным сносом собора были ликвидированы и все захоронения в его ограде. Никто не вспомнил А. С. Пушкина, который в свое время писал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». И еще: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости».

Старый собор, как его именовали в народе, благополучно просуществовал до 30-х годов ХХ века. В декабре 1935 года крайисполком принял решение о прекращении в нем церковной службы, а по сути — о ликвидации храма. Вскоре купол церкви был снесен, уникальный колокол сброшен на землю.

В 1935 г. собор был передан крайсовету для организации в нем аэроклуба и призывного пункта. В итоге здесь размещался механический завод местпрома.

Во второй половине 1950-х годов по заключению совета по охране памятников культуры Академии наук СССР Воскресенский собор в Красноярске был признан ценнейшим памятником архитектуры.

Было предложено «реставрировать собор с реконструкцией глав по материалам сохранившихся фотографий и восстановить сохранившуюся ограду. Восстановить памятник русскому путешественнику Резанову, на что имеются документы от президиума Всесоюзного географического общества. Сам собор может быть использован под музей. Вокруг собора следует разбить сквер».

В Министерство культуры РСФСР было отправлено письмо с просьбой выделить специалиста и средства для восстановления Воскресенского собора, а над могилой «видного учёного Н. П. Резанова, пионера освоения Аляски и Калифорнии», организовать шефство. Осуществлять его должны были сразу четыре организации: школа № 27, управление ЕнУРП, дом учителя и механический завод.

Вскоре отношение городских властей к собору изменилось. Исполком горсовета принял новое решение: «признать нецелесообразным предложение комиссии о реставрации и восстановлении Воскресенского собора, как не представляющего собой ценного исторического памятника архитектуры».

В начале 1960-х годов Воскресенский собор был окончательно разрушен, могила командора Николая Резанова утеряна.

В 1983 году на месте разрушенного собора было построено здание филармонии с двумя концертными залами — большим и малым. При строительстве культурный слой не исследовался, археологических работ не проводилось.

Площадь перед собором сразу после революции была переименована в площадь Просвещения, или площадь Искусств. Ныне она носит название площадь Мира.

Богородице Рождественский собор - Кафедральный собор

-4

10 октябре 1843 года в Красноярск пришло официальное известие о рождении 8 сентября того же года цесаревича Николая Александровича. Красноярские золотопромышленники в честь такого радостного для всех российских подданных события:

...на память счастливейшего события сего и в благодарение Всевышнему за особенное к ним Его милосердие в здешнем крае по делам золотопромышленности, дарованной Высочайшей волей Государя Императора, — положили они принести, дар каждого и по усердию к делу благому от избытков своих, чрез добровольную подписку, на построение в губернском городе Красноярске, на новой площади, что на западной стороне города, соборного храма,— для чего тогда же подписали 96 400 рублей серебром.

Деньги были вручены купцу 1-й гильдии Исидору (Сидору) Григорьевичу Щёголеву. Автором архитектурного проект храма был известный архитектор Константин Андреевич Тон.

8 июля 1844 года император такое решение красноярцев одобрил. Через год в основание храма заложили первый камень. Строительство начали на площади нового базара. Площадь располагалась не в центре города, а на окраине. Предполагалось, что на ней вдоль ее южных и северных краев вырастут здания административного управления городом: «присутственные места», почта, полиция, — с северной стороны, городская дума, гостиный двор и биржа — с южной. Дома генерал-губернатора и гражданского губернатора должны были возвышаться с западной и восточной сторон площади. Все проекты, кроме гостиного двора, не реализовались. К 1849 году строительство храма было уже фактически завершено.

Но, из-за ошибок, допущенных при строительстве, во время случившегося 29 сентября 1849 года землетрясения произошло обрушение центральной части здания. В результате разрушенное здание собора (кроме колокольни) было разобрано.

...но 29 сентября 1849 года, верхние своды с кумполом пали, стены растрескались и здание все, кроме колокольни, было разобрано.

По счастливой случайности никто не пострадал. Восстанавливать обрушившийся собор взялся И.Г.Щёголев. Он один, на собственный капитал, по прежнему плану и на старом месте под наблюдением архитектора Якова Набалова воздвиг новое здание. Щёголев объявил духовному начальству, что построение храма со всею утварью, ризницею и колоколами стоило ему 560 000 рублей серебром. В мае 1861 года храм был открыт.

Архивы сохранили интересный документ, датируемый июлем 1861 года:

...состоящий на службе при наследнике цесаревиче флигель-адъютант Рихтер уведомил обер-прокурора Святейшего Синода, что почетный гражданин, купец 1-й гильдии И.Г.Щеголев окончил постройку собора, воздвигнутого в ознаменование дня рождения Его Высочества... Упомянутый храм построен иждивением и попечением сего купца.

В докладе чиновника содержалась и краткая характеристика сибирского купца о том, что он

...имеет две золотые медали для ношения на шее: одну — Святой Анны, пожалованную в 1844 году за пожертвования на богоугодные заведения, и другую — на Владимирской ленте, пожалованную в 1853 году за службу в звании старосты Покровского собора.

Царская фамилия была тронута таким верноподданническим поступком сибирского купца. В подарок храму и всем красноярцам императрица прислала икону и полную ризницу.

Духовенство же, зная, какую огромную сумму он потратил на строительство храма, считало, что Щёголева попросту обокрали. Вот как об этом писал первый епископ Енисейский и Красноярский Никодим:

Кафедральный собор Красноярска есть копия Благовещенской церкви в Петербурге... стоил храмосоздателю, как он объявил (и, конечно, не солгал), шестьсот тысяч рублей.

О, Боже! Петербургский собор, его товарищ и предшественник, стоил не более шестидесяти тысяч рублей. Остальные же поглотили архитекторы, комиссии, ревизоры и все, что есть власть, — администрация. Эти враны ненасытные в Сибири приводят в ужас население насилием, грабежами, утеснением.

Размеры собора поражали современников: длина внутри составляла 26 сажен (55 метров), высота — 19 сажен (40 метров, примерно 13-этажный дом). Отапливался четырьмя пневматическими печами, был светел, просторен, зимой в нем было тепло и сухо. В наличие была своя библиотека, насчитывавшая 700 экземпляров редких книг и журналов.

В апреле 1863 г. Никодим обратился к губернатору П.Н.Замятнину с предложением о постройке каменной ограды вокруг Кафедрального собора. В своем ответе 16 апреля 1863 г. губернатор, одобрив постройку каменной ограды, в свою очередь высказал ряд предложений, а именно: «В линию ограды выстроить 10 или 12 каменных невысоких лавок или магазинов, обращенных дверями к базарной площади, от отдачи которых в наем, по моему мнению, можно будет получать постоянно значительный доход в пользу соборного духовенства». Построить их губернатор предлагал на средства духовенства. Кроме того, он предложил в ограде собора в целях украшения храма сделать посадку деревьев «подобно тому, как это устроено в Петербурге».

В 1863 году вокруг собора Щёголевым сделана каменная с чугунными решетками ограда с тремя чугунными воротами, а на восточной стороне построена каменная часовня. Ограда в окружности имела 220 сажень. Для жительства служащих были приобретены 8 деревянных домов поблизости. Два из которых были пожертвованы так же Щёголевым, три построены на добровольные пожертвования.

21 июня 1873 года в нем побывал Его Императорское Высочество Государь Великий Князь Алексей Александрович, который возвращался из Америки в Россию через Сибирь.

1 мая 1921 года на митинге было принято решение переименовать Новособорную (Новобазарную) площадь в площадь Революции.

В декабре 1935 года Крайисполком принял решение о сносе собора с тем, чтобы на его месте построить Дом Советов.

В 1936 году профессору А. Д. Крячкову поручили разработать проект здания Дома Советов, которое предполагалось построить на месте разрушенного собора. Вокруг здания планировалось соорудить сквер. Строительство архитектурного ансамбля площади Революции (площадь получила новое название в мае 1921 года) было завершено только в 1956 году. Кроме собора были разрушены торговые ряды и торговый центр «Пассаж».

Московский Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году. Богородице Рождественский кафедральный собор был взорван 12 июля 1936 году.

-5

...о том, что собор будет взорван, неоднократно объявлялось по радио, чтобы предостеречь жителей от несчастного случая. За несколько дней до этого события мы, группа мальчишек, пробрались через ограду и проникли внутрь здания. Собор был абсолютно пуст, лишь местами валялись куски штукатурки и мусор. Наши голоса гулко отдавались под высокими сводами. По всем четырем углам в подземелье вели ступени. Спуститься туда мы уже побоялись.

...И вот этот час настал. Я вместе с братьями высунулся из окна нашей квартиры на втором этаже большого деревянного дома по улице Лебедевой, который стоял как раз на пригорке, и оттуда собор был виден как на ладони. Раздался один взрыв, другой... Самый высокий купол собора покачнулся, рухнул вниз, и все потонуло в огромном облаке пыли.

Потом долго, не один год, гору кирпичей разбирали, куда-то увозили. Говорили, что из них построили здание аэроклуба, один из корпусов фабрики фотобумаги (будущий завод «Квант»).

На фундаменте храма было построено здание Дома Советов (ныне администрации Красноярского края). В центре площади в 1970 году был установлен памятник В. И. Ленину (скульптор Борис Пинчук). По периметру площади были построены здания Совнархоза, управлений железной дороги и Аэрофлота, Центра научно-технической информации, универсальной научной библиотеки Красноярского края.

Церковь в Николаевской слободе

-6

В конце XIX – начале XX века началось строительство Транссибирской железной дороги, проходившей и через Красноярск. В городе селились люди, тесно связанные с нею: рабочие, служащие.

С 1897 года все они селятся в том месте, которое позже стало называться Николаевской слободой. Этот район города появился самым последним, накануне XX века, и оказался самым проблемным. От основной части города он был отделен железнодорожными путями, которые представляли большие трудности для передвижения жителей слободы.

Благоустройство этого района практически отсутствовало. В слободе не был проведен водопровод, который уже был в других районах города. Воду брали из колодцев. А так как район находился на возвышенности, то перебои в доставке воды были частым явлением. Не было электричества, канализации. Виадук был построен гораздо позже, и жители добирались через железнодорожные пути до центра города с огромным трудом.

Документы того времени сообщают: «…слобода отрезана несколькими ж/д путями, на которых постоянно маневрируют паровозы, проходят поезда и стоят вагоны; было даже несколько человеческих жертв…» «…слобода отрезана от города сплошным забором…»; «…все прочие неудобства, сопряженные с переходом через линию, имеющие для всей Николаевской слободы один переезд и один проход для пеших, женщин с грудными детьми и стариков…».

Из этих документов мы видим, как непросто жилось слобожанам. Кроме того, в слободе существовала большая секта баптистов, что не могло не беспокоить власти города. Поэтому неудивительно, что еще в 1908 году у них зародилась мысль о строительстве храма и создании собственного прихода.

Вопрос о строительстве церкви был неоднозначен, так как в это же время рядом с железнодорожным вокзалом строилась Спасская церковь, которая была центром большого прихода, объединявшего в себе значительный участок Сибирской железной дороги. Причт этой церкви всячески противился появлению еще одного храма, но николаевцы настояли на своем.

В декабре 1908 года сход жителей Николаевской слободы подал прошение в Городскую Думу с просьбой разрешить строительство каменной церкви. В январе 1909 года получили согласие Городской Управы, которая выделила под строительство довольно значительную территорию: «1200 кв. сажен рядом с базарной площадью и пожарной каланчой в слободе». А в 1913 году был создан Николаевский приход, который «выделился из прихода жел.-дорожн. Спасской церкви при ст. «Красноярск» Томской ж.д.»

Получив разрешение на строительство церкви, жители Николаевской слободы избрали Церковно-строительный комитет, который целых два года прилагал минимальные усилия для осуществления поставленной перед ним задачи. Кроме того, что был вырыт котлован и закуплены кое-какие материалы, больше ничего сделано не было. Ситуация резко меняется в 1911 году, когда состав комитета был переизбран слобожанами и его возглавил энергичный и целеустремленный житель Николаевки Докучаев Петр Васильевич.

Можно сказать, что с этого момента начинается главная страница в истории Николаевской церкви. Место для строительства церкви было выбрано чрезвычайно удачно. Вот что писала газета «Красноярец» 26 апреля 1911 года: «Место постройки выбрано очень удачно, с него открывается панорама всего города». Поскольку слобода располагалась на возвышенности, вид и в самом деле был замечательным. В панораму вписывался не только город, но и величественный Енисей, и правый берег с темно-зеленой тайгой. Одним из важнейших стал вопрос о создании проекта будущей церкви. Он был рассмотрен и одобрен Строительным Губернским Управлением от 10 мая 1912 года.

16 мая 1912 года проект был утвержден Енисейской духовной консисторией. За основу был взят типовой проект каменной церкви из альбома К.А. Тона «тип 25», который впоследствии был изменен местным архитектором Сергеем Геогриевичем Дриженко применительно к окружающей местности и потребностям прихожан. В отличие от тоновского проекта, исправленный проект был более вытянут вверх, а в оригинальном проекте церковь выглядит более приземистой.

Судьба церкви трагична: службы в ней прекратились в конце 20-х годов прошлого века. В 1943 году жители Николаевки сделали попытку уговорить городской совет отдать им здание храма. Шла Великая Отечественная война, службы во многих церквях были разрешены, наверное, это и подвигло николаевцев на такую просьбу. Им было отказано, т.к. в 30-е годы в помещении церкви находились сначала мастерские, а затем мужское общежитие. К началу 40-ых годов здание совсем было заброшено. В Горсовете объяснили, что в фундаменте огромная трещина, и здание может в любой момент рухнуть. Так и осталась церковь стоять неприкаянной. Бывший житель Николаевки, тоже помнит, что после войны церковь без куполов, без крыши, без колокольни, но еще стояла возле рынка.

Как всегда в истории реальность тесно сплетается с мифологией. Сохранилась легенда о том, что когда просители возвращались зимним днем 1943 года от городских властей, им встретилась жительница слободы. Узнав, откуда они идут, она рассказала, что видела сон, в котором ей приснилась плачущая Богоматерь. Фраза, которую женщина запомнила из своего сна: «Церкви на этом месте больше не бывать!». Время подтвердило: этому архитектурному памятнику здесь больше нет места. Так или иначе, но маленький пятачок, оставшийся от огромной площади, которую занимала церковь, и на который со всех сторон наступают новостройки, кажется, в самом деле оправдают сон бывшей прихожанки. Здесь уже церкви не будет никогда.

Спасская железнодорожная церковь

-7

Красноярск – один из городов «Великого Сибирского пути». Под нужды железной дороги был отведен большой участок города. По этому поводу городские власти и Управление Сибирской железной дороги много спорили. Красноярские власти критиковали, и не без основания, железнодорожное начальство за присвоение городских земель. «Железная дорога является постоянным тормозом в стремлении населения застраиваться на пустопорожних городских землях и если бы железнодорожный путь не прерывал сообщения одной части города с другой, то и без железнодорожного поселка указываемая местность застроилась бы обывательскими зданиями». Однако руководство железной дороги не было намерено возвращать городу землю, стремясь всеми силами сохранить полученное для своих настоящих или же будущих нужд. Стали появляться районы города, заселенные рабочими и служащими железной дороги. Алексеевская и Николаевская слобода, потеснили окраинные районы, так называемые Теребиловку и Сахалин. Складывается большой железнодорожный район на юго-западе Красноярска. Здесь вырастают железнодорожный вокзал, мастерские, депо, служебные строения. А в начале XX века руководство Сибирской железной дороги высказало пожелание построить церковь при станции Красноярск.

Мысль о строительстве церкви при железнодорожной станции не была новаторством управляющих железной дорогой. Дело в том, что еще в 1891 году Цесаревич Николай Александрович, в будущем император Николай II, возвращаясь из своего путешествия через территорию Сибири и Дальнего Востока, отметил недостаточность количества церквей в этих районах.

О необходимости постройки церкви вблизи станции Красноярск заговорили в 1898 году. Священники Всехсвятской церкви, к причту которой и относилось население станции Красноярск и близлежащих населенных пунктов (Заозерная, Клюквенная и т.д.), не справлялись со своими обязанностями из-за многолюдства прихода.

Рассматривалось несколько вариантов, где территориально может располагаться новая церковь, все они были отвергнуты и в итоге, власти место в строящейся Николаевской слободе, в полосе отчуждения железной дороги. Так было принято решение в 1901 году строить церковь для рабочих и служащих железной дороги рядом с вокзалом станции Красноярск.

Вызывает споры личность архитектора церкви, который как ни странно, не был упомянут в документах. Предполагалось, что это мог быть либо Сергей Георгиевич Дриженко, который являлся, с 1908 по 1930 год городским архитектором Красноярска, либо, В.М. Павловский - инженер-путеец, занимающий должность начальника Сибирской железной дороги. Хотя, оба кандидата не имели достаточного опыта (а Павловский даже специального образования), они могли быть архитекторами на строительстве, поскольку в XIX веке страна испытывала острую нехватку людей, способных не только строить, но и проектировать здания. «Россия нуждалась в квалифицированных кадрах – инженерах, строителях, техниках, архитекторах. Тем не менее, больше склоняются к кандидатуре Павловского, поскольку, натянутые отношения между городскими властями и железнодорожным начальством привели к тому, что строительство церкви городу было неинтересно.

Строительство железнодорожных церквей, по негласному распоряжению Его императорского Величества, считалось такой же важной задачей, как и строительство самой железной дороги. Таким образом, инженеры путей сообщения, возглавлявшие строительство, считали за честь стоять во главе церковного строительства.

Днем рождения храма, принято считать 19.04.1902 года. Рассчитана церковь была на 1000 человек молящихся»

Эта церковь также строилась по проекту архитектора К.А. Тона, и в проект были внесены некоторые изменения, применительно к местным условиям. К числу таких изменений, например, следует отнести увеличение размеров окон храма. После революции, когда церковь на короткое время превратили в дом культуры железнодорожников, газета Красноярский рабочий от 4 мая 1924 года писала, что огромные окна – единственная возможность для местных ребятишек смотреть кино, так как их не допускают в зал.

Строилась церковь долго, не в течении года, как ожидало железнодорожное начальство, а в течении 11 лет по причине недостаточности средств. Выделенных средств в размере 40 000 рублей не хватило, отпуск денег из фонда имени Императора Александра III был совершенно прекращен. Для доведения постройки церкви до конца и полного ее оборудования инвентарем и иконостасами по сметным исчислениям требуется еще большая сумма, поэтому, единственным источником для изыскания недостающей суммы могли стали добровольные пожертвования. В 1910 году железная дорога получила 12 000 рублей из кружечного сбора на достройку храма, который возведен в этот период до куполов. Таким образом, из церкви, строительство которой было санкционировано начальством «сверху» она превращается в церковь, которую строили, а точнее достраивали, всем миром.

Но, несмотря на обширную кампанию по сбору пожертвований, денег на внутреннее убранство храма так и не хватило.

Тем не менее, причт просит дать разрешение освятить храм и начать службы. Прошение было удовлетворено, и церковь была освящена 21 февраля 1913 года малым освящением. Дату приурочили ко дню празднованию 300-летия царствующего дома Романовых. Широкую известность в местной периодической печати получил хор, существовавший при Спасской железнодорожной церкви.

-8

Спасская железнодорожная церковь прекратила свое существование в 1928 году. Она была разрушена, а из оставшегося от нее материала построена столовая для рабочих. Об этом сообщает газета Красноярский Рабочий за 1928 год. «Бывший поповский оплот – железнодорожная церковь, по желанию рабочих, разбирается. Материал пойдет на постройку столовой для рабочих железнодорожников. Сейчас идет копка котлованов и сооружение приспособлений с постройке зданий столовой. Корпус здания будет строиться с весны, пока же идет подвозка к месту постройки строительного материала».

Сейчас трудно определить точное место, на котором стояла церковь. В плане города Красноярска от 1914 года местоположение Спасской железнодорожной церкви не указано, известно только, что она находилась недалеко от ж/д вокзала. Возможно, это объясняется тем, что даже в тот момент церковь еще не была окончательно достроена.

Есть мнение, что здание церкви было разрушено не полностью, остался участок стены, который решили не разбирать, а использовать стеной при строительстве нового здания. Однако эти слова невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. К сожалению, церкви была уготована печальная судьба. Она не простояла и двух десятилетий. Ее постигла участь многих других культовых памятников нашей страны. Что относится и к наследию Константина Андреевича Тона. Не мог проект этого гениального русского архитектора остаться нетронутым, ведь всем было известно, что архитектор К.А. Тон был любимым зодчим императора Николая I, и, по мнению революционных деятелей, всего лишь «сметливый каменщик». Все это делало судьбу его творений особенно трагичной: соборы К.А. Тона – олицетворение самодержавного прошлого и религиозного «опиума для народа».

Словно злой рок преследовал творения архитектора в Красноярске. Сначала была разрушена Спасская железнодорожная церковь при станции Красноярск, затем, в 1936 году был снесен возможно красивейший памятник архитектуры города – Богородице-Рождественский Кафедральный собор, а после, приблизительно в 1950 году, окончательно была разрушена Николаевская церковь в Николаевской слободе, созданная по образцовому проекту все того же Константина Андреевича Тона. Единственным напоминанием сегодня о творчестве этого архитектурного гения в Красноярске остается часовня Параскевы Пятницы на Покровской горе – произведение, возведенное по мотивам построек К.А.Тона.

-9

Александро-Невская военная церковь в Красноярске

-10

Александро-Невская батальонная церковь, была сооружена в Красноярске в 1873 году и в отличие от «гражданских» этот храм представлял собой специальную постройку для духовных нужд военных.

Новый храм строить не хотели и согласие на это было получено не сразу. Солдаты были приписаны к Всехсвятской церкви, а кроме того, они посещали Кафедральный собор, поэтому церковные власти, зачастую не поощряли строительство новых приходских церквей, считая их «лишними». Определенную роль сыграл видимо и хозяйственный интерес: доход от приобретаемых в соборе свечей солдатами батальона Кафедральному собору терять не хотелось.

Но, с другой стороны нарастало напряжение. Служители Всехсвятсокой церкви жаловались в Констисторию что в очередной раз рекруты батальона не оставили места прихожанам на службе. А протоирей Касьянов пожаловался на то, что батальонный священник И. Рачковский не желает помогать вести службы, а после посещения Кафедрального собора солдатами остается беспорядок, который никто не желает убирать.

Учитывая все изложенное, вопрос был решен в пользу строительства церкви. Разрешение на это было получено после того, как в Консисторию сообщили, что в финансировании строительства церковь не нуждается, так как нашлись добровольные жертвователи.

Церковь перестала существовать 6 февраля 1923 года, она сгорела, причиной пожара, стала неисправность печей в церкви.