Странности политики Китая в первые десятилетия существования КНР известны давно, но продолжают поражать воображение. Причем особенно впечатляет их размах – китайцы оперировали категориями не менее миллионов и миллиардов.
К сожалению, именно размах вызывал к жизни и грандиозную «ответку» в случае провала масштабных начинаний. Именно так случилось с кампанией по уничтожению сельскохозяйственных вредителей.
Теория борьбы с дармоедами
В 1958 году в Китае стартовала кампания так называемого Большого скачка (ну любят там звучные названия, ничего не поделаешь!). Это должен был быть целый комплекс мероприятий, призванных вывести отсталую, разоренную длительными войнами страну из бедности и стимулировать быстрое промышленное развитие.
Идея сама по себе была актуальной, вот только не все предлагаемые меры оказались реально применимыми. Из-за этого Большой скачок вместо ожидаемых благ принес стране новые трудности.
Среди предлагаемых мероприятий числилось и решение продовольственной проблемы. В Китае мало пригодных для земледелия земель и много людей, так что вопрос архиважный.
Среди прочего, было указано, что нехватка продовольствия зачастую усугубляется из-за наличия многочисленных сельскохозяйственных вредителей. Среди них было определено четыре главных: комары, мухи, крысы и воробьи.
Заместитель министра образования, Чжоу Цзянь, биолог по специальности, указал, что в Китае 2,5 млрд. полевых воробьев (в этой стране нет привычного нашим горожанам городского воробья, там даже в городах проживает вид Passer montanus, то есть полевой воробей), и за год они съедают столько зерна, сколько его нужно для пропитания 35 млн. человек.
Числа впечатляющие, ничего не скажешь! Поэтому не удивительно, что к мнению заместителя министра прислушались. В список вошли и другие вредители, однако именно с воробьями бороться оказалось проще всего.
Дело в том, что мух и комаров не выведешь, хлопая ладонями – это даже тогда в Китае понимали. Для этого требуются серьезные санитарные мероприятия и большое количество химических инсектицидов, а на них не было денег.
Ловить самолично крыс человеку тоже несподручно, а ловкость этих животных в избегании отравленных приманок и ловушек давно вошла в легенды. Мобилизовать же население на разведение кошек как-то не додумались.
А вот воробьев можно было эффективно истреблять силами многочисленных китайцев. И это делалось.
Как это было
Вообще реализация антиворобьиной кампании была даже веселой и напоминала шумное народное гулянье. Школьники с удовольствием прогуливали уроки, занимаясь вместо этого стрельбой из рогаток (вполне поощряемой родителями и учителями!). Студенты и вообще молодежь собирались компаниями. Соседи устраивали общедеревенские или квартальные (в городах) мероприятия.
В ход шел непосредственный отстрел, разорение гнезд. Молодежь вдохновенно шарила в разных щелях, на чердаках и под крышами. Но главным способом была своеобразная загонная охота.
Воробей – не буревестник, он не может долго держаться в воздухе. Примерное его «летное» время – всего четверть часа, дальше птичка может просто рухнуть от переутомления. Вот на этом нехитром факте и основывался прием.
Толпы народу вооружались разными пугающими предметами – тазами, пустыми ведрами, колокольчиками, флагами, ветками, метлами... Годилось что угодно, лишь бы им можно было махать или издавать максимально громкие звуки. И начиналось развлечение.
Жуткий концерт для тазов и молотков с оркестром сопровождался танцами метел, тряпок, веток, флагов, и заковыристыми ариями самих загонщиков. Задача состояла в том, чтобы до полусмерти напугать воробьев, заставить их взлететь и находиться в воздухе долее этой самой четверти часа.
Все. Далее полумертвых птиц в прямом смысле можно было собирать с земли голыми руками. Их грузили лопатами в самосвалы, сгребали в кучи размерами с приличный скифский курган...
За 3 дня было уничтожено сразу 900 тыс. птиц. Всего же антиворобьиная кампания 1958 года привела к уничтожению не менее 2 млрд. пернатых.
Неожиданный результат
Первое время в Китае были очень довольны результатами кампании против воробьев – урожай 1959 года выдался баснословным! Правда, некоторые крестьяне отметили увеличение на полях числа различных насекомых, но отличный результат трудов как-то отвлек внимание от этого факта.
А в 1960-м году разразилась катастрофа. Поля оказались буквально покрыты различной мелкой живностью, уничтожавшей крестьянские посадки. На рис и гаолян набросились дивизии пядениц, армии долгоносиков и белянок, корпуса саранчевых... Вся эта проглотистая масса жевала, не переставая.
Теперь едва не все население страны от мала до велика было брошено на борьбу с насекомыми. Но пришлось признать невеселую правду: в деле борьбы с саранчой и долгоносиками человек, даже китаец, значительно уступает в эффективности воробью!
Страну поразил сильнейший голод. Число его жертв до сих пор не установлено достоверно, но это минимум 10 миллионов человек, а скорее всего 20 миллионов или даже больше.
Понятно, что антиворобьиная кампания немедленно была прекращена. Хуже того – Китай обратился за помощью к СССР и Канаде, прося прислать ему воробьев!
Кто выиграл от всей этой истории – советские пионеры, жившие в близких к Китаю регионах! За «экспортного» воробья (пойманного живым, здоровым и в товарном виде) платили неплохие по тем временам деньги! И дети помогали братскому Китаю изо всех сил!
А почему так?
Импорт помог, и через несколько лет численность воробьев в Китае (их теперь охраняли!) восстановилась. Надо заметить, что руководство страны признало свою ошибку. Но в чем она, собственно, состояла? Почему намерение защитить от птиц посевы привело к голоду?
Все дело в изначально неправильной посылке, определявшей воробья как птицу, питающуюся преимущественно зерном. Да, зерно воробьи тоже едят, и этим наносят определенный вред (если их слишком много). Но в целом птица это всеядная, и значительную часть ее меню (ровно как и «детскую смесь» для выкармливания птенцов) составляют именно насекомые!
То есть, причиняя незначительный вред поеданием зерна, воробьи с лихвой компенсируют его уничтожением вредителей. Таким образом человека они оставляют скорее в плюсе.
Далее. Китайские антиворобьиные массовые мероприятия не могли действовать избирательно исключительно на воробьев. От них страдали и другие небольшие птицы, и многие из них также были насекомоядными и уничтожали немалое количество шестиногих сельскохозяйственных вредителей. Эти птицы, даже не включенные в кампанию борьбы, гибли просто заодно с воробьями, тем самым усугубляя ситуацию с размножением вредных насекомых.
Все это при планировании Большого скачка учтено не было. Кажущаяся легкость победы над «вредителями» отвлекла внимание.
Истории известны и другие несчастья подобного рода, произошедшие потому, что люди предпринимали масштабные вмешательства в природу, не просчитав как следует возможные последствия. До размаха китайской трагедии результаты не доходили, но проблем всегда было немало. Посему следует десять раз думать, прежде чем вмешиваться в природный порядок вещей!
Друзья, поставьте 👍если вам понравилась статья. Спасибо!